Русская линия
Фома Марина Борисова17.02.2012 

Великий пост: время скорби или радости?

«Что за унылые люди эти православные! Только что, перед Рождеством, Великий постсорок дней постились, не успели оглянуться — у них уже Великий пост. Ну, казалось бы, хоть в промежутке-то можно расслабиться, устроить, к примеру, какой-нибудь карнавал, как в Венеции или в Рио, так нет, они, оказывается, за месяц уже к посту готовятся, и в церкви у них все про покаяние да про Страшный суд. Только на Масленицу и погуляют немножко, но тут же начинают у всех прощения просить, и потом — до самой Пасхи — только про слезы да про грехи.». Так или примерно так воспринимается церковная православная жизнь со стороны. А изнутри?

Вторая неделя подготовки к Великому посту* (12 февраля/30 января), которая называется Неделей о блудном сыне, действительно начинается плачем —

накануне воскресения, когда на Литургии будут читать всем известную евангельскую притчу, на Всенощной впервые запоют 136-й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…», — плач о нашем духовном плене и утраченном Небесном отечестве. Но разве не с тоски по дому начинается радость возвращения?

А накануне следующей недели — о Страшном Суде (19 февраля/ 6 февраля) — Церковь отмечает Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу (10 февраля/28января).

В этот день она молится обо всех усопших — не только о благочестивых христианах, но и обо всех скоропостижно ушедших без покаяния и церковного напутствия, погибших во время войн и стихийных бедствий, убитых, утонувших, замерзших, сгоревших и даже о тех, кто в неведении или умопомрачении окончил жизнь самоубийством. О всех них перед началом Великого поста звучит под сводами храмов наша молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!».

И вот, наконец, Неделя сыропустная (26/13 февраля) — воспоминание Адамова изгнания из рая, Прощеное воскресенье и заговение на Великий пост.

Как писал митрополит Антоний Сурожский, «в отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения Великого поста — это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить — со всем простором и глубиной, к которой мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».

Первый день Великого поста называется Чистым понедельником (27/14 февраля).

Но это не церковное название — просто в России был обычай чистить дом от «духа Масленицы» и ходить в баню. В храмах все облачения меняются на темные, пение — на чтение, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами на службе читается Великий Покаянный канона св. Андрея Критского, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета предстает сквозь призму грехов, страстей, покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. И на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».

В первую пятницу Великого поста (2 марта/18 февраля)

после Литургии Преждеосвященных Даров читается канон св. великомученику Феодору Тирону, потом на середину храма выносится коливо — смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет и раздает верующим. Этот обычай — память гонений на христиан императора Юлиана Отступника. Тогда император распорядился окропить идоложертвенной кровью все съестное на рынках Константинополя, чтобы люто ненавидимые им христиане просто поумирали от голода, поскольку есть такую пищу, автоматически становившуюся языческой жертвой, наверняка не стали бы. Выход подсказал Феодор Тирон: поскольку повеление императора не распространялось на домашние запасы пшеницы и меда, он повелел смешать вареную пшеницу с медом и есть во славу Божию, не предавая христианскую веру.

А первое воскресение Великого поста именуется Неделей Торжества Православия (4 марта/20 февраля).

Этот праздник установлен в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, особенно над последней из них — иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6853


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика