Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 10.05.2012 |
После мученической кончины Иакова, первого епископа Иерусалимского, вторым епископом был избран Симеон, память которого мы ныне и совершаем. Он был сын Клеопы, одного из двух учеников, которых по воскресении Господь встретил идущими в Эммаус. Клеопа был родным братом святого Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. Потому Симеон и приходится как бы сродником, сродным братом Спасителю. После Вознесения Спасителя он был причислен к семидесяти апостолам, проповедовал Евангелие в Иудее и видел смерть апостола Иакова. Затем сорок лет управлял Церковью Иерусалимской. Во время разорения Святого Града Иерусалима, в царствование Тита, Симеон удалился с другими христианами в город Пеллу, в окрестности Иерусалима. Затем возвратился в Иерусалим и продолжал управлять Церковью до тех пор, пока не начались гонения при императоре Траяне. Римляне особенно преследовали Симеона, как одного из потомков царя Давида. Они боялись, чтобы иудеи, принадлежащие к царскому роду, не вздумали противиться кесарю и не восстановили свое царство.
Симеона привели к царскому наместнику Аттику; напрасно старались склонить его отречься от христианской веры, употребляя для того сначала угрозы, а потом мучения. Симеону было сто двадцать лет, но, несмотря на старость, он твердо перенес страдания. Его били прутьями и жестоко терзали, но святой старец не переставал исповедовать имя Христово. Наконец, он был распят на кресте, оставшись верен Господу до самой крестной смерти.
В последнее время все чаще и чаще обращаются люди со всякого рода фобиями: «А что, если ювенальная юстиция придет, и то-то, то-то, то-то. А что, если правительство нас зафиксирует на электронных носителях и, опять же, то-то. А что, если универсальная карта появится? А если антихрист?» И порой человек оказывается настолько загнан, кажется, и опереться-то не на что — и произвол чиновников, и невозможность себя защитить, и хитрость и лукавство людей, у которых есть средства и которые могут элементарно проплатить какой-то заказ, и нужные люди в нужное время подпишут нужные бумаги, засвидетельствовав то, чего и не было на самом деле.
И в этом состоянии человек забывает, что он член святой Соборной Апостольской Церкви. А в Церкви есть удивительный механизм, который на протяжении двух тысячелетий показал свою выживаемость, несгибаемость, неуничтожимость. Это обычная православная христианская община. Собственно, одно из значений слова «церковь» — собрание людей во имя Христа. Когда человек ищет единого на потребу, он ищет место или общество, где будут единодушные люди — по принципу «подобное тянется к подобному», собственно, в жизни все и происходит.
Любящий Христа естественно должен тянуться к христианской общине. А община, живая, активная, во главе с пастырем, священником, соединенная церковными таинствами, молитвой, общим делом (что в переводе означает «Литургия»), которая живет духом Христовым любви к Богу и ближнему — это совершенно неуничтожимый никакими государственными, политическими или силовыми механизмами живой организм, где люди связаны любовью, верой и общими целями.
Цель — это спасение души в сообщении друг с другом. Тогда, какие бы ни происходили процессы, всегда можно противодействовать. Один порой в поле не воин, а община — 70−100, иногда тысяча человек, — это опора надежная. Бывают такие крепкие и сильные приходы, где всегда есть люди, способные и договориться, и проконсультировать по юридическим вопросам, и найдутся знакомые у знакомых, которые смогут походатайствовать.
Например, не так давно в нашем микрорайоне была очередная попытка «оптимизировать культурно-образовательный процесс», а попросту — закрыть музыкальную школу, единственную в поселке, где живут семь тысяч человек. И община людей в поселке в соответствующие компетентные органы написала ходатайство: «Мы просим, чтобы детям дали возможность хоть каким-то образом быть причастными к культуре. В противном случае дети могут вырасти наркоманами, поскольку их досуг будет предоставлен им на откуп». Чиновники же больше всего боятся, чтобы с них спросили, — а тут целая группа людей, несколько десятков подписей, с адресами, конкретно обращаются и ожидают адекватного реагирования.
И понятно, что такой маленький ход дал возможность сохранить музыкальную школу. Так что у нас с вами механизмы противодействия любому беззаконию есть. Лишь бы общины были живыми сообществами, а здесь все зависит от каждого по отдельности и от всех вместе. С одной стороны, очень многое, конечно, зависит от пастыря, но и пастырь во многом опирается на помощь своих братьев и сестер во Христе. Дай Бог, чтобы мы с вами, это понимая, стремились быть собранием людей во имя Христа и поддерживали друг друга. Искали деятельной любви не только к Богу, но и к ближнему, который порой нуждается, иногда голодает, иногда оказывается в очень потерянном состоянии. Очень важно это заметить и вовремя подставить плечо.