Нескучный сад | Дмитрий Ребров | 09.06.2012 |
Россияне доверяют Церкви несмотря на скандалы и предвыборные страсти. Правда, общее число респондентов, которые несмотря ни на что доверяют Церкви, год от года становится все меньше. Александр Верховский руководитель социологический службы «Среда» поделился с журналистами статистикой.
6 июня в помещении московского клуба «Зеленая дверь» состоялась неформальная встреча-дискуссия: «Почему доверяют православию и чего от него ждут?» Докладчиками стали руководитель социологический службы «Среда» Александр Верховский и глава православного добровольческого движения, публицист Юрий Белановский.
«Тема православия обычно обсуждается в очень официозной атмосфере, все это формирует специфический образ Церкви: золотые купола, архиереи в драгоценных одеждах, многим даже не приходит в голову заглянуть за этот фасад, вот почему мы выбрали „семейный“ формат и пригласили вас в кафе» — открыл вечер Александ Верховский, чья служба известна своими социологическими исследованиями православия и религиозной картины российского общества.
Опросы центра «Среда», как правило, готовятся и реализуются совместно со знаменитым Фондом общественного мнения (ФОМ). Основой для последнего доклада стали репрезентативные опросы ФОМа, проведенные в апреле этого года, опросы участников митингов «За честные выборы» 24 декабря, 4 февраля, 5 и 10 марта; опрос участников молебна в защиту веры, прошедшего перед храмом Христа Спасителя 22 апреля 2012 года
Так, по данным службы, к Русской Православной Церкви относят себя сегодня 43 процента населения, обычно этот вопрос, сформулированный иначе (какой религии вы придерживаетесь — ответ: православное христианство) дает большие результаты (около 70-ти процентов), дело в том, что самоидентификация себя с конкретной религиозной организацией «обязывает к большему», а стало быть, этот вариант, как правило, выбирает меньшее число респондентов, традиционно считающих себя «условно православными».
Один из ключевых вопросов: должны ли священнослужители высказывать свою гражданскую позицию разделяет респондентов на две практически равные части: да — 33 процента, нет — 34. В том числе, убеждены, что клирики не должны высказывать свою общественную позицию, как правило, мужчины чаще женщин, равнодушные к Церкви чаще воцерковленных, жители Кавказского и Северо-Западного региона, чаще чем жители иных регионов, примыкают к ним респонденты признавшиеся, что готовы сменить Россию на другую страну обитания, то есть иммигрировать.
Несмотря на незначительную корреляцию вероисповедания и политических пристрастий (Путину доверяют 53 процента православных и 51 процент атеистов), среди граждан, участвовавших в оппозиционных протестах, количество респондентов утверждавших, что они исповедуют православие и принадлежат Русской Православной Церкви после мартовских заявлений Патриарха резко сократилось с 28% в феврале, до 19% в марте.
В то же время Церкви и Патриарху доверяет примерно равное количество человек, около 66-ти процентов, почти столько же (67%) утверждают, что их мнение о Церкви в ближайшей перспективе не изменилось, по данным ФОМ, только 7 процентов респондентов стали за последнее время доверять Церкви и Патриарху меньше.
Александр Верховский объясняет этот факт феноменом так называемого «проправославного консенсуса», большинство граждан, вне зависимости от собственного вероисповедания и политических взглядов говорят о доверии Церкви, несмотря ни на какие внешние события и скандалы. Впрочем, год от года эта цифра незначительно, но сокращается. «Церковь становится в представлении людей более живой, монолитный образ рушится и в целом это хорошо, важно, только, куда приведет нас этот процесс» — заключает Александр.
Интересно, что по данным социологов портрет участников патриаршего молебна «за веру» и митингов оппозиции в целом совпадает как в области образования, так и в гендерном, возрастном, имущественном планах.
Социологический портрет участников патриаршего молебна 22.04.2012
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10 014&article=2327