Православие и современность | Протоиерей Тихон Пелих | 01.06.2012 |
В День Святой Троицы. Пятидесятница
Дорогие братья и сестры! Через несколько минут мы услышим церковное моление о преклоняющих перед Господом колена и сами склонимся по гласу Церкви в коленопреклоненной молитве. Подумайте только, какое сердце человеческое и какое человеческое колено живших на земле не склонялось пред Богом… Как дыхание уст, как биение сердца, как видение света очами, как слышание звука ушами — так свойственно человеку искать Бога и поклоняться Ему. В одной из молитв сегодняшнего праздника слышится эта вековечная жажда души человеческой обрести Бога: «Приближися нам Господи, приближися везде Сый!"[1] — взывает сегодня Святая Церковь. Подобно тому как деревья и зелень жаждут солнца, жаждут света и тепла и тянутся кверху — так тянется к небу верующая душа человеческая, и Господь не отринет ее.
Кто верует в Меня, — говорит Господь сегодня в Евангелии, — у того… из чрева потекут реки воды живой[2], — то есть верующие в Господа Иисуса Христа получают Духа Святаго — источник живой воды, текущей в жизнь вечную[3]. Дорогие братья и сестры, хотите ли вы жизни не стареющей и не умирающей? Хотите ли вы всегда носить в себе источник вечной жизни, Духа Святаго? Преклоните же колена и сердца свои пред Господом, почерпайте и пейте воду живую, которая всегда течет в Церкви Божией, в Ее святых Таинствах, не угашайте в себе Духа[4], не отходите от Церкви Божией. Будем исполняться Духа Святаго в молитвах церковных. Церковная песнь сегодняшнего праздника уверяет нас в том, что в Церкви Божией — вся подает Дух Святый — точит пророчествия, священники совершает… и весь совершает народ церковный…[5] Все мы с вами — народ церковный, потому что приобщаемся благодати Духа Святаго.
Если же отойдем от Церкви — с чем останемся? Останется грех в человеке и только… Как без глаз нельзя видеть свет, так без Церкви нельзя принять Духа Святаго. И как без света и тепла не может быть на земле никакой жизни, так без Духа Святаго не может быть в человеке никакой духовной жизни… Будем же исполняться Духа Святаго. Аминь.
Около 1961 г.
Пятидесятница
Сегодня торжество нашей веры: Святая Церковь проповедует всему миру веру в Бога Истинного, в Троице поклоняемого! Сегодня миллионы православных христиан воспевают Отца и Сына и Святаго Духа — Троицу Единосущную и Нераздельную. Велик этот день — день прославления Живоначальной Троицы. Этот праздник — венец всех церковных праздников. Вы слышали сейчас, что в день Пятидесятницы 2000 лет тому назад в далекой Иудее, в Иерусалиме, Богом была создана Святая Христова Церковь. В этот день Дух Святый, Третье Лицо Пресвятой Троицы, сошел в виде огненных языков на землю от недр Отеческих и почил Своей огненной благодатью на главах святых апостолов, учеников Христовых, собранных в Сионской горнице — первом христианском храме. Так Святая Церковь, начавшись в этой горнице, расширилась затем в пространстве, наполнила землю и небо, и весь видимый и невидимый мир соделался Вселенской Церковью.
Что же это такое — Церковь? Церковь, дорогие мои, есть то Царство Божие, о котором Господь возвестил в Святом Евангелии. Вспомните первые слова евангельской проповеди: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное[6]. Во время земной жизни Спасителя Царствие Божие только приблизилось, а после Его вознесения на небо, в день сошествия Святаго Духа, Царствие Божие осуществилось на земле как царство благодати. Церковь есть царство благодати, она не от мира сего, она явилась на земле вместе с пришествием Духа Святаго. Дух Святый открыл нам тайну Святой Единосущной, Соприсносущной, Нераздельной и Неслиянной Троицы.
Сошествие Святаго Духа на апостолов в виде огненных языков говорит нам о том, что из сердца Божия излился благодатный поток живой воды, вошел в сердца святых апостолов, а через них преемственно передается и будет передаваться до скончания века епископам, священникам и всем верующим людям, принявшим Таинство Крещения. С пришествием Утешителя, Духа Святаго, в Церкви Божией осуществляется дело Божие — спасение людей от греха, проклятия и смерти. Почему только в Церкви? Потому что Церковь является хранительницей той полноты благодати Духа Святаго, которая излилась на апостолов в день Пятидесятницы, поэтому и домостроительное действие Святаго Духа совершается только в Церкви. Только здесь, «во дворех Господних», в ограде Церкви, возможно истинное богопознание и истинное богопочитание в Троице Единого Бога, как и заповедал Своим ученикам Господь наш Иисус Христос перед Своим вознесением на небо. Шедше убо, — говорится в Евангелии, — научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…[7] В этих словах — вся глубина таинства нашей веры.
Наша вера во Святую Троицу для человеческого ума непостижима, а для сердца — спасительна, потому что Господь сказал: Кто будет веровать и креститься, спасен будет[8]. Итак, свое земное бытие Святая Церковь получила от Самой Живоначальной Троицы, и все в Церкви живет и дышит Пресвятой Троицей. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа совершаются все священнодействия церковные, все службы, все Таинства, все молитвы. За утверждение этой церковной веры во Святую Троицу сотни тысяч мучеников пролили свою кровь, когда Православная Церковь боролась против еретиков.
Наша церковная вера Троическим Единством священнодейственна не только для земного мира, но и для мира горнего, ибо в церковных богослужениях участвуют и ангельские силы. Наша церковная вера радостна и для душ усопших, сподобившихся райских селений, ибо Спасителю Богу поклоняется всякое колено: небесных, и земных, и преисподних. Наша вера спасительна и для душ, содержимых во аде, ибо возношение Бескровной Жертвы на алтарях церковных не бездейственно и для них. Так Святая Живоначальная Троица насадила на земле Духом Святым царство благодати, спасительное всем человекам, насадила Свою Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
Дорогие братья и сестры! Церковь земная все время воинствует на земле — борется с грехами за спасение душ человеческих. И мы знаем, что за все время существования Церкви бесчисленное множество этих душ из всех народов земли освятилось и спаслось в недрах Святой Церкви. Подобно древу, Святая Церковь расцвела ликами праведников, девственников, учителей, мучеников, исповедников, преподобных и вместе с Матерью Божией составила на небесах Церковь небесную, торжествующую. Но и земная и небесная Церковь едина. Сколько исторических бурь пронеслось над Церковью, но она стоит и будет стоять до скончания века, потому что в ней живет Дух Святый — Дух Истины, и никакая ложь сатанинская не сможет победить Церковь, ибо борьба с ней есть борьба с Богом, Духом Святым.
Но Церковь как царство благодати не вечна на земле. Она не есть окончательное и совершенное осуществление Царства Божия. В конце земного пути Церкви, который будет одновременно и концом всемирной истории, царство благодати кончится и начнется Царство Славы. Такова наша вера церковная: мы веруем, и исповедуем, и чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
[1] Икос праздника Пятидесятницы по 6-й песни канона.
[2] Ин.7,38.
[3] Ин.4, 14.
[4] См.: 1 Фес. 5,19.
[5] См.: Стихира 1-го гласа субботы вечера Пятидесятницы.
[6] Мф.3,2.
[7] Мф. 28,19.
[8] Мк. 16,16.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60 556&Itemid=3