Русская линия
Православие.Ru Олег Кузеванов11.06.2001 

МОНАСТЫРИ СКАДАРСКОГО ОЗЕРА

Самое большое на Балканах Скадарское озеро со своими монастырями, которых в середине XV века было около двадцати, вследствие значительной роли в духовной жизни средневековой Зеты (старое название Черногории), называлось «Зетской Святой Горой» («Зетским Афоном»).
Первая обитель — Враньина — возникла в 1233 г. В 14−15 веках Зетские господари Балшичи и Черноевичи на островах («горицах»), в городках, сёлах и укреплениях по скадарским берегам воздвигли многочисленные церкви-усыпальницы. Скадарские монастыри были центрами по переписыванию книг. Впервые эта деятельность появилась в монастыре Старчева Горица.
Ныне в бассейне Скадарского озера находятся более десятка обителей. В центральной части озера, у южного берега, на островах находятся монастыри Старчева Горица (Старчево), Брезавица (Бешка) и Морачник. Неподалёку от них, южнее Скадарского озера, почти на границе с Албанией находятся развалины монастыря Пречистая Краинская.
В северо-западной части озера расположены монастыри Враньина и Ком. Здесь же впадает Река Черноевича, на которой в одноименном городке находится монастырь Обод. В этой же части озера, в районе т.н. Малого Блата, в местечке Каруч, находятся развалины зимнего дома Свт. Петра Цетиньского, приписанного к Цетиньскому монастырю.
К району Скадарского озера прилегает район Црмничская нахия, где находятся монастыри Брчеле (Верхний и Нижний) и развалины монастыря Орахово.

Монастырь Враньина
Враньина занимает особое место среди монастырей Скадарского озера. Монастырь находится на острове, ныне связанном с автомобильной и железнодорожной магистралью между черногорскими городами Подгорица-Бар, там где река Морача впадает в Скадарское озеро.
Обитель, посвящённую Свт. Николаю Чудотворцу, основал в 1233 г. первый Зетский епископ Илларион, рукоположенный самим Св. Саввой I. Здесь была одна из резиденций Зетской епархии (вторая — в монастыре Михольска Превлака). Строитель монастыря владыка Илларион был похоронен в монастырской церкви, в притворе у северной стены (в 1230—1240-х гг.)
Монастырь щедро одаривали сербские архиепископы и короли из династии Неманичей: Свт. Савва I, св. король Владислав, св. король Милутин и его мать св. Елена. Во времена сербского царя (1331−1355) Душана Сильного, Враньина была приписана монастырю Св. Архангелов в Иерусалиме. В 15 веке монастырь одаривали землёй зетские господари Георгий II Страцимирович Балшич (в 1404 г.), Балша III Балшич (в 1414) и Иван Черноевич (в 1468 г.). В 1453—1484 гг., после убийства Превлачских мучеников (зетского владыки и 70 монахов) на Михольской Превлаке, здесь находилась резиденция зетского митрополита, до своего переноса в Цетиньский монастырь. В это время игуменом Враньины был известный духовный писатель Никон Иерусалимлянин. Последним дарителем монастыря был младший сын Ивана Черноевича Станиша, принявший ислам с именем Скендер-бег и бывший черногорским санджак-бегом в 1514—1530-х гг.
Стратегическое положение Враньины на пересечении водных путей привело к тому, что она постоянно была целью турецких нападений и разрушалась в 1557 и 1714 г. В 1843 вновь захваченный турками монастырь был превращён в казарму. Окончательно обитель была разрушена в 1862 г. во время нового турецкого нападения на Черногорию. От старой Враньины сохранились в Цетиньском монастыре три колокола 14−15 веков, найденных в земле в 1970-х гг., и печать Враньской митрополии с ликом Свт. Николая. О старом монастыре сохранились воспоминания черногорского митрополита (1863−1882) Иллариона (Рогановича), бывшего здесь учеником.
В 1886 г. на месте разрушенной церкви черногорский князь Николай I Петрович-Негош возвёл новый храм. Тогда же был построен и большой двухэтажный (с мансардой) келейный корпус. По легенде, здесь князь Николай хотел постричь в монахини тех из своих многочисленных дочерей, которые не выйдут замуж. В 1888—1889 гг. здесь жил молодой иеромонах Симеон (Попович) — прп. Симеон Дайбабский — выпускник Киевских Духовных школ и постриженник Киево-Печерской Лавры. Вследствие нездорового климата этих мест он тяжело заболел и осенью 1889 г. был переведён в монастырь Острог.
После Второй мировой войны Враньина была сожжена и заброшена. Реставрационные работы начались только в 1998 г., когда настоятелем монастыря был назначен иеромонах Марк (Кесич).
Монастырская церковь Святителя Николая Чудотворца по своим размерам и декору отличается от других церквей эпохи большого обновления храмов при черногорском князе Николае I. Над входом высечена надпись о строительстве монастыря на русском языке: «Этот храм Святого Николая Чудотворца построен заслугами благоверного господаря князя Николая I Петровича-Негоша лета Господня 1886 г. на месте, где когда-то была бывшая резиденция Зетской митрополии». В церкви — неоклассический иконостас русской работы. Остатки большого келейного корпуса находятся юго-западнее церкви. Другие хозяйственные постройки также лежат в руинах.

Братство монастыря:
настоятель — иеромонах Марк (Кесич),
Почтовый адрес:
Манастир Враньина
81 000, Подгорица, Голубовци
Црна Гора, Jугославиjа
Мобильный телефон 8−10−381-(0)69−06−4033
Расписание богослужений:
литургия — праздником в 8.00

Монастырь Старчева Горица
Монастырь Старчева Горица (Старчево) находится на острове Старчево, вблизи южного берега Скадарского озера, в 12 км от черногорского городка Вирпазар. Монастырь построен в юго-восточной части острова, у горной гряды, которая защищает остров от северных ветров.
Основал монастырь выдающийся подвижник старец Макарий с помощью зетского господаря Георгия I Балшича. Основатель обители вёл строгую подвижническую жизнь, и после его смерти монастырь долго называли именем «святого старца Макария».В 1376—1378 гг. здесь была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это была первая церковь в ряду специфических балшичских храмов с тремя конхами. Предположительно, её строили приморские мастера. Тогда же церковь была расписана, но до наших дней дошли только следы штукатурки под живопись.
Монастырь сразу становится центром по переписыванию книг, редкие образцы которых хранятся в библиотеках Берлина, Венеции и др. европейских городов.
Уже после строительства храма, к западному фасаду был пристроен притвор с двумя боковыми часовнями-приделами. В южной часовне был похоронен воевода Божидар Вукович (1460−1539) из Подгорицы, известный венецианский печатник. Одним из его помощников был старчевский монах Пахомий.
Монастырь просуществовал недолго и был разорён турками. По турецким законам весь остров с монастырём был «вакуфом», — недвижимым имуществом мусульманского духовенства, и принадлежал мечети в с. Муричи. Его арендовали окрестные мусульмане-пастухи, которые на острове пасли скот, а закрывали и доили его в церкви. Эта ситуация не изменилась и с возвращением этих земель под власть черногорского князя после войны 1877−1878 гг.
В середине 1960-х гг. были проведены первые консервационные работы, в 1981 г. был найден гроб Божидара Вуковича
Лишь в середине 1990-х гг. с приходом сюда нынешнего настоятеля монаха Григория (Миленковича) церковь была восстановлена, а на развалинах старого келейного корпуса был построен новый.

Монастырь Брезавица (Бешка)
Находится на острове Бешка (называемом ещё Горица или Брезавица), у южного берега Скадарского озера, в 15 км от черногорского городка Вирпазар. На открытом плато стоят две монастырские церкви: Св. Георгия и Пресвятой Богородицы.
Церковь Св. Георгия построена в последние два десятилетия 14 века зетским господарем (1385−1403) Георгием II Страцимировичем Балшичем. Он был женат на дочери Св. князя Лазаря Елене. В 1438—1440 гг. Елена отремонтировала эту церковь и построила новую — Благовещения Пресвятой Богородицы, в качестве своей усыпальницы. Монастырь Бешка, как и монастырь Старчева Горица, играл значительную роль в духовной жизни Зеты. Здесь также переписывались книги. Наиболее известны из них Шестоднев старца Никона Иерусалимлянина 1439−1440гг. (монастырь Савина) и Горичский сборник 1441−1442гг. (Библиотека Сербской Академии науки и искусства), который явился плодом переписки Елены Балшич и её духовного отца Никона Иерусалимлянина.
Церковь Св. Георгия относится к типу триконховых храмов, характерных для скадарских церквей этого времени. Над храмом возвышается купол, а над притвором — высокая колокольня на три звона. У южной стены церкви находится могила, предположительно основателя монастыря Балши II. В храме частично сохранился подлинный каменный пол. Богородичная церковь меньших размеров, с небольшой звонницей. Весь западный фасад прекрасно декорирован каменной резьбой. Над входом — надпись, повествующая о строительстве храма. В церкви у южной стены находится могила Елены Балшич. К церкви были пристроены два придела. Южный, открытый, служил как усыпальница. От него остались только развалины. Обе церкви были расписаны, но следов живописи не осталось.
Во времена турок монастырь опустел, и от него стались только разграбленные две церкви. Благовещенскую церковь в начале 20 века восстановил черногорский король Николай I (за здравие своей супруги Милены) и посвятил её Положению риз Пресвятой Богородицы, так как Горичский сборник, из которого стало известно о первоначальном посвящении церкви, был ещё не известен.
Однако в драматических событиях XX века монастырь вновь запустел и ещё не восстановлен.

Монастырь Морачник
Находится на одноимённом острове, в восточной его части, у южного берега Скадарского озера, в 19 км от черногорского городка Вирпазар и в 13 км от границы с Албанией. Обитель построена в период между 1404 и 1417 гг. зетским господарем (1402−1421) Балшей III Балшичем.
Небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы (ныне освящённая в честь иконы Божией Матери «Троеручница» с приделом Св. Иоанна Дамаскина) принадлежит к типу храмов с тремя конхами, характерному для скадарских церквей времён Балшичей. Она тоже была расписана, но следов живописи не сохранилось. Вскоре после строительства к ней был пристроен притвор (ныне в разрушенном состоянии). Восточнее церкви находился келейный корпус, а южнее — трапезная. Между ними была 4-х этажная башня, остатки которой возвышаются над церковью и сейчас. На верхнем этаже была часовня (также как и в башне монастыря Пречистая Краинская).
Морачник просуществовал недолго и при турецкой власти скоро опустел и дошёл до наших дней в полуразрушенном состоянии.
В 1963 г. была проведена частичная реставрация, в ходе которой над церковью был восстановлен купол. В 1985 г. были проведены археологические работы. На самой высокой точке в центре острова были найдены остатки ещё одной церкви Преображения Господня, построенной приблизительно в тоже время, что и Успенская церковь. Рядом с Морачником находится островок Топоана, на котором тоже найдены остатки церкви триконховой основы.
Возрождаться монастырь стал в конце 1990-х гг., когда его настоятелем был назначен иеромонах Йован (Чулибрк), известный сербский православный публицист, работающий в журнале и на радио «Светигора».

Библиография:
на сербском языке:
1. Т. Пеjовиh «Манастири на тлу Црне Горе», Нови Сад — Цетинье, 1995 г., с. 107−111
2. М.Н. Новаковиh, Р.В. Миклуш «Светиньама у походе», Београд, с. 239−240
3. Званични сајт Митрополије црногорско-приморске
http://www.mitropolija.cg.yu/ustrojstvo/manastiri/index.html
4. Kulturne bastine Crne Gore — «Manastiri Balsica na Skadarskom jezeru»
http://www.heritage.cg.yu/spomenici/skadarsko.htm
5. «Manstiri na Skadarskom jezeru»
http://www.visit-montenegro.com/kultura/mskadarsko.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика