Нескучный сад | Священник Алексий Агапов | 14.02.2012 |
Нужен ли День святого Валентина — День всех влюбленных, православным? Стоит ли его избегать? Когда лучше признаваться в любви и правильно ли верующему человеку придавать большое значение влюбленности в своей жизни — рассуждает иерей Алексий АГАПОВ, настоятель Михаило-Архангельского храма в г. Жуковском, филолог:
— Конечно, любовь — это прекрасное чувство. И сама потребность всякого человека в том, чтобы найти любовь, — замечательное свидетельство живущего в нас образа Любви Небесной. Но я никак не могу согласиться с тем, что так называемый «день всех влюбленных» помогает нам, жителям России, лучше узнать подлинную европейскую культуру (которая, как говорят, и в самой Европе нынче стремительно забывается). Да и появился у нас этот праздник совсем не как культурное или просветительское событие, а как простое средство не дать потребителю прерваться в своем напряженном шопинге. В Европе история этого дня, конечно же, была иной. Православные могут спорить о нравственной стороне события или о реальности существования того самого св. Валентина. Однако, бесспорно то, что европейская традиция праздника зарождалась и складывалась красиво, куртуазно. Но у нас-то этот праздник придуман совсем не поэтами и не влюбленными рыцарями, а технологами рынка. О какой же красоте и культуре здесь можно говорить, кроме разве что «культуры потребления»? Это как плохой перевод стихов с иностранного языка: в нем теряется всякая красота — да и всякий смысл, кроме «голого содержания». В данном случае, это «голое содержание» — подарки и прочие покупки. А атмосфера чего-то европейского («цивилизованного») и чего-нибудь массово-эротического («в этот день всем в обязательном порядке признаваться в любви и целоваться») — всего лишь недорогая, но привлекательная упаковка.
Мне кажется, что в человеке всегда живет потребность выразить свою любовь. Но я думаю, что для этого вовсе не нужно идти и делать это единым сплоченным строем — неким стандартизированным способом и в установленные сроки. К сожалению, в нашем краю «широкое распространение» очень быстро превращается в «массовые мероприятия». А массовость и влюбленность — едва ли сочетаемые понятия.
Но ладно: вот тема есть, она звучит повсюду, и человек — православный, молодой, прекрасный и влюбленный — поневоле задумывается, не приурочить ли свое признание к этому дню? Как лучше поступить? В любом случае, стоит помнить Церковь. А Церковь вовсю готовится вступить в Великий Пост. И время Поста — время, дающее каждому христианину возможность прийти в себя. В самом лучшем и глубоком смысле слова. Ну и раз так — возможны варианты: либо поспешить и успеть до начала Поста открыться в своих чувствах (чтобы потом суметь уже думать о чем-то важном, кроме этого); либо уж не спешить: «тише едешь — дальше будешь». Сперва постараться «молитвой и постом» прийти в себя, а уже после Пасхи — встретившись вновь со своей любовью, можно и признаться (а глядишь — и похристосоваться!). Сперва обратить свой взор к Богу, от Которого зависят все наши пути, и Который знает, с кем нам предстоит связать свою жизнь — конечно, это более разумный путь. Но все же, как именно поступить — это должно быть делом глубоко личного выбора. И для Церкви в суждениях на тему личных отношений, брака очень важна деликатность. Если ты доверяешь опытному духовнику — можно и нужно с ним посоветоваться. Но все равно выбор (и ответственность за него) здесь останется за тобой.
Случается (хотя и далеко не всегда), что влюбленность оказывается для человека поводом обратиться к Богу. Но бывает и так, что даже верующий человек, строгий к себе во всем, может увлечься кем-то настолько внезапно, что сам тому не рад (речь, конечно, идет об одиноких людях). В таком случае нельзя терять надежду на Господа. Нужно молиться (можно также подойти к священнику с просьбой о молитве) и просить Бога вот о чем: если так нужно, если Тебе это угодно — то помоги нам быть вместе; а если нет Твоей воли — тогда помоги нам сохранить добрые отношения, не дай мне обидеть человека и помоги встретить ту половинку, с которой мы будем вместе всю жизнь.
Влюбленность можно сохранить и в браке. Она для отношений — как вдохновение, как ветер в парусах корабля. С ней для тебя нет ничего трудного, всякое дело ради второй половинки приносит тебе только радость. Если же пылкая влюбленность угасает, то и в этом есть своя польза. Тогда ты словно бы садишься на весла: трудишься, обязательно молишься, чтобы ушла холодность, «окамененное нечувствие». Да и всегда в браке необходимо молиться о сохранении любви — не влюбленности даже — потому что любовь — это «союз совершенства». Она проявляется в семье по-разному, разными гранями: когда — новой волной влюбленности, когда — уважением, преданностью, когда — усиленным желанием родить и воспитать много хороших детей. Любовь — как свет, который может преломиться в призме жизни и блеснуть любым цветом радуги.
Подготовила Екатерина КИМ
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ ion=10 014&article=1983