Русская линия
Православие.Ru Сергей Лабанов02.07.2003 

ИДЕИ «НАРОДНОЙ МОНАРХИИ» ИВАНА СОЛОНЕВИЧА

24 апреля исполнилось 50 лет с момента смерти замечательного русского политического мыслителя, публициста и писателя имперского направления мысли И.Л. Солоневича (1891−1953). Памяти этого отважного и смелого русского патриота и послужит данная статья, тем более что в последнее время вышло несколько томов сочинений этого мыслителя, например в сериях патриотического журнала «Москва», под редакцией М.Б. Смолина.
На политическую арену Иван Лукьянович Солоневич вышел, как он сам определил, в 1910 году. Это было то самое время, когда во главе русского правительства стоял талантливый политик и патриот Петр Столыпин и заседала III Государственная Дума, а также время укрепления русского имени на окраинах. Но в то же самое время борьба за русское дело в Западном крае (в том числе и в родных краях Солоневича) была довольно опасна, особенно после злостного политического убийства Столыпина в 1911 году. В этот момент многие враги России вновь подняли головы и воспряли духом. И как отмечает сам Солоневич, ему приходилось два или три раза отстаивать с револьвером в руках свою типографию от революционеров.
Здесь же, в газете «Северо-западная жизнь», Солоневич познакомился со своей будущей женой Т.В. Воскресенской (1894−1938), дочерью офицера. С редакцией «Северо-западной жизни» она стала сотрудничать в связи с шумным процессом Бейлиса, ибо черпала материалы у своего дяди А.С. Шмакова, известного знатока «еврейского вопроса».
Женившись на Тамаре Владимировне, Солоневич переехала в Петроград, где у них родился сын Юрий. В Петрограде Солоневич поступил на юридический факультет университета.
Во время начала Первой мировой войны Солоневич устроился на работу в суворинское «Новое время», где в разное время трудились такие великие деятели русской культуры и публицисты, как А.П. Чехов, В.В. Розанов, М.О. Меньшиков. В ней он делал обзоры провинциальной печати, работал в отделе информации. В это же время Иван Лукьянович был призван в лейб-гвардии Кексгольмский полк, но на фронт его не взяли, т.к. был близорук и носил очки. В школу прапорщиков его не пустили из-за его косноязычия.
С приходом к власти большевиков и с началом гражданской войны братья Иван и Борис Солоневичи бежали из большевицкого Петрограда в Киев. Они работали на белых, добывали секретную информацию, часто рискуя жизнью. В 1920 году семью Солоневичей забрали в одесскую ЧК, после выхода опять началось его сотрудничество с белыми. Однако эвакуироваться вместе с ними Ивану Солоневичу помешала болезнь — сыпной тиф.
В 1932 году Солоневичи пытались бежать через Карелию за границу, однако, заблудившись в лесу, вынуждены были вернуться назад. Вторая попытка в 1933 году окончилась и вовсе печально: их арестовало ГПУ в поезде на пути в Мурманск. Братьям дали по 8 лет концлагеря, а сыну Юрию — 3 года. Однако, уже в августе 1934 года, под видом организации соревнований, им удалось бежать в Финляндию.
Попав в фильтрационный лагерь, Солоневич начал описывать все то, что пережил в СССР. Из этих записок составилась знаменитая книга «Россия в концлагере», принесшая автору мировую славу и финансовую независимость. Гонорары с иностранных изданий данной книги позволили писателю начать издавать в 1936 году в Софии (куда он перебрался из Финляндии, из-за того, что не мог там ничего издавать) газету «Голос России». Направление и тематику газеты определяла фраза, вынесенная на первую страницу: «Только о России». Сам же Иван Лукьянович старался организовать на основе кружков любителей газеты сплоченную организацию народно-монархического направления. В его планы входило воспитание на этой основе здоровый монархический слой общества, который смог бы, возвратясь на родину, встать во главе возрождающегося Отечества.
Подобная деятельность не осталась не замеченной советской властью: 3 февраля 1938 года в редакции «Голоса России» прогремел взрыв. Погибли жена Ивана Лукьяновича и секретарь редакции Н.М. Михайлов. Вскоре само издание пришлось прекратить.
Весной 1938 года Солоневич переехал в Германию — единственное место, где он мог чувствовать себя в относительной безопасности от преследований советских властей. Находясь в Германии, он организовал в Болгарии новое издание — «Нашу газету». До января 1940 года в «Нашей газете» были опубликованы две главы из сочинения «Белой империи»: «Дух народа» и «Монархия» (последняя была напечатана не до конца). С началом Второй мировой войны газета прекратила свое существование.
В этот момент у Солоневича возникло желание объяснить немцам, что с Россией воевать не надо, что не стоит обманываться вывеской СССР, что в этом государстве живет все та же Россия и русский народ. Это не понравилось немецким властям: гестапо не оставляет его в покое, следуют несколько арестов и, наконец, ссылка в провинцию, в Темпельбург, где Солоневич прожил до конца войны. После войны он попал в английскую оккупационную зону, где жил до 1948 года.
В это время он создает свой главный теоретический труд — «Народная монархия», где в систематизированной форме излагается концепция философии русской истории. Солоневич исходит из безусловной индивидуальности народов и их исторических судеб. Он полагает, что нет обязательных для всех законов истории, а потому любые рецепты и доктрины, основанные на чужом опыте, являются бесполезными и даже вредными. Он приходит к следующему выводу: всякая разумная программа должна быть адресована данному конкретному народу и иметь в виду именно этот народ, а не некую абстракцию для трагических опытов. Реализуя свое национальное «я», каждый народ стремится создать свою культуру, государственность и, наконец, империю как высшую сторону его самореализации. Именно идея империи столь ярко и полно выразилась именно в истории русского народа (достаточно вспомнить идеи Ф.И. Тютчева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, В.И. Ламанского, В.В. Розанова и Л.А. Тихомирова, И.А. Ильина, чьим последователем был Солоневич).
Согласно Солоневичу, русский народ — единственный в мире — построил такую государственность, в рамках которой все племена и народы в ней живущие чувствовали себя как минимум наравне с «имперской нацией»: если хорошо, то хорошо всем, если плохо — то также всем одинаково.
При этом, по мнению Ивана Лукьяновича, именно идея народной монархии является своего рода идеалом русского государственного устройства. В этом плане он был последователем учения славянофилов, видя наиболее полное и цветущее выражение органического развития русского государства в допетровской Руси, в которой, по его мнению, были свойственны гармоничность, сбалансированность всех элементов народной жизни, а также своеобразный демократизм, заключающейся в своеобразной реальной связи власти с низовыми слоями народа. Здесь же был создан строй, который Солоневич определял как соединение самодержавия и самоуправления, в целом, несовместимое для с западноевропейской точки зрения, не было принципа разделения властей, а доминировали общегосударственные, общенациональные цели и соображения.
После свержения большевиков, именно данная система должна стать самой эффективной и действенной формой управления России. «Никакие мерки, рецепты, программы и идеологии, заимствованные откуда бы то ни было извне, — неприменимы для русской государственности, русской национальности, русской культуры». А сама русская мысль может быть русской только в том случае, когда она исходит из русских исторических предпосылок.
Резкий перелом к худшему, с точки зрения Солоневича произошел с воцарением Петра I. Признавая в нем яркую индивидуальность, Солоневич, как и славянофилы, отрицательно оценивает его деятельность, как начало подспудного завоевания России Западом, во многом, к сожалению, нарушившего естественность и органичность ее развития. Орудием западного влияния на нее стало дворянство, а затем генетически связанная с ней интеллигенция (сюда же можно включить и масонское влияние на эти круги). И с этого момента интересы и духовный мир верхнего класса русского общества и народа резко расходятся. Начиная с XVIII века (особенно это касается эпох императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II), устанавливается диктатура дворянства, а самоуправление и самодержавие фактически ликвидируются. Одновременно с этим осуществляется закрепощение крестьян.
Солоневич также критиковал и такое прискорбное для нашей жизни явление как русофобия. В противовес русофобии он выдвинул идею о народной монархии, при этом резко возмущался произведениями как русских, так и зарубежных писателей, философов, историков и публицистов, не понимающих и недооценивающих феномена России и русской цивилизации. В этой связи он критикует именно отвлеченных философов, находящихся вне традиционной культуры. Так, в статье «О философии» он отмечает следующее: «Нации и культуры, государства и империи строятся только на традиции и религии, что по существу одно и то же. Так строился Рим, так строилась Великобритания, так строятся САСШ, так строилась Россия». На чистой философии «ничего построить нельзя».
Сам он высоко оценивал выносливость русского народа, совершившего, по его мнению, духовный и нравственный подвиг, развивая и обустраивая свою страну. Россию он относил к молодой и разнообразной цивилизации, которая лишь полностью может существовать в виде народной монархии, зачатки которой существовали в Древней Руси и была приостановлена реформами Петра I. Самодержавные же начала власти и основы народного самоуправления в стране, во многом благодаря Павлу I и последующим императорам, были отчасти восстановлены. Однако в целом России не удалось до конца вернуться к старой системе взаимоотношения царя и народа.
Историческим выходом для России Солоневич считал возвращение нашей страны к национальной по духу и народной по социальному содержанию монархии. При этом он считал необходимым вернуться к целой системе учреждений — от всероссийского престола до сельского схода, а не к системе нынешних выборов, которые питают «космополитическую элиту», разрушающую страну. В этой системе царю принадлежала бы «сила власти», а народу — «сила мнения».
В программе национального возрождения России Иван Лукьянович отмечает следующее: «Монархическая литература должна иметь в виду не служилые и привилегированные слои старой России, а конкретный Русский Народ». И дает следующий совет: «Делайте для монархии все, что вы можете сделать: это единственная гарантия против абрамовичей и социалистического рая».

Используемая литература:
1. И.Л. Солоневич. Народная монархия. — Мн.: Лучи Софии, 1998.
2. Русская философия. Словарь. Ст. А.Л. Андреева. С.461−462. — М:1995.
3. Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русский патриотизм. Ст. О. Платонова, М. Смолина, Н. Казанцева. С.735−739. -М:2003.
4. М.Б. Смолин. Очерки имперского пути. Неизвестные русские консерваторы 2-й половины XIX — первой половины ХХ века. — М:2000.
5. И.Л. Солоневич. Наша страна. ХХ век. — М:2001.
6. И.Л. Солоневич. Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия. — М.:2003.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика