Известия | Александра Кузьмичёва (Сопова) | 03.04.2012 |
В клубе *Арт'Эриа* |
Бытие центра началось с концерта и продолжится выставками. Для почина отец Всеволод пустил в небогослужебную часть своего храма — в романтический подвал со множеством арок, колонн и сводов — клуб «Арт'Эриа», объединяющий разномастные, но дружественные фолк- и рок-группы, бардов и блюзменов. В традициях «Арт'Эрии» также выставки и встречи с художниками.
Отец Всеволод обещает, что «при храме будет концертно-выставочное пространство», но пока здесь свежеоштукатуренные голые стены, скудное освещение и временные полы. Имена приглашенных к сотрудничеству художников о. Чаплин пока не называет.
— Я их имен просто не помню, — честно сказал он. — Они сами предлагают проекты, будем выбирать. Мы всего три недели как дату открытия назначили.
На фоне дискуссий об акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя вопрос — не потому ли организаторы так спешат открыть свой арт-центр со слоганом «Музыка как молитва», что хотят ответить на «панк-молебен», — напрашивается у всех. Однако и отец Всеволод, и директор «Арт'Эрии» Нина Кибрик единогласно уверяют, что идея молодежного клуба (вдобавок к воскресной школе и прочему) возникла два года назад, когда о Pussy Riot никто еще не слышал. Заторопились реализовать проект, не дожидаясь конца ремонта в подвале, потому что «Арт'Эрию» выселили из прежнего помещения в Центральном доме работников искусства. Проводить концерты стало негде, а было нужно: их раз за разом посвящают благотворительному сбору средств на лечение попавшей в автокатастрофу певицы Инны Бондарь.
«Журналисты уже решили, что это будет чуть ли не очередная галерея Марата Гельмана, но пока здесь только музыканты», — говорят участники творческого процесса.
Сам Марат Гельман тоже пришел и послушал музыку, но сценических речей не произносил, а лишь подтвердил, что уже обещал новому арт-центру помощь — по крайней мере в виде консультаций.
— Для каждого проекта нужны воля, понимание и умения. Отец Всеволод проявил волю, — сказал Гельман корреспонденту «Известий». — Но понимания тут пока, может быть, мало, а умения — и вовсе никакого. С пониманием могу помочь я!
Пока известный галерист отмечает только потенциал новой площадки, а сам планирует начать новый проект, направленный на взаимодействие искусства и веры, в Краснодаре. Однако на пришедшую со «светской» стороны инициативу диалога местные активисты уже отреагировали организацией движения «Краснодар без Гельмана». Как утверждает отец Всеволод, «диалог с современным искусством идет уже 25 лет, и для многих художников общение с церковью — непрекращающаяся внутренняя работа». Кто сможет выступать в этом месте, он планирует выяснять по ходу дела.
В подвальчике тем временем репетирует с кельтской арфой музыкант Элизбар, греется чай, между колоннами беседуют эль-фийского вида девушки и бородачи скорее стильно-хиппового, нежели смиренно-православного фасона.
Продают свои диски и самодельную ювелирку, целуются со старыми знакомыми, возобновляют недавно прерванные где-то на другой тусовке разговоры. Не секта, конечно, но устоявшийся междусобойчик.
На открытии звучали арфы рок-группы «Небослов», выступали блюзмен Владимир Кожекин и скрипач Алексей Розов.
Среди выступивших друзей «Арт'Эрии» и отца Всеволода был замечен и известный музыкальным хулиганством Псой Короленко. Конечно, в подвале храма он исполнил тексты без матерной лексики. Но уже своим появлением доказал: со свободой тут все в порядке, самовыражаешься с любовью к ближним — обойдется без 213-й статьи УК. Труженикам храма осталось только привыкнуть к вечерне-ночному образу жизни современной арт-тусовки.