Русская линия
Русская линия Сергей Моисеев13.06.2012 

Заря русского воскресения

8 июня в художественной галерее «Маэстро» в здании Харьковского театра оперы и балета состоялась презентация выставки Елены Борисовой «Цвет императора», посвящённая семье императора Николая II.

Ещё сто лет назад человек жил в органичной природной среде, над ним простиралось звёздное небо. Мы же пленники среды искусственной, по сути, живём в коробке обклеенной рекламной шелухой. Живём в эпоху, когда культура клипа победила культуру текста. Читать некогда — легче запечатлеть образ. Пространство вокруг нас заполнено огромным количеством всевозможных ярких образов. Неокрепший ум не в состоянии противостоять этому натиску. Известно, что врага нужно бить его же оружием. Визуализация наших смыслов и идеалов это то, чего не хватает. А ведь искусство напрямую обращается к душе человека. На выставке *Цвет императора* в Харькове. 8.06.2012

Если в средние века искусство служило религиозным чаяниям людей, отражало по большей части библейские сюжеты, то теперь исчезло глубинное измерение. Искусство призвано на службу духу коммерции. Мы отовсюду атакуемы навязчивыми броскими образами которые похищают наше внимание. В условиях рынка пленить воображение — значит продать.

Поэтому нужны образы, способные пробудить покаянное чувство и духовную жажду, и не только в стенах храма, где все строго канонично, нужны и направляющие, которые подключают воображение и направляют наши мысли к горнему.

Поэтому главная идея данной выставки — через цвет вернуть императорской семье полноту воплощения.

Невероятно одухотворённые образы царской семьи, представляемые обычно в чёрно-белой фотографии на фоне бурных красок современного мира, многими воспринимались как бледные тени прошлого, и теперь яркие цвета, свидетельствующие о их жизни, о полноте воплощения, приближают императорскую семью к нашей реальности.

Мотивы и поступки царя-страстотерпца и его жертвенное служение, подвиг его семьи, явившей образец христианского отношения к жизни и смерти, став фактом общественного сознания, смогут быть духовным образцом и послужить преображению общества, помогут обрести новым поколениям духовные ориентиры.

Прадед художниц Татьяны и Елены Борисовых служил в личной охране Императора и даже носил на руках цесаревича Алексея. В семье, по рассказам прадеда, из поколения в поколение передавали память о светлом образе царя-страстотерпца, знали о лживости советской пропаганды, и теперь пришло время вернуть честь императору, сменившему по прихоти толпы, царский венец на терновый. Представленные на выставке живописные портреты членов царской семьи и оцветнённые фотографии, результат творческого поиска сестёр Борисовых.

Елена Борисова — молодая художница, участница более 50 международных, около 30 всеукраинских выставок, организатор 26 персональных.

В октябре 2011 года стала победительницей VI ежегодной Всеукраинской премии «Женщина III тысячелетия». В зале Национальной Оперы Украины, в Киеве где проводилась церемония награждения, были выставлены некоторые новые работы Елены Борисовой, посвящённые Императорской семье.

Но в таком объёме (30 работ) выставка экспонируется впервые.

Лекарство от Европсихоза

В Харькове фокус общественного сознания сосредоточен на Евро 2012. Но почему мы должны втягиваться в эту воронку европсихоза? Очевидно, что чемпионат по футболу — это и политика и инструмент добычи денег. Если бы такие огромные деньги крутились вокруг оперы и балета, то мы по всем каналам наблюдали не околофутбольные страсти, а «Лебединое озеро.

Наше мероприятие было почти камерным, пришли только те, кто принёс с собой живое чувство. Здесь не было протокола, звучали слова, шедшие из глубины сердца.

На выставке *Цвет императора* в Харькове. 8.06.2012Иерей Александр Каневский, в своём выступлении отметил, что сейчас, когда институт семьи переживает глубокий кризис, семья Николая II может послужить образцом христианского благочестия.

Так же он обратил внимание собравшихся на то, что к сожалению, на Украине и среди православного духовенства есть разномыслие по отношению к царским мученикам, но вот священномученик Владимир, (Богоявленский) митрополит Киевский и Галицкий говорил ясно и чётко, что «священник не монархист не достоин стоять у святого престола..». И пояснил, что мы конечно же далеки от мысли, что следует некритично воспринимать любое действие любого государя.

А митрополит Антоний (Храповицкий) одно время бывший архиепископом Харьковским и Ахтырским по этому поводу говорил, что верность престолу не является слепым и бездумным повиновением: «моя верность царю обусловлена его верностью Христу».

Представитель генерального консульства РФ в Харькове Андрей Сергеевич Серёгин отметил, что выставка, приуроченная ко дню России, укрепляет наши добрососедские отношения, пробуждает ген общей исторической памяти.

Председатель Харьковского губернского дворянского собрания Валерий Чёрнай обратил внимание на высокий художественный уровень и идейный заряд представленных работ.

Атаман Харьковской Губернской казачьей общины Михаил Резников пояснил, что казаки были особо ненавидимы большевиками за верность престолу.

Хорунжий Харьковской отдельной сотни Чугуевского полка Михаил Толстоусов призвал развенчать миф о слабом царе. Ведь слабый не мог быть таким камнем преткновения. Против него не ополчились бы столь многие и столь яростно. И напомнил, что цесаревич Алексей Николаевич Романов и по сей день является Верховным атаманом всех казачьих войск.

Председатель фонда «Честь и Достоинство» Игорь Массалов отметил, что за последние сто лет ни один из русских государственных деятелей не был так оболган, как Николай II. «Слабый, безвольный, кровавый», — эти ярлыки были повешены на него ещё при жизни. Но за двадцать лет правления Николая II население империи возросло более чем на пятьдесят миллионов человек, и Россия уверенно вошла в пятёрку самых развитых и благополучных стран мира. Конечно же, внешние силы этого России простить не могли.

В завершении руководитель театра «Амадей» Олег Калинин прочитал пророческое стихотворение поэта русского воскресения белоэмигранта Сергея Бехтеева «Грядущее».

..Гляжу спокойно в даль веков,
Без опасений и без страха —
И зрю Россию без оков
В державной шапке Мономаха
.

Величественно и спокойно с портрета в парадном мундире смотрел император на собравшихся, и слова эти звучали уже не словами поэта, а посланием ушедшего самодержца — будущему.

Олег Калинин под гитару исполнил пару лирических произведений. Была тихая радость от того, что нам удалось сделать. Ведь наши возможности ограничены, и берясь за дело, мы понимаем, что без Божией помощи ему не состояться. Так было и в этом случае. В мае мы решили проводить выставку в Харькове и приурочить её ко дню России и заодно дать возможность убедиться гостям города, которые приехали на матчи Евро-2012, что не Евро единым жив город Харьков. А жителям города напомнить о подлинном историческом фундаменте — прочнейшем основании будущего. Но выяснилось, что выставки в центральных харьковских галереях расписаны на год вперёд.

Наиболее подходящим местом для проведения выставки мы посчитали галерею «Маэстро» в здании ХАТОБа (Харьковского академического театра оперы и балета), выставки в которой расписаны надолго вперёд. И, тем не менее, в разговоре с директором галереи Тарасом Георгиевичем Селиховым выяснилось, что под вопросом одна выставка из Львова, которая должна быть в июне. Мы ждали ответа. Неделю взвешивался вопрос на незримых весах Божьего промысла, оказалось, что были и другие претенденты, но вопрос был решён в нашу пользу. Мы увидели в этом добрый намёк на то, что львовская экспансия прошла свой исторический максимум.

Разместив экспозицию, мы просто поразились тому, как работы сестёр Татьяны и Елены Борисовых вписались в объёмы большого зала галереи «Маэстро».

Поразило и ещё одно «случайное совпадение» оказалось, что 23 июня перед закрытием выставки в зале запланирован концерт русского романса. Трудно представить более уместное завершение, ведь наверняка будут звучать русские романсы, которые были так любимы в царской семье.

Диктатура демократии

В эпоху демократической диктатуры есть негласное табу на тему монархической государственности, как примера наиболее оптимальной формы общественного устройства, ведь демократия, показавшая себя эффективным инструментом в руках «золотого тельца» позволяет насаждать и поддерживать управляемый хаос, по всему миру. Поэтому мы с пониманием отнеслись к тому, что пресса за малым исключением проигнорировала наше приглашение. Более того мы понимаем, что история царской России никак не вписывается в проект «незалежна Украина», ведь историография строящейся страны предполагает только узко очерченный известный пантеон героев от Мазепы до Бандеры.

Напомним, что после поражения в 1651 году под Берестечком и заключения с Польшей тяжёлого Белоцерковского договора, гетман Богдан Хмельницкий «позволил утесняемому от ляхов народу вольно сходить из городов… в Великую Россию на житье. В то время были основаны Сумы, Лебедин, Харьков, Ахтырка и иные слободские места аж до реки Дону казацким народом».

Харьков со дня основания в 1654 году строился под скипетром Романовых. Московские власти дружелюбно смотрели на переселенцев, царские инструкции приказывали пограничным воеводам, «чтоб тем выходцам… дурна и грабежу и кражи и никакова насильства ни в чём не делали и ничего не отымали и ни в чём оману не делали». Им было разрешено занимать пустующие земли, выдавалось денежное и хлебное жалование. И харьковские полки верно служили престолу.

Манкуртизация сознания началась с момента, когда интересы пришедших к власти большевиков совпали с интересами региональных сепаратистов. Большевики боялись единой огромной страны, с единым самосознанием и реализовали принцип—разделяй и властвуй.

В начале ХХ века между исконно русскими землями прочертились административные границы, а к концу столетия эти границы превратились в государственные. Автомобильные воры перебивают номера машин, а большевики, обозначив части исторической России разными названиями узаконили их обособленность и запустили механизм распада. Так Юго-восток нынешний Украины оказался добычей самостийников.

Все, что связанно с семьёй Романовых на Украине открыто, не преследуется,—всё ж таки «демократия». Но реализуется формула — события нет, если оно не отражено в прессе. И вот уже более двадцати лет мы наблюдаем, как с маниакальным упорством строится дом на вымышленном историческом основании, дом уже трещит по швам и грозит завалить обломками горе-строителей. А тут ещё одна неудобная памятная дата приближается — 400-летие дома Романовых.

Природа русского самодержавия

Если у католиков важнейшим является Образ Христа распятого, то у Православных Воскресшего. Поэтому идея выставки не в том чтобы только печалиться по России, которою мы потеряли. Хотя экспозиция открывается стендом с первыми цветными фотографиями дореволюционной России, которые были сделаны изобретателем цветной фотографии Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.

Накануне Первой мировой войны, он по распоряжению императора успел запечатлеть разные регионы нашего некогда Единого Отечества.

Для нас важнее в той утраченной России рассмотреть рождающийся образ будущей России, о которой говорили многие святые отцы.

Мы знаем: «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Иоанна 12,24).

После февральской революции 1917 года митрополиту Макарию (Невскому), было чудное откровение:

«Спаситель говорит Государю:

— Видишь в Моих руках две чаши: вот эта горькая для твоего народа, а другая сладкая для тебя.

Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашался, а Государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскалённый уголь и положил его Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух".

Как отмечал Митрополит Антоний Сурожский: «Государь мог спасти себя и свою семью бегством; но он захотел остаться с тем народом, который ему был Богом поручен. И на него легло бремя столетий русской неправды; его сокрушила тяжесть всей несправедливости, всего зла, жестокости, которые накопились в нашей истории столетие за столетием. Он умер, не желая сбросить со своих плеч эту тяжесть, желая разделить со своим народом все последствия трагической, с начала до конца, русской истории.

Святой Иоанн Златоуст сказал в одном из своих сочинений, что всякий человек может править, управлять, но только царь может умереть за свой народ. И вот это выполнил Николай II. В этом его величие, которое как бы снимает те недостатки, в которых его можно упрекать с точки зрения политической или общественной.

Вот почему мы благоговейно вспоминаем его и царскую семью.

Он отдавал свою жизнь по любви, по любви к своему народу, он отдавал её с надеждой, что не напрасна будет эта кровавая жертва для России, он верил в будущее её.

Великая княгиня Ольга писала из Тобольска одному из приближенных их семьи: Отец просит передать всем, кто ему остался предан, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится; и чтобы они помнили: то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но не зло победит зло, а только любовь.."

Перед нами навеки остался неповреждённый идеал, источник истинно христианской духовной силы и вдохновения.

Большевики, убив императорскую семью, не смогли убить идею монархии. Более того, они послужили её возрождению, на новом историческом витке.

Представим, что царская семья спаслась. Через несколько поколений наследники престола стали бы фактически европейцами с русскими фамилиями, духовно обмельчали, погрязли в склоках за будущий престол, став добычей жёлтой прессы. Конечно, эмигранты многое для нас сохранили, но не они будут нести на себе всю тяжесть русской идеи.

Идея монархии будет возрождаться не на местничестве, а в духе и принципе, новыми людьми с духовным характером, они выкристаллизуются из толщи народной, это будут люди понимающие жизнь как форму ответственного служения, об этих людях писал в своих трудах Иван Ильин. Им предстоит потеснить торгующих, забрать сакральные бразды правления, и избрать царя. Будущая народная монархия в России будет бессословной.

Кому-то это покажется фантастикой, но 25 лет назад Советский Союз казался нерушимым монолитом, а рухнул в один день.

Фальшивый демократический идол, требующий во имя своё кровавых жертвоприношений, а взамен дающий чистые абстракции свободы и равенства уже не вызывает особого трепета. А свято место пусто не бывает.

Мы понимаем, что голая форма общественного устройства сама по себе мало что изменит, мы говорим о том, что духовное обновление общества неминуемо выстроит новую форму.

Монархия это знамя потерянного единства. Обозначая роль монарха, Император Николай I говорил, что нужно устраивать жизнь своего народа так, «чтобы весь народ был обеспечен, благоустроен и мог заниматься духовной жизнью». Через личность, представляющую целый народ, но не властвующей, а отдающей свою жизнь за него. И в этом отношении император Николай II это выполнил. И теперь хозяин земли Русской предстоит перед престолом Божиим.

Товарищ обер-прокурора Св. Синода князь Н.Д. Жевахов в своих воспоминаниях, рассуждая о природе русского Самодержавия, отмечал что: «Русское Самодержавие есть не политическая, а религиозная идея. Потому всякий противящийся царской власти сопротивляется повелению Самого Бога.

Восточные деспоты правили во имя собственного произвола; государи запада — во имя мнимой народной воли; наш Самодержец — во имя Христа как послушный раб Его и исполнитель Его Божественных велений, как руководимый Духом Божиим в силу благодатного Таинства Миропомазания при венчании на Царство.

Вот основа и опора нашего государственного бытия. Забыли мы о значении великого Таинства Помазания на Царство, стали увлекаться примерами впавшего в материализм Запада, утратили отечественную самобытность и оказались в бездне…".

Центральная балка Креста Господня была трёхсоставной: кедр, кипарис и сосна. Центральная балка креста, который русский царь вынес на свою Голгофу тоже трёхсоставна: кедр можно уподобить России, сосну Белоруссии, а Украину кипарису.

Расстрел царской семьи это страстная пятница русского народа, дальнейшие потрясения ХХ столетия были сошествием во ад, но теперь перед нами занимается заря Русского Воскресения.

Верноподданным
Посвящается дорогим сёстрам моим Е. С. и Н. С. Бехтеевым

Не унывай, не падай духом:
Господь рассеет царство тьмы,
И вновь прилежным, чутким слухом
Наш русский гимн услышим мы.

И снова наш Отец Державный
На прародительский Свой трон
Взойдёт, как встарь, Самодержавный,
Сынов сзывая на поклон.

И в жалком рубище, нагая,
К стопам великого Царя
Падёт в слезах страна родная,
Стыдом раскаянья горя!

И скажет Царь, в уста лобзая
Свою предательницу-дочь:
«Я все простил тебе, родная,
И Сам пришёл тебе помочь.

Не плачь, забудь былые ковы;
С тобой я буду до конца
Неси твой крест, твои оковы
И скорбь тернового венца!"

Сергей Бехтеев
г. Елец, октябрь 1917 г.

Стихотворение «Верноподданным» и следующее за ним «Боже, Царя сохрани» были напечатаны осенью 1917 г. полковником П. С. Толстым и раздавались населению г. Одессы; позднее оба эти стихотворения были доставлены Его Императорскому Величеству в г. Тобольск.

https://rusk.ru/st.php?idar=55343

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  мг    13.06.2012 12:35
Замечательно! и в то же время по тв.-твц т.н. г. млечин со товарищи вместо того что бы решать как им вернуть украденное у России за два гоп -стопа в 20 веке . по закону уголовного жанра нам -мол мы не такие как надо и государство не такое икомплексов у нас не в проворот -вобшем не достойны ни прошлого ни настояшего ни будушего – вобшем желают что бы нас не было (кредитора -легче убить чем отдавать )

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика