Русская линия
Православие.Ru Олег Кузеванов,
Протосингел Йован (Пурич),
Ольга Лысенко
07.04.2000 

СВЯТОЙ ПЕТР ЦЕТИНЬСКИЙ: ЧЕРНОГОРСКИЙ «ЧЕЛОВЕК ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»

Этим «летом Господним» исполняется 170 лет со дня упокоения св. Петра Цетиньского Чудотворца. Это хороший повод для того, чтобы более серьезно поговорить об этом «человеке тысячелетия в Черногории». Именно сегодня нам необходимо, как никогда, молитвенное заступничество всех святых. Находясь близ мощей черногорского святителя (автор статьи — собрат Цетиньского монастыря, где почивают мощи свт. Петра — прим. переводчика) и видя, в каком состоянии находится народ, распятый всеми, изнутри и снаружи, самое время поговорить о человеколюбии и милосердии святого Петра Цетиньского.
Святой апостол Павел призывает нас духовно и молитвенно вспоминать своих учителей в вере: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13, 7). Потому и надо вспомнить божественное человеколюбие святого Петра, которое проявилось в его земной жизни и впоследствии проявляется в его чудотворении в Церкви. Он был Божий человек: исполнен любви и милосердия, исполнен боголюбия и человеколюбия. Так он исполнил две евангельские заповеди о любви к Богу и любви к ближнему, чему нас учит святой отец наш Савва в своей Жичской проповеди о настоящей Вере: «Ни забота о жизни без подлинной веры в Бога, ни последовательное исповедание веры без добрых дел не могут привести нас к Господу, но пусть все это будет вместе, „да будет Божий человек совершенен“ и не обладает ни одним недостатком. Ибо вера спасает тогда, когда в Боге с любовью творит добрые дела».
Эту святосавскую веру и любовь в делах имел и святой Пётр. Имея, прежде всего и превыше всего любовь к Богу с ранней молодости, в такой же степени он показал веру и любовь к ближнему в своём пастырском труде. Любовь к Богу кратко описана в житии св. Петра: «Его ум с детства был устремлен и утверждён в целомудренности, которая была корнем его последующей святой смелости перед Богом и людьми и его богоносного здоровья». Ведя добродетельную жизнь, всегда он имел перед собой Закон Любви Божьей, каковая есть суть Бога Живого. О том и апостол Павел говорит: «Кто отлучит нас от Любви Божией: скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8, 35). Любовь Св. Петра к Богу одновременно устремлена и к человеку, так как любить человека значит любить Лик Христа в человеке. Этот евангельский идеал осуществили святители, поэтому нам так дороги наши горячие молитвенники перед Богом.

ВЫСЕЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА В ТВіРДОМ КАМНЕ
Святители носили рай в себе и своим примером служили своему народу. Мы видим, как святой Петр в тяжелые и тягостные для черногорцев времена буквально высекал и ваял характер в камне. Как смиренный и терпеливый «пастырь добрый», который «полагает жизнь свою за овец» (Иоанн, 10, 11), призывал он и предостерегал, предупреждал об опасности, упрекал и стыдил, как и все святые нашего народа. Он «изгонял словами, а не кулаками», однако всегда в тяжелые времена набегов врагов вёл черногорцев в борьбе за веру и отечество. Известно, что сильные духом никогда не идут на компромисс со злом, а именно таким и был св. Петр Цетиньский. Он выступал против политиканства и приспособленчества, против отречения от собственного мнения. Своим пастырским примером он будит нас «голосом пастыря» (Иоанн, 10, 3−4) и предостерегает об опасностях процветания и прогресса ..
Вослед святителю Иоанну Златоуст, св. Петр морально обличал свое поколение в письмах и посланиях. Однако это морализаторство по существу являлось проповедью Новой жизни во Христе. Его жизнь, как уже было сказано, с самого начала являлся доказательством веры. Разумеется, св. Петр Цетиньский постоянно подтверждал свою веру делами милосердия и любви. При этом он являлся великим борцом за правду и справедливость, подобно святителю Николаю Чудотворцу. Интересовался живыми людьми и их проблемами. Как истинный пастырь, проповедовал весьма строго, всегда чувствуя огромную ответственность за свое стадо. У святого Петра никогда не оставалось времени для самого себя, так как, по словам апостола гимна любви «любовь не ищет своего» (1 Кор 13, 5).
Эта великая святительская любовь проявлялась в его заботе о бедных. Церковь на протяжении истории всегда голосом своих пастырей разоблачала нравы человеческого общества, его суровую и страшную несправедливость. Поэтому там, где Дух Божий, существует и истинная Церковь, а значит и, гонения, по словам Святых отцов. И мы сегодня являемся свидетелями этой горькой реальности жизни. Осуждая самих себя за эгоизм и холодность, люди Церкви стремятся продемонстрировать сострадание и милосердие в отношении всех без различия. Этот пример божественного человеколюбия мы видим и у святого Петра, о чем пишет его биограф: «Особенно святой заботился о бедных. Так в его посланиях мы читаем, как он защищает некоего бедняка Петра Попадича от разорения, ибо тот кормил не только свою семью, но и сирот своего брата».

МИЛОСЕРДИЕ КО ВСЕМ
Как когда-то в давние времена святой Иоанн Златоуст обличал богатство храмов, так и святой Петр, чтобы помочь бедным, продавал или обменивал на хлеб ценные вещи. «Он плакал с плачущими, сиротствовал с сиротами, делился с каждым тем, что имел, ободрял, вдохновлял верой, утешал, молил беречься болезней, закладывал свои монастырские вещи, чтобы в голодные годы покупать зерно для бедных». Св. Петр следовал проникновенным словам святителя Иоанна Златоуста: «Если вы желаете воздать честь Христу, делайте это тогда, когда видите его нагого, в образе бедняка в лохмотьях. Никакой пользы нет в том, если вы приносите драгоценные дары в храм, а Христа оставляете на улице терпеть холод и наготу. Нет пользы, когда храм полон золотых сосудов, а Христос голодает. Вы делаете золотые потиры, но не можете предложить чашу воды жаждущим. Христос как бездомный, чужестранец скитается и просит милостыню, а вы, вместо того, чтобы принять его, делаете украшения». Эти слова святителя Иоанна Златоуста актуальны и в наши дни, поэтому совсем не удивительно, что св. Савва и св. Петр следовали его примеру.
Иоанн Занара (XII в.), комментируя 45 (83) канон Карфагенского собора, пишет: «Епископы должны не только учить людей, но защищать их, терпящих несправедливость, бороться, не жалея сил». Иначе говоря, епископам необходимо слушать того, кто смиренно и с любовью к Церкви предупреждает о случаях неподобающего поведения некоторых людей Церкви. Нужно иметь в виду, что и св. Петр обличал, например чрезмерное прославление «крестной славы» (праздник у сербов в честь святого — покровителя семьи, рода — прим. переводчика.) богатым пиршеством, что часто приводило к обнищанию. Самое худшее — это появление нищеты вкупе с завистью и грабежами, с кровной местью, которую искоренял святой Пустынник Цетиньский. Так, и в наши дни в газетах пишут, что люди скоро начнут «угрызать» один другого из-за социальной несправедливости в Черногории. Подобно св. Петру, наш Патриарх, Его Святейшество Павел, когда мы славим многие праздники, просит нас воздержаться от чрезмерных пиршеств. Известна его отеческая просьба: «Сколько нас, людей Церкви, и сколько раз заходили мы в приюты, дома, больницы, чтобы ежедневно проявлять свою заботу о них? Если бы я мог, Воскресший Бог мне свидетель, я бы стоял перед церквами, больницами, роскошными банкетными залами и сам просил бы милостыню за наших страдающих братьев, сестер и детей» («Молитвы и мольбы», Белград, 1996 г.)

БЛАГОДАТНАЯ И МИЛОСТИВАЯ ДУША
Но, вернемся к примеру божественного человеколюбия св. Петра, которое вдохновляет нас поступать так же. Достойнейшими для нас являются те святители, которые учат нас, говоря о тайнах Евангелия, о божественных истинах и добродетелях. Основа, фундамент деятельности св. Петра на Ниве Господней — это его благодатная и милостивая душа. Святой Петр, проповедуя о всемилостивой христианской любви, всегда говорит о вере и истине. Потому он и является «правилом Веры и образом кротости», а не сентиментальным оптимистом. Сегодня многие трубят и говорят о «деятельной любви»: говорят и атеисты, и западные христиане. Существует множество гуманитарных организаций, служащих своему «земному» богу. Во имя предотвращения гуманитарной катастрофы уничтожается европейский народ, оккупирована святая земля его славных предков. Все это ведет лишь к увеличению числа бед и страданий. В свое время Петр Цетиньский обращался с просьбой к черногорцам (1822г.), так же поступает и его сегодняшний наследник на троне черногорских митрополитов. Завершая это скромное изложение, приведем отрывок той просьбы Чудотворца Цетиньского:
«Я знаю ваше бытие и положение, вашу нищету, однако она (Печская Патриархия — прим. о. Йована) — это Сербская Церковь всего славяно-сербского народа и мать всех сербских Церквей, в которой служили наши Патриархи и которую защищали наши цари. Поэтому, любезные братья, не отказывайтесь от посильной для вас милостыни и помощи этой святой обители, чтобы собрать ее и сохранить от разорения. Храни вас Бог от всякого зла, беды и напасти».
Что сказать после этих слов и деяний св. Петра нынешнему поколению черногорцев? Мы, люди Церкви, знаем только, что единственная наша обязанность — говорить правду и страдать за нее. Долг епископа, по словам М. Петровича, «своим примером напоминать ветхозаветных пророков, своим мнением последовательно проводить в жизнь науку Христову, подражать апостолам и отцам Церкви, с любящим сердцем поить жаждущих, кормить голодных, одевать оборванных, давать отдых уставшим, защищать изгнанных, советовать богатым считать нищих своими братьями». Так поступал и св. Петр Цетиньский, который своим богозаповеданным человеколюбием помогает нам понять значение и важность милосердия.
Единственным вопросом на Страшном Суде будет следующий: «Были ли мы по-христиански милосердны?». Дай, Боже, чтобы мы смогли повторить за блаженным Августином: «Братья мои, я не желаю спастись без вас».
Газета Сербской Православной Церкви «Православле», N 793, 1 апреля 2000 г.
http://www.spc.org.yu/Pravoslavlje/
Перевод с сербского Ольги Лысенко и Олега Кузеванова


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика