Русская линия
Православие.Ru Виталий Аверьянов11.11.2000 

ПРАВДА ПРАВОСЛАВНОГО ЖИТИЯ
Жития Святых, чтимых Православной Церковью со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах. В 6-ти томах. — Издание Сретенского монастыря, 2000.

В основу издания положен труд выдающегося русского богослова Архиепископа Филарета (Гумилевского). Как явствует из названия, в труде Владыки Филарета перед нами предстает весь богослужебный год — не только жития всех святых, но и объяснения основных церковных праздников. Принцип построения этого огромного труда также богослужебный — это принцип «Месяцеслова». В каждый том включены жития святых, память которых празднуется в тот или иной месяц православного календаря. Труд можно читать, следуя за годовым литургическим кругом. Издатели включили в каждый том приложения, в которых содержатся жития святых, канонизированных Русской Православной Церковью в XX веке, а также жития русских святых, канонизированных другими Православными Поместными Церквами.
Просвещенному читателю сразу приходит мысль о сравнении этого издания со знаменитыми «Четьими-Минеями» свт. Димитрия Ростовского. Свт. Димитрий составил свой грандиозный труд в начале XVIII века и он неоднократно переиздавался. В XX веке переиздания «Четьих-Миней» выполнялись уже в переводе на современный русский язык. Владыка Филарет предпринял свой труд во времена нам более близкие. Отличительной чертой его агиографического (то есть житийного) стиля является тщательная историческая разработка всех деталей повествования. Исторический и текстологический кругозор Владыки Филарета уже иной, чем у Димитрия Ростовского. Он заново изучил и проверил источники, привлек много дополнительного материала, недоступного для российских богословов XVIII века, весьма ответственно подходил ко всем свидетельствам о чудесах и исцелениях по молитвам и заступничеству святых.
Владыка Филарет более всего известен как первый историк Русской Церкви, давший полный и стройный очерк ее прошлого. Его «История Русской Церкви» до сих пор остается незаменимым руководством при изучении духовного наследия Православия. «У него был дар исторического рассказа и исторического синтеза, — признает прот. Г. Флоровский, — Впервые вся русская церковная история была рассказана и показана как живое целое, от Крещения Руси и до 1826 года, — и рассказана ясно и вдумчиво».
В 30-е годы XIX века тогда еще отец Филарет нес ответственное служение ректора Московской Духовной академии. Ученик и помощник Митрополита Московского Филарета (Дроздова), он сам стал учителем и воспитателем целого поколения студентов академии. Одним из выдающихся его учеников был А.В.Горский. «Он оставил в академии воспоминание о себе, как о неутомимом деятеле в области богословских и церковно-исторических наук, как о многосторонне образованном, весьма даровитом и глубоко ученом наставнике. Изучив основательно иностранную богословскую литературу, он первый ввел в академические лекции дух строгой разборчивости в доказательствах, крепко ратовал против господствовавшего тогда на западе неологизма и в преподавание догматики внес исторический элемент». Так писал о ректоре академии отце Филарете известный церковный историк М.Толстой.
Богослов и педагог, Филарет (Гумилевский) вошел в духовные школы как самостоятельный, самобытный ум, решительно рвущий с протестантским рационализмом. «В академии это было началом новой эры, — пишет Флоровский, — Филарет был сразу и библеистом и патрологом (много останавливался в своих лекциях на разборе мессианских текстов, с еврейского)». Филарет был главным инициатором масштабного издания Творений св. отцов в русском переводе. Но помимо этого он подготовил и замечательный учебник по патристике — «Историческое учение об отцах Церкви». Одним из неожиданных для того времени был его тезис о свободном творческом духе отеческих творений. «Отцы Церкви, — писал Филарет, — держались предания, где было нужно, точно так же как благоговейно описывали деяния Церкви и частных лиц. Но они же размышляли о слове Божием, о предметах веры, о правилах жизни, они спорили и ораторствовали, философствовали, и были филологами, и при том даже ошибались».
В 1841 году Филарет рукоположен в епископы и отправляется в Рижскую епархию, одно из самых «трудных» мест тогдашнего пастырского служения. Проповедь Православия встречала необычайное сопротивление местного дворянства и бюрократии (в основном лифляндских немцев, протестантов по вероисповеданию). Владыке Филарету пришлось встретить самые суровые испытания, и он с честью прошел через них. За 9 лет его управления епархией более 120 тысяч эстов и латышей, местных крестьян, приняли крещение в Православной Церкви. Немаловажно, что эта успешная миссионерская деятельность была бы невозможна без поддержки государя Николая Павловича, хорошо сознававшего государственный смысл этой духовной борьбы.
В 50-е годы Владыка Филарет руководил Харьковской епархией, а в последние годы жизни — древней Черниговской епархией. Именно во время черниговского периода служения Владыки были закончены и начали издаваться его труды — «Русские святые за круглый год», «Святые южных славян», «Святые подвижники Восточной Церкви».
Яркая черта нового издания «Житий святых» — глубокое чувство исторической правды, которое было свойственно Архиепископу Филарету (Гумилевскому). Полнота и обстоятельность его труда, дополненного житиями новопрославленных уже в XX веке святых, делают выход этой книги настоящим событием в нашей духовной и культурной жизни.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика