Русская линия
Православие.Ru Г. Кессель10.12.2003 

ВОСТОЧНАЯ ПАТРОЛОГИЯ
ИСААК АНТИОХИЙСКИЙ

Пытаясь найти сведения о жизни одного из самых плодовитых сирийских авторов, мы встретились с неразрешимой трудностью, которая состоит в принципиальной противоречивости биографических данных, неразрешимой в данный момент. Поэтому мы посчитали возможным привести все найденные нами сведения и тем самым осветить эту проблему. Также мы приводим оценку стиля творений Исаака Антиохийского.
Исследователи второй половины 19 века (Р. Дюваль и В. Райт) дают следующие сведения. Исаак Антиохийский, или Великий, родился в городе Амид (совр. Диарбекир в Турции). Затем учился в Эдессе (совр. Урфа) в, школе персов" св. Ефрема Сирина у его ученика Зиновия. Был рукоположен в Антиохии и удаляется в близлежащий монастырь. Дважды был в Риме: в 404, посетив столетние игры, и в 410, став свидетелем захвата Рима Алларихом. Обоим событиям посвящены отдельные произведения. Умер приблизительно около 460 года, так как он описал землетрясение, бывшее в Антиохии около 459 года. Оба исследователя считают его православным.
В. Райт укоряет Исаака за недопустимую нудность, в то время как Р. Дюваль говорит, что именно в поэзии можно найти отличительный дух сирийской литературы.
В 8 томе Dictionnaire de thеologie catholique (1947 г.) есть статья Isaac D’Antioche. В ней говорится, что под этим именем до нас дошли произведения двух сирийских авторов. В статье излагается содержание письма Иакова Эдесского Иоанну Стилиту. По нему, есть три Исаака: первый, из Амида, ученик святого Ефрема Сирина, был в Риме при императоре Аркадии (ум.408), провел некоторое время в Константинополе, где он был посажен в тюрьму, и вернулся на родину, чтобы принять сан священника; второй, из Эдессы, жил при императоре Зеноне (ум.491), приехал в Антиохию при патриархе Петре Фулоне (468/471) и в ней отличился своей борьбой против несториан относительно вставки в Трисвятое следующей интерполяции: распныйся за ны; третий, также из Эдессы, где жил и умер ок.512/522 г. г. Последний должен быть выведен из рассмотрения, так как никогда не был в Антиохии. В Эдесской хронике можно найти следующее свидетельство: В год 763 (=451/452) находился на вершине славы писатель и архимандрит господин Исаак. Это относится, очевидно, к первому Исааку, бывшему в Риме при Аркадии, что и дало ему возможность засвидетельствовать разрушение города Алларихом. Приводятся следующие слова Геннадия из его книги О прославленных мужах: Исаак, пресвитер антиохийской церкви, написал много длинных речей (очевидно, мимр — К.Г.), особенно выступая против несториан и евтихиан; описал разрушение Антиохии; скончался при императорах Льве (457/474 — К.Г.) и Майориане (август с 457 по 461 — К.Г.). К 460 году нужно отнести кончину Исаака, по свидетельству Геннадия. Это доказывает, что Исаак, о котором говорит Геннадий, не тот, который приехал в Антиохию, согласно Иакову Эдесскому, при патриархе Петре Фулоне. Исааком Великим назван Исаак Эдесский, бывший, без сомнения, монофизитом. Автор статьи признается в заключение, что очень трудно различить по одной палеографической традиции, что принадлежит первому Исааку и что — другому.
Наследие Исаака значительно. Все произведения, за некоторым исключением, имеют стихотворную форму, при этом наиболее часто используется семисложный размер. Почти все посвящены аскетической тематике и адресованы братьям по вере. Затрагиваются также догматические вопросы, касающиеся Троицы, воплощения и свободы воли. В остальных произведениях рассказывается о современных автору событиях; войнах против гуннов, арабов и персов. Все они лишены силы, и отличаются азиатским богатством, встречающимся чаще у поэтов, чем у ораторов, богатством, которое приводит в отчаяние. Так, например, поэма о попугае, распевавшем Трисвятое, имеет не менее 2136 строк, другая, о покаянии — 1928. И таких поэм около двухсот, из которых издано только 37.
В 7 томе Dictionnaire de spiritualite находится статья Isaac D’Amid et Isaac D’Antioche. В ней говорится, что под именем Исаака, которому приписываются около двухсот поэтических произведений, объединено творчество двух людей. Первый, православный из города Амид, жил в первой половине 5 века. Другой, монофизит из Антиохии, жил во второй половине того же века. Признавая, что необходимо предпринять полное критическое издание для различения части одного и другого, автор статьи считает возможным утверждать, что первому, Исааку из Амида, принадлежат сочинения о столетних играх (404 г.), о захвате Рима (410 г.) и о граде Константинополе (ок.441 г.); второму же принадлежит знаменитая мимра о попугае, распевавшем Трисвятое с интерполяцией распныйся за ны, и множество иных метрических произведений о вере, о шеоле и аде, постоянной темой которых является нравственное увещание к покаянию и совершенству, и которые обращены, по большей части, к монахам.
Стиль, будучи иной раз пространным, довольно живой, но менее яркий и оригинальный, чем стиль Ефрема. Семисложные стихи без рефрена и изменения размера кажутся монотонными. Тем не менее один или двое Исааков составляют часть группы наиболее ценных поэтов сирийской литературы.
Также в небольшом словаре Dictionnaire de l’Orient chretien (1991 г.) есть статья Isaac D’Antioche, в которой говорится, что под именем Исаака Антиохийского, умершего ок.460 года, до нас дошли гомилии и речи. С конфессиональной точки зрения творчество разнородно: часть имеет халкидонскую ориентацию, и часть — монофизитскую. Традиция приписывает авторство одному человеку, определить которого очень сложно. В письме Иакова Эдесского к Иоанну Стилиту рассказывается о существовании трех Исааков, одного из Амида и двух из Эдессы. Первый был священником монофизитом, учился у св. Ефрема, описал разрушение Эдессы от землетрясения в 459 году и умер при императоре Льве (457/474). Второй Исаак, эдесский монофизит, является автором поэмы о попугае, наученном повторять слова распныйся за ны, которые монофизиты вставили в Трисвятое. Третий Исаак, также житель Эдессы, отверг монофизитство, чтобы перейти к халкидонитам около 522 года.
Приводим также названия нескольких произведений Исаака Антиохийского, взятые из первого тома Bibliotheca orientalis clementino-vaticana (1719), в которой J.-S. Assemani собрал перечень всех сирийских рукописей, хранящихся в Ватиканской библиотеке, в том числе и Исаака (всего 104 произведения). О любви к учению; 3 беседы к монахам: О совершенстве, о жадности, о смирении; Увещание о милостыни; Гомилия о вере; О посте, милостыне и совершенстве; Об усопших; Опровержение богохульников; Опровержение лжи; О монахах и отшельниках; О покаянии; О богаче и Лазаре; О Адаме и Еве; О Авеле и Каине; О язычниках; О нищите; О творении; О грехе; О распятии Господа Нашего; О святых мучениках; О волхвах, пришедших с востока; 5 гомилий о самаритянке.
Текст Второй мимры против иудеев издал С. Казан по единственной рукописи, хранящейся в Ватиканской библиотеке. Перевод сделан по изданию Orientalia christiana 45 (1961) стр. 30−53. Большое количество дополнений, повторов и пропусков, замеченных уже издателем, дало нам возможность предположить порчу текста (ошибку переписчика?) и внести корректуру, позволяющую восстановить утерянный смысл. Также в некоторых местах мы были не согласны с пониманием текста издателем, и поэтому исправили его с намерением быть более точными. При переводе мы часто уклонялись от дословной передачи текста в пользу большей вразумительности и удобочитаемости. Семисложный размер произведения невосстановим в пределах русской просодии, поэтому мы попытались по мере возможности ритмизовать текст, что и является в некоторой степени аналогом сирийской мимры.
Существуют следующие основные издания творений Исаака Антиохийского:
1. Isaaci Antiocheni doctoris Syrorum opera omnia ex omnibus, quoiquoi exstant, codicibus manuscriptis cum varia lectione syriace arabiceque primus edidit, latine vertit, prolegomenis et glossario auxit Dr. G. Bickell, Pars 1, Giessen, 1873; Pars 2, ibid., 1877.
2. Homiliae S. Isaaci Syri Antiocheni, ed. P. Bedjan, vol.1 Paris-Leipzig 1903.
3. J. Touraille, Isaac le Syrien. Oeuvre sprituelles, les 86 Discours ascetiques, Paris, 1981.
4. St. Kazan, Isaac of Antioch’s Homily against the Jews, Orientalia Christiana 45,1961, 30−53; 46, 1962, 87−98; 47, 1963, 89−97; 49, 1965, 57−78.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика