Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко25.05.2012 

Солнечный свет пробьется сквозь самые плотные облака
25 мая — день памяти святителя Епифания, епископа Кипрского

Происходил святой Епифаний от родителей-евреевСвятой Епифаний, епископ Кипрский и был воспитан в иудаизме. Однажды он встретил инока, по имени Лукиана, который занимался перепиской книг, продавал их, часть вырученных денег оставлял себе, часть раздавал нищим. Как-то Епифаний видит, что к Лукиану подходит бездомный, бросается к его ногам и взывает: «Помилуй меня, человек Божий, дай мне что-нибудь, ибо я три дня не вкушал хлеба и совсем ослаб». Лукиан снимает с себя одежды, подает нищему и говорит: «Ступай в город, продай ее и купи себе хлеба». Этот благочестивый поступок Лукиана так тронул Епифания, что он пал перед ним на колени и объявил Лукиану, что желает стать христианином. Потом пригласил Лукиана к себе в дом, показал ему свое имущество и снова стал умолять его, чтобы он сделал его христианином. По уходе Лукиана Епифаний уговорил принять святое Крещение свою сестру, и оба они, снова увидавши инока, со слезами просили его просветить их светом Христовой веры. Лукиан научил их истинам христианства, затем привел к епископу, который и сподобил их святого Крещения. Епифаний раздал все свое имение нищим, принял на себя образ иноческий, а впоследствии стал епископом Кипра.

Часто в житиях святых встречается ситуация, когда человек, проникаясь духом Христовой веры, просил христианина или православного священника его окрестить, впечатлившись примерами мученичества и чудесными событиями, связанными со страданиями святых мучеников. Он выходил на арену цирка, где происходили истязания святых, объявлял себя христианином и тут же умирал под мечом палача, омывая всю прежнюю языческую жизнь своей кровью.

А случается так: человека потрясает христианин. А христианство, как говорит Апостол, — не красивые слова, а явление духа и истины. «По плодам их узнаете их», — говорит Господь, и «не может одно древо приносить сразу и горькие, и сладкие плоды». Поэтому многие люди обретали веру, соприкоснувшись со святым человеком: Дух Святой, живущий в сердце угодника Божия, не может быть утаен. Иногда люди говорят: «А у меня Бог в душе». Я говорю: «Интересно. Докажи — чем докажешь, что Бог в душе?» И человек теряется. Но Бог-то не пятикопеечная монета, которую засунул в карман, снаружи не видно, что у тебя там: пятачок, пятьдесят долларов или вообще ничего нет. Бог не может пребывать в душе человека незаметно, потому что Бог — Он как Солнце: солнце ощущается даже при очень облачном небе тем, что дает свет сквозь самые плотные облака. Если Бог в душе, то Его должно быть видно. Глаза — зеркало души, и, заглянув в них, можно, при внимании, многое в них прочесть, в том числе и духовное состояние человека. Одни глаза у девушки целомудренной и другие глаза у блудницы, и очень они отличаются. Одни глаза у человека кроткого и совершенно другие у гневного.

ЕСЛИ БОГ в душе, состояние это именуется святостью. А святость не возникает так просто: шел человек по жизни, особо ни о чем не задумываясь, и вдруг — бац! она у него в душе оказалась. С чего бы это? Что ты такого особенного сделал, чтобы Владыка Космоса захотел быть с тобою?

Вот Серафим Саровский. Он всю жизнь свою отдал на богослужение. И поэтому люди, встречаясь с ним, не могли понять, что же это за человек. Или старец Николай Гурьянов, который молился на псковской земле на острове Залите. Тысячи и тысячи людей, приезжая к нему и даже соприкасаясь с ним единожды в жизни, уезжали с острова верующими, живыми христианами. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Так вот, путь к стяжанию Бога в душе неизбежно лежит через Церковь, через купель. Как сказал Господь Никодиму: «Должно вам родиться свыше. Кто не родится от воды и Святого Духа, не войдет в Царствие Небесное», мертвый духовно человек не может пребывать в вечной жизни с Богом.

Но, чтобы креститься, человеку необходимо созреть, по крайней мере, научиться любить Христа, насколько позволяют вера, знания о Боге. Приходят люди и говорят: «Мы хотим покреститься». Предлагаешь им поучиться — есть минимум, такая «школа молодых лейтенантов»: ты же хочешь идти на войну — духовная жизнь это невидимая брань за бессмертную душу, хочешь стать воином Христовым, тебя так и называют в молитвах во время Крещения — воин Христов; узнай, какое оружие, какие опасности, где враги, кто друзья. Человек страшно обижается, выходит из храма, а потом начинает на всяческих форумах писать: «Вот, эти попы.» и всячески злословить и хулить Церковь. А ведь ему просто предложили немножечко узнать о Христе.

Спрашивается, как можно его крестить в таком состоянии, когда он, по сути, ненавидит Христа и Его Церковь? Как только он встречается с некоторыми обязательными для духовной жизни условиями, он озлобляется, гневно выражает свое несогласие. И что толку, если он какими-то хитростями и лукавством найдет где-нибудь батюшку, который его окрестит? Один священник называет такую ситуацию «духовным абортом»: выродился человек в духовный мир, но ни веры, ни Бога, ни Христа ему не нужно. И второй раз придет он в храм уже не своими ногами, а в деревянном ящике, в момент отпевания. Нетрудно предположить, где после этого окажется душа человека, прожившего жизнь крещеным, но нецерковным.

Отношения с Богом выстраиваются долго, Церковь — не магия: нажми на кнопку, получишь результат. Церковь — семья, а в семье все строится на любви, доверии и на желании жить вместе. Если человек не хочет жить вместе с Церковью, можно его только искренне и глубоко пожалеть. Он и в вечности не захочет жить в обществе, с которым только и можно наследовать вечное блаженство. Дай Бог нам всем смирения, мудрости. Все нужно делать в свое время.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52449


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика