Русская линия
Православие.Ru Виктор Фомин22.12.2000 

ЦЕРКОВНЫЕ ЛИБЕРАЛЫ ЗАКЛИНАЮТ АРХИЕРЕЕВ
Судорожные попытки не допустить канонизации императора Николая II

С приближением дня открытия Архиерейского Собора Русской Православной Церкви все более очевидным становится тот факт, что канонизация императора Николая II и его семьи состоится. В связи с этим очень небольшая, но очень шумная группа церковных либералов предприняла отчаянную попытку не допустить этой канонизации во что бы то ни стало. Для этой цели она воспользовалась многократно испытанным средством — прессой.
Следует заметить, что статьи против готовящейся канонизации последнего российского императора появлялись и раньше в различных либеральных изданиях: от «Московских новостей» до «Московского комсомольца». Но все они, по своей открыто антицерковной направленности и развязному тону, едва ли могли оказать хоть какое-то влияние на решение архиереев. Поэтому противники канонизации пошли другим путем.
Последний номер «НГ-религий» от 9 августа был целиком посвящен теме предстоящего Собора, и практически в каждом из материалов «проводилась линия» на недопустимость прославления последнего русского царя. Но ударной передовицей на эту тему стала статья Александра Морозова «Что стоит за канонизацией Николая II?» Ее поместили на первой странице прямо под материалом, подписанным Святейшим Патриархом Алексием.
В этой статье Александр Морозов, отказавшись от своего обычного взвешенно-аналитического, холодно-отстраненного стиля, со всей страстью попытался выстроить миф об отсутствии канонических оснований для канонизации императора Николая II. Для этого автор проделал все возможные и невозможные пируэты.
Так, г-н Морозов заявил, что «после Архиерейского Собора 1997 года возникла прямо целая „индустрия“ чудотворения вокруг Николая II. Иконы начали плакать, больные исцеляться..» Автору нет дела до того, что многочисленные чудеса зарегистрированы задолго до 1997 года — с легкостью, напоминающей самые яркие образцы былой атеистической пропаганды, он объявляет все случаи чудотворений и исцелений от царственных мучеников мракобесием попов, дурачащих народ. В памяти всплывают незабвенные опусы Губельмана-Ярославского, казавшегося когда-то непревзойденным мастером жанра.
Далее г-н Морозов утверждает, что «девять из десяти ярых сторонников канонизации — это люди, которые убеждены, что Николая II „ритуально убили жиды в рамках мирового заговора“». Довольно сильный ход. Только не совсем понятно, как это соотносится с решением Синодальной комиссии по канонизации (на основе исследования специалистов Московской духовной академии и других ученых), что убийство 1918 года не носило ритуального характера? Но для г-на Морозова в данном случае важна не логика, а впечатление, производимое на архиереев. Это становится еще более очевидным из дальнейшего хода статьи.
После зловещей картины мрачного сборища злобных антисемитов, жаждущих, как свежей крови, канонизации убитого царя, г-н Морозов переходит к заклинаниям. Послушаем: «..канонизация Николая II под давлением „катакомбников“ — это выбор определенной перспективы понимания бытия Церкви в мире. канонизируя Николая II, Церковь подчеркивает свой политический идеал монархии. Канонизация Николая II — это гигантский жест в сторону „архаики“, т. е. глухого, мифологизированного, алармистского отношения к миру. Канонизация Николая II будет неоспоримым свидетельством того, что та группа иерархов, на плечи которых выпала задача вывести Церковь из советской эпохи, утратила ясное видение будущего».
Исчерпав все возможные заклинательные обороты, г-н Морозов припечатывает архиереев к стенке следующим глубокомысленным выводом: «Патриархия идет на канонизацию императора, не имея никаких новых серьезных канонических аргументов, если сравнивать с октябрем 1996 года, когда их не было вовсе». Можно поздравить автора: он сделал все, что было в его силах, чтобы образумить Московскую Патриархию. И горе ей, если она не одумается!
Кстати, следует заметить, что для распространения своих идей в массах, скромный тираж «НГ-религий» (6−7 тысяч экз.) в этот раз был искусственно раздут аж до 18 тысяч. Чтобы пониманием исторического момента прониклись не только архиереи, но и одураченный антисемитами народ.
А все-таки хорошо, что во время канонизации святых страстотерпцев Бориса и Глеба не было прессы!

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика