Русская линия
Православие.Ru Олег Кузеванов11.06.2001 

ЦЕТИНЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа.
Основал монастырь господарь Иван Черноевич — Иван-бег — правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465—1490 гг. В 1479 г. турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 г., когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484 г. строит себе дворец и «задужбину» — Цетиньский монастырь — в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 г. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым.
Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь Св. Ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев.
Иван Черноевич умер в 1490 г. и был похоронен в церкви монастыря, у южной стены. Его останки были найдены при археологических раскопках 1980-х гг. Сын Ивана — Георгий, правивший Зетой в 1490—1496 гг., основал в 1494 г. первую на славянском юге типографию на Ободе, но вскоре перенёс её в Цетиньский монастырь. Здесь были отпечатаны Октоих первогласник 1494 г., Октоих пятогласник с прекрасными иллюстрациями-видами Иван-бегова монастыря, Псалтирь с последованием, Молитвослов, Четвероевангелие. Первым печатником был схииеромонах Макарий.
Под натиском турок Георгий Черноевич вынужден был бежать в Венецию, а Черногорией некоторое время (1496−1499гг.) правил, в качестве турецкого вассала, его младший брат Стефан. После этого страна попадает под прямое турецкое правление, а черногорские владыки становятся не только духовными, но и светскими вождями своего народа, неустанно трудясь над его освобождением.
Иван-бегов монастырь был разрушен 28 сентября 1692 г. в ходе Морейской войны (1684−1699гг.) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция, Ватикан, и на стороне которого сражались сербы и черногорцы, против Турции. С 1688 г. в Цетиньском монастыре находился венецианский гарнизон. При отступлении из Цетинья венецианцы заминировали монастырь и взорвали его, когда туда вступили турки. Погибло около 300 турок, а их предводитель — скадарский паша Сулейман Бушатли был ранен. Разъяренный паша, дальний потомок строителя обители Ивана Черноевича, приказал снести уцелевшие после взрыва церковь и монашеские келии. Митрополичья резиденция была временно перенесена в находящийся неподалёку монастырь Добрская Челия (Келия).
Переломным моментом в истории Черногории стало избрание митрополитом и господарем 27-летнего цетиньского монаха Даниила (Петровича) из села Негуши. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1916 г. (официально до 1918 г.) Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику. В 1701—1704 гг. митрополит Даниил возродил Цетиньский монастырь на новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. При строительстве нового монастыря использовались строительные материалы из разрушенного. В алтарную стену новой церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом — гербом Ивана Черноевича, над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады 2-го этажа украсили старые резные капители.
В конце 1702 г. Цетиньский монастырь стал центром важных событий, определивших дальнейшую историю Черногории. В ночь накануне Рождества Христова с 24 на 25 декабря 1702 г., православные черногорцы по приказу владыки Даниила напали на «потурченцев» — черногорцев, принявших ислам и проводивших турецкую политику. Все потурченцы, кроме принявших крещение, были изгнаны из страны. Это событие, укрепившее внутреннюю сплоченность черногорцев в борьбе с турками, нашло свое отражение в знаменитой поэме Петра II Петровича-Негоша «Горный венец». Именно в Цетиньском монастыре прозвучал призыв митрополита Даниила:
Мир, вставай за Крест, за честь юнатства,
все, кто носит светлое оружье,
все, кто слышит собственное сердце!
Мы поганцев имени Христова
окрестим водою или кровью!
В Божьем стаде истребим заразу!
Да взнесётся песня роковая,
алтарь правый на камень кровавый!
(Петр II Петрович-Негош «Горный венец» перевод Ю. Кузнецова, 1988 г.)
Другим важным шагом владыки Даниила стала его внешнеполитическая переориентация с католической Венеции на православную Россию. В 1711 г. в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Милорадович (родом из Герцеговины) и капитан Иван Лукашевич (уроженец Подгорицы) с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции. В 1712 г. 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмета-паши Шапчайлии вторглись в Черногорию. 17 июля (по ст. ст.) 1712 г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе (было захвачено 86 турецких знамен). В битве был ранен сам владыка Даниил. Но другой части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь. В 1714 г. новый боснийский визирь Нуман-паша Чуприлич с 120 тыс. турок прошёл через всю Черногорию, сжигая всё на своём пути. Владыка Даниил был вынужден отправиться за помощью в Россию. Побывав в 1715 г. в Петербурге митрополит Даниил получил от русского царя Петра I деньги на восстановление разрушенных турками монастырей и церквей. Цетиньский монастырь был восстановлен в 1724 г.
После смерти владыки Даниила цетиньскую кафедру в 1735—1781 гг. занимал его племянник митрополит Савва (Петрович-Негош), которому помогал другой племянник владыки Даниила — Василий (Петрович-Негош), митрополит Скендерийский и Приморский (1750−1766гг.). В 1781—1784 гг. черногорским владыкой был племянник митрополита Саввы — Арсений (Пламенац).
В 1784—1830 гг. черногорским митрополитом был Петр I (Петрович-Негош) — свт. Пётр Цетиньский. В его отсутствие (владыка был в то время в России) в 1785 г. произошло последнее разрушение монастыря при нападении скадарского паши Махмуда Бушатли. Через 11 лет во время нового нападения на Черногорию Махмуд-паша погиб в сражении при с. Крусы. Череп его, как военный трофей, и сейчас хранится в Цетиньском монастыре.
Св. Пётр построил в этой обители себе новую келию, которая сохраняется и поныне. Спустя 4 года после его упокоения 18 октября 1834 г. состоялось торжество прославления этого Святителя, на которое в Цетинье прибыли православные христиане со всех сербских земель. Только из Приморья, находящегося под властью Австро-Венгрии, прибыло около 15 тысяч православных сербов, несмотря на запрет австрийских властей.
Во времена его преемника, — знаменитого черногорского поэта и митрополита (1830−1851) Петра II (Петровича-Негоша), монастырь значительно расширяется. Благодаря полученной из России помощи надстраивается дворовый корпус и строится кухня с трапезной. Но монастырских зданий для всесторонней деятельности черногорского владыки всё равно было недостаточно. В это время в монастыре работали школа (основанная в 1834 г.), типография (привезённая Петром II в 1833 г. из России, останавливались иностранные гости и даже титулованные особы. В 1838 г. рядом с монастырём была построена новая резиденция для Петра II.
В 1890-х гг. к монастырской стене снаружи пристраивается открытая усыпальница правящей династии. В 1896 г. на верхнем ярусе башни-колокольни устраиваются часы, а над ними — маленькая звонница.
В Цетиньском монастыре неоднократно бывали высокопоставленные гости из России, в том числе русские великие князья. В июле 1889 г. здесь побывал великий князь Пётр Николаевич (в то время жених черногорской княжны Милицы Николаевны), а в июле 1899 г. — великий князь Константин Константинович, написавший здесь стихотворение «Черногория».
Во время Первой мировой войны в 1916—1918 гг. Цетинье было оккупировано австрийскими войсками. После окончания военных действий, 26 ноября 1918 г. происходит объединение Черногории с Сербией, а 1 декабря 1918 г. Сербия объединяется со Словенией и Хорватией в единое югославское королевство. Цетинье утрачивает свой столичный статус, хотя и часто посещается югославским королём Александром I Карагеоргиевичем, родившимся здесь 17 декабря 1888 г. В это время в Цетинье жило много русских людей, бежавших от большевистской революции и нашедших в Югославии второй дом.
В 1920—1938 гг. черногорским митрополитом был Гавриил (Дожич), будущий сербский патриарх (1938−1950). При нём, в 1925—1927 гг. в монастыре происходит радикальная перестройка. Воздвигнута новая митрополичья резиденция, башня-колокольня получила свой нынешний облик. В 1940—1945 гг. цетиньскую кафедру занимает будущий священномученик Иоанникий (Липовац), переживший здесь итальянскую оккупацию и бежавший из Цетинья в 1944 г. с 70 священниками от наступавших титовских отрядов.
В1947г. черногорским митрополитом становится Арсений (Брадаревич).В 1954 г. митрополит Арсений с ещё 7-мью черногорскими священниками был осуждён Цетиньским судом на 11 с половиной лет «за организацию заговора против народного режима в Черногории и антигосударственную деятельность». «Вина» владыки состояла в том, что он в 1945 г., будучи администратором Загребской митрополии, сказал, что католическая церковь во время Второй мировой войны сделала много зла православному населению Хорватии. Другой виной черногорского митрополита было то, что он во время встречи с секретарём Всемирного Совета Церквей Робертом Тобиасом, дал ему данные о том «как народные власти гонят Сербскую Церковь». После освобождения владыки Арсения, коммунистические власти не позволили ему вернуться в Цетинье, и тогда в 1961 г. на черногорскую кафедру был избран Даниил (Дайкович). При нём в 1984 г. был построено новое здание митрополичьей резиденции, а старое использовано для расширения музейной экспозиции цетиньской ризницы.
С 1990 г. черногорским митрополитом является Амфилохий (Радович).В мае 1994 г. Цетиньский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Монастырская церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. В этом хораме находятся главные святыни монастыря: ковчег с мощами Свт. Петра Цетиньского, а на нём — ковчежец с десницей Св. Иоанна Предтечи и Частица Честного и Животворящего Креста Господня.
Иконостас в церкви деревянный, резной. Иконы написаны Николаем Аспиоти с острова Корфу (по другим данным — братьями Джиновски из Македонии). Интересно, что на месте престольного образа — икона Свт. Петра Цетиньского (из-за чего в некоторых источниках часто пишут по ошибке, что церковь посвящена этому Святителю). В церкви находятся две гробницы: у южной стены — черногорского князя (1852−1860) Даниила I Петровича-Негоша, а у северной стены — его брата воеводы Мирко, за свои победы над турками прозванного «мечём Черногории».
В монастырском дворе, у церкви похоронена вдова князя Даниила Даринка, а слева от входа в монастырь находится надгробие с крестом черногорского митрополита (1885−1920) Митрофана (Бана), рукоположенного во епископа в Исаакиевском соборе Петербурга 6 апреля 1885 г. (в день 1000-летия памяти славянского первоучителя Св. Мефодия).В монастыре сохраняется келия Св. Петра Цетиньского, в которой хранится частица мощей св. Феодора Стратилата.
В богатой ризнице-музее монастыря выставлены корона Св. Стефана Дечанского, епитрахиль Св. Саввы I, облачения черногорских митрополитов и дары русских императоров, а также ценное собрание рукописных и печатных книг 13−19 веков, например рукописное Евангелие Дивоша Тихорадича (около 1350 г.).
Между монастырём и дворцом-музеем черногорского короля Николая, на развалинах старого Иван-бегова монастыря, стоит придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, приписанная к Цетиньскому монастырю и являющаяся храмом Цетиньской семинарии. В церкви почивают останки последнего черногорского правителя короля Николая (ум. в 1921 г.) и его супруги Милены, перенесённые сюда из русской церкви в Сан-Ремо (Италия) в 1989 г.
Цетиньская семинария, где преподают многие цетиньские монахи, расположена неподалёку от монастыря, в бывшем здание церковного суда. Поблизости от семинарии, на Негошевой улице, располагаются журнал «Светигора» и православное радио «Светигора», в редакциях которых также работают цетиньские монахи.
Над монастырём, на вершине горы Орлиный Крест, расположен мавзолей владыки Даниила, в виде открытой часовни. Отсюда открывается вид на горный массив Ловчен, на одной из вершин которого, — на Езерском врху (Озёрном верху), похоронен выдающийся черногорский митрополит и поэт Петр II. Построенная им в качестве своей усыпальницы церковь Св. Петра Цетиньского была снесена безбожными титовскими властями в 1972 г., а на её месте воздвигнут уродливый мавзолей.
К Цетиньскому монастырю приписан монастырь Св. Илии на Комовима. Его построил черногорский король Николай I в память своего дяди князя Даниила. Он был разрушен, а в 1997 г. восстановлен трудами Михаила Прелевича и жителей окрестной местности Кучи. Возле храма построен келейный корпус. Цетиньскому монастырю принадлежит Зимовник Св. Петра Цетиньского в с. Каруч на Скадарском озере. В настоящее время ведётся подготовка к реставрации этого дома, от которого остались одни каменные стены. Над монастырём находится скит Св. Иоанна Предтечи, в котором строится храм.
Настоятель монастыря — игумен Лука (Анич), магистр истории искусств. Братство монастыря сейчас насчитывает более десяти монахов и послушников.

Расписание богослужений:
5.00 Утреня
6.30 Божественная литургия (праздником — в 9.00),
17.00 Всенощное бдение (накануне воскресения и праздника)
Вторник и четверг — акафист Св. Иоанну Предтече и Честному и Животворящему Кресту Господню

Библиография:
на русском языке:
1. Ровинский П.А. «Черногория в её прошлом и настоящем» СПб, 1888−1901гг.
2. Марков Е. «Путешествие по Сербии и Черногории (путевые заметки)», СПб, 1903 г.
3. князь Голицын Д.П. (Муравлин) «У Синя моря (путевые очерки Черногории и Далматинского побережья)» СПб, 1898 г.
4. граф Милорадович Г. А. «Православный монастырь Житомыслич в Герцеговине», Чернигов, 1890 г.
5. «Духовная беседа», 1865 г., N 23, с.602−606
6. «Славянские известия», 1889 г., N 30, с. 731−732
7. «Странник», 1863 — май — с.40−41, 1881 г. — ноябрь — с.106−113, 1882 г. — февраль — с.339−342, 1884 г. — май, 1885 г. — май — с.175−178, 1911 г. — январь — с.113−133.
на сербском языке:
1. Б. Михайловић «Цетињски манастир», Цетиње, 1981 г.
2. Буклет «Цетињски манастир» (на сербском, русском и английском языках).
3. Т. Пеjовић «Манастири на тлу Црне Горе», Нови Сад- Цетиње, 1995 г., с.137−150.
4. М.Н. Новаковић, Р.В. Миклуш «Светињама у походе», Београд, с. 226.
5. «Први кораци у православном храму», «Одигитриja», Будва, 2000 г., с. 32.
6. А. Стаматовић «Кратка историjа Митрополиjе Црногорско-приморске (1219−1999)», Цетиње, 1999 г.
7. C. Милутиновић Саралиjа «Историjа Црне Горе», Цетиње, 1997 г.
8. Р. Булатовић «Наjвеће хришћанске светиње», Подгорица, 1995 г.
9. В. Стеклоћа «Династиjа Петровић-Ньегош између приjатеља и неприjатеља «, Цетиње, 2000 г., с.37−38
10. М. Паjовић «Владари српских земаља», Подгорица, 1999 г.
11. Калезић Д., Лукетић М. «Црном Гором», Београд, 1972 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика