Радонеж | Алексей Харитонов | 16.07.2012 |
Время от времени — в прессе и в блогах — появляются призывы к Церкви быть современнее. Пересмотреть свои взгляды на то, другое и третье — на исключительность Христа (теоретически — чтобы не обижать иноверцев), на брак и семью (чтобы не сердить гей-активистов), на аборты (чтобы не огорчать абортмахеров). Если Церковь этого не сделает — предостерегают нас — современные люди потеряют к ней интерес. Она превратится в маленькую, неинтересную никому и презираемую всеми, секту, мимо которой современный мир будет проноситься, не притормаживая. Церковь, мол, отталкивает от себя современных людей своей приверженностью средневековым догмам. Эдак, отказываясь идти навстречу общественности, она рискует совершенно остаться без прихожан.
В такого рода призывах нет ничего нового — на Западе они раздаются, по крайней мере, с шестидесятых годов прошлого века, и более того, ряд крупных христианских общин к ним прислушался. Об этом напомнили и недавние новости относительно одной из либеральных деноминаций — Епископальной Церкви США. Новостей две, и, на первый взгляд, они кажутся не связанными. Во-первых, эта община официально приняла обряд благословения однополых «браков», имитирующий церковное венчание — с обменом кольцами и всем остальным. Во-вторых, она выставила на продажу здание своей штаб-квартиры, поскольку уже не в состоянии его содержать.
В чем причина таких финансовых затруднений? Это община стремительно теряет прихожан. Они разбегаются — как поодиночке, так и целыми диоцезами. Руководство Епископальной Церкви потратило 18 миллионов долларов на судебные процессы, стремясь вернуть здания церквей, общины которых порвали с ее руководством. Ирония ситуации — на которую обращают внимание американские журналисты — в том, что эти здания, по-видимому, будут стоять пустыми и запертыми. У Епископалов просто нет прихожан, чтобы их заполнить, а продать их нелегко.
В свое время Епископальная Церковь была крупнейшей христианской общиной США. Сегодня она в двадцать раз уступает в численности американским баптистам и в тридцать три раза — католикам. Только в период с 1991 по 2002 год численность этой деноминации сократилась с 3.4 до 2.3. миллионов человек, на 32%. Последующая статистика продолжает показывать отток прихожан — в этом отношении результаты епископалов худшие в стране.
Почему? Как пишет обозревательница Шарлотта Аллен, «Ускоряющийся распад Епископальной Церкви США, когда крупные приходы и целые диоцезы порывают с ее руководством, связан не только с геями-епископами, благословением однополых союзов и женщиной-архиепископом. Это, скорее, распад либерального христианства в целом.
Либеральное Христианство сорок лет назад продвигалось его сторонниками в качестве будущего Христианской Церкви. Вместо этого, как это очевидно для всех, кроме нескольких упрямцев, либеральные церкви, которые размывали вероучение и смягчали моральные требования, находятся в состоянии упадка, или, как в случае с Епископальной Церковью, исчезновения"
Стоящая во главе деноминации «архиепископша» Катарина Шори в своих проповедях откровенно высмеивала христианские догматы, а несколько лет назад ежегодная Епископская Конференция отказалась даже рассматривать резолюцию, утверждавшую, что Иисус Христос — Господь. На конференциях епископалов, как сообщают их участники, само понятие «грех» считается «психологически вредоносным и оскорбительным для многих людей, особенно геев», «Никаких грехов, пожалуйста — мы Епископалы»,
Внутри деноминации статистика показывает разительное различие между либеральными приходами, следующими за руководством, в которых с трудом набираются десятки прихожан, и теми, кто еще держится традиционных христианских доктрин — где счет идет на тысячи. Впрочем, как мы уже отмечали, остатние верующие уходят из Епископальной Церкви — и этот процесс был сильно подстегнут рукоположением во Епископы Джина Робинсона — человека, который оставил жену и детей, чтобы жить в однополом партнерстве с другим мужчиной.
Какие уроки можно извлечь из этого? Епископальная Церковь сделала все, что от нее хотела прогрессивная общественность. Отказаться от «средневековых догматов»? Как вам будет угодно! Покончить с патриархальными предрассудками? Как скажете! Гомосексуалистов в священники? Не вопрос! В Епископы? Пожалуйста! Благословение однополых союзов? Сделаем в лучшем виде!
Каков же результат? Результат налицо. Прогрессивная общественность как не ходила в Церковь, так и не собирается; верующие люди, смущенные и оскорбленные явным и скандальным пренебрежением к слову Божию, уходят. Либеральные общины самоликвидируются. Прогнозы, что «традиционная Церковь будет никому не нужна» сбываются с точностью до наоборот. Никому не нужны оказываются именно либеральные общины.