Православие.Ru | Александр Музафаров | 11.02.2004 |
1. Вероисповедание
Респондентам был задан вопрос: «Какую религию Вы исповедуете?» (%)
Таким образом, большинство участников исследования заявили о своей приверженности православию, около пятой части опрошенных считают себя атеистами, а 5% респондентов указали на свою принадлежность к другим религиозным конфессиям.
2. Частота посещения религиозных служб.
Респондентам был задан вопрос: «Как часто Вы посещаете религиозные службы?» (%).
Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя верующими людьми.
Представленные на диаграмме результаты опроса показывают, что большинство верующих, посещающих религиозные службы, делают это лишь несколько раз в году. В то же время, сравнение полученные данных с аналогичными параметрами исследования 2001 года показывает, что частота посещения богослужения несколько возросла. Если в 2001 году наиболее массовым ответом был «Только на Рожество и Пасху», то в настоящее время, пик ответов приходится на следующее значение шкалы — «несколько раз в год».
3. Важность религии
Респондентам был задан вопрос: «Насколько важна религия в Вашей жизни? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 — „совсем не важна“, а 5 — „очень важна“» (%).
Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя верующими людьми.
Таким образом, большинство верующих респондентов считает религию важной частью своей жизни.
4. Религиозные Догмы
Респондентам был задан вопрос: «Верите ли Вы в следующие религиозные догмы? Отметьте те ответы, с которыми Вы согласны» (%). Поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, сумма значений в таблицах не соответствует 100%.
Представленные на диаграмме данные, показывают что респонденты, объявляющие о своей религиозной самоидентификации (см. п. 1), далеко не всегда имеют четкое представление о догматах своей религии. Как следует из диаграммы 1, православными себя считают 71% опрошенных, в то время как в Бога верят только 62%.
Респондентам был задан вопрос: «Верите ли вы в сглаз, порчу, амулеты и обереги? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 — „совсем не верю“, а 5 — „очень верю“» (%).
Показательно, что только 30% опрошенных дали отрицательный ответ на данный вопрос. Остальные участники исследования, как считающие себя верующими, так и атеисты, в той или иной степени верят в силу оккультных и языческих принадлежностей.
5. Отношение к Церкви
Как показали результаты исследования, респонденты часто склонны соотносить себя с религиознным исповеданием (Православием) иногда не разделяя догматов и редко посещая богослужения. Что же побуждает людей декларировать свою принадлежность к религии? По-видимому, одной из причин является высокий авторитет Русской Православной Церкви в российском общественном мнении. Как показывают результаты исследования (см. ниже), Церкви в той или иной степени доверяют 73% опрошенных. Рейтинг доверия крупнейшей религиозной организации страны уступает только рейтингу Президента РФ.
Респондентам был задан вопрос: «В какой степени Вы доверяете или не доверяете Русской Православной Церкви?» Ответы на него распределились следующим образом:
ПОСТЫ И ПРАЗДНИКИ
1. Общее отношение к постам
Респондентам был задан вопрос: «В какой степени Вы согласны или не согласны с утверждением, что соблюдение постов способствует нравственному развитию человека?» Ответы на него распределились следующим образом:
Респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, в чем основной смысл поста?» Ответы на него распределились следующим образом:
2. Великий пост
Респондентам был задан вопрос: «Планируете ли Вы соблюдать Великий Пост (пасхальный)?» Ответы на него распределились следующим образом:
3. Светлое Христово Воскресение. Пасха
Респондентам был задан вопрос: «Будете ли Вы или члены Вашей семьи освящать в церкви пасху, куличи, яйца?» Рассматривается мнение респондентов, исповедующих православие. Ответы на него распределились следующим образом:
Респондентам был задан вопрос: «Пойдете ли Вы на Пасху в церковь?» Рассматривается мнение респондентов, исповедующих православие. Ответы на него распределились следующим образом:
Респондентам был задан вопрос: «Пойдете ли Вы в Пасхальное воскресенье на кладбище?» Ответы на него распределились следующим образом:
4. Братские могилы
Респондентам был задан вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что в последнее время на братских могилах советских воинов, погибших в 1941 — 1945 гг. и воинских кладбищах в качестве памятников стали сооружать православные часовни и церкви?» Ответы на него распределились следующим образом:
5. Столетие канонизации преподобного Серафима Саровского
Респондентам был задан вопрос: «100 лет назад, 1 августа 1903 года был канонизирован преподобный Серафим Саровский. Как бы Вы оценили роль этого человека в истории России?» Ответы на него распределились следующим образом:
Респондентам был задан вопрос: «Хотели бы Вы присутствовать в Дивеево в день столетия со дня канонизации преподобного Серафима?» Ответы на него распределились следующим образом:
6. Преображение Господне
Респондентам был задан вопрос: «19 августа Русская Православная Церковь празднует праздник Преображения Господня. Намерены ли Вы посетить в этот день церковное богослужение?» Ответы на него распределились следующим образом:
Респондентам был задан вопрос: «Какое народное название имеет этот праздник?» Ответы на него распределились следующим образом:
7. Рождество
Респондентам был задан вопрос: «Когда Вы отмечаете Рождество?» Ответы на него распределились следующим образом:
Заключение
Результаты исследования позволяют выделить устойчивую группу респондентов, численностью от 20% до 25%, которые не только считают себя православными, но и имеют представление о догматах своей религии, стремятся соблюдать посты и относительно регулярно (не реже раза в месяц) посещают храмы. Следует отметить рост численности данной группы по сравнению с 1999 годом, когда по результатам исследования РОМИР она составляла 14% - 16%. Таким образом, результаты исследования позволяют говорить об определенном росте уровня религиозности граждан России.
По материалам исследований РОМИР-Мониторинг