Русская линия
Православие.Ru Елена Лебедева31.01.2003 

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВВ. АФАНАСИЯ И КИРИЛЛА

Московская церковь во имя свв. Афанасия и Кирилла находится в тихом арбатском переулке Сивцев-Вражек, на углу Филипповского и Б. Афанасьевского, названного по этой церкви.
В советское время Филипповский переулок носил имя С.Т.Аксакова (см. нашу публикацию от 27 ноября п.г.) А Большой Афанасьевский с 1960 года назывался улицей Н. Мясковского, в честь жившего здесь профессора Московской консерватории, известного композитора, учителя А. Хачатуряна и пресловутого Д.Кабалевского. Только в 1990-е годы переулку вернули его старомосковское имя.
А еще раньше, до постройки каменного Афанасьевского храма в начале XVIII века переулок носил имя знатного домовладельца Ушаковского.
Древняя арбатская местность Сивцев-Вражек связана с важнейшими эпохами и вехами в истории старой Москвы. В далекую старину здесь был небольшой овраг, по дну которого весело бежала маленькая речушка, или даже ручей, Сивка. Она впадала в знаменитый ручей Чарторый, протекавший по линии правой стороны Гоголевского бульвара в Москву-реку. И Сивка, и Чарторый, давший всей окружной местности древнее название Чертольская, были заключены в трубу в XIX веке.
Поначалу в районе Сивцева-Вражка жили опричники, а потом «тяглецы» — селившиеся тут работники местных дворцовых слобод. Одна из таких слобод, Иконная, находилась поблизости, в соседнем Филипповском переулке, а у Большого Афанасьевского располагалась Старая Конюшенная слобода, простиравшаяся вплоть до Власьевского переулка близ Пречистенки.
А еще в старину здесь же находилось загородное подворье Кирилло-Белозерского монастыря, которому и приписывают основание Афанасьевской церкви в середине XVI столетия.
Раньше ее строительство относили к великому князю Василию III, повелевшему построить Афанасьевский храм в 1515 году своему придворному иностранному мастеру Алевизу Фрязину. Но ученые установили, что это была другая Афанасьевская церковь, построенная тогда в Кремле.
Скромная же арбатская церковь стала обыкновенной приходской, и старинные слободчане, как потом и обыкновенные горожане, жившие в ее приходе, не раз восстанавливали и обновляли свой храм.
Очень долгое время Афанасьевская церковь была деревянной, и известно, что она сильно пострадала в 1612 году от поляков, — так, что в документах 1631 года значится «новоприбылой», то есть новопостроенной.
И в 1684 году, когда все подобные древние храмы уже в большинстве своем были перестроены в камне, Афанасьевская церковь все еще была деревянной.
Только с 1722 года она значится каменной. Видимо, ее перестройка произошла во время сооружения в ней придела во имя Николая Чудотворца, который был устроен в 1710 году.
И, видимо с самого начала основания Афанасьевской церкви ее главный престол был освящен во имя Спаса Нерукотворного. А в честь святых Патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла, как и в наши дни, существовал придел.
Только в 1856 году во время очередной перестройки церкви, по желанию почетного гражданина Бубнова, пожертвовавшего на нее свои средства, главный престол церкви был переосвящен во имя Воскресения Словущего. С тех пор он остался Воскресенским и в наши дни.
Скромная, тихая арбатская церковь, очень неприметная, притаившаяся в уголке в густой и извилистой паутинке чудных арбатских переулков, славилась и историческими зданиями своего прихода, и своими знаменитыми прихожанами. Именно их стараниями эта обычная приходская церковь и не раз возрождалась из пепла, и обветшавшая, обретала новый и красивый вид типичной старомосковской церкви.
И именно в ее приходе происходило много знаменательных и интересных событий в истории старой Москвы, и просто жили знаменитые люди.
На углу Большого Афанасьевского и Сивцева Вражка в приходе церкви еще в 1654 году стоял двор Андрея Ростопчина, предка знаменитого московского градоначальника в 1812 году Федора Растопчина.
В Большом Афанасьевском, 8, в доме, принадлежавшем княгине Горчаковой, в 1830-х годах жил известный русский философ Н.В.Станкевич. И здесь же с 1831 года собирался его знаменитый кружок, из которого потом вышли славянофилы, западники, и революционные демократы. Это его именем был когда-то назван переулок между Б. Никитской и Тверской, ныне Вознесенский.
А в доме N12 в том же арбатском переулке одно время жил С.Т.Аксаков с семьей. И сюда к нему, в Афанасьевский, его друг историк Михаил Погодин в 1832 году впервые привез Н.В.Гоголя.
И еще, как мы уже писали в указанной ноябрьской публикации, на месте нынешнего дома N 30 по Б. Афанасьевскому, стоял дом деда Салтыкова-Щедрина, московского купца Михаила Забелина, получившего в 1812 году потомственное дворянство.
Щедрин много раз бывал у него в детстве, и свои яркие детские впечатления описал в последнем произведении «Пошехонская старина». Оттуда, кстати, известно, что уже тогда не было строго соблюдения правила посещать свою приходскую церковь, и что в том районе особо «модными» среди дворянской знати считались церкви Николы Явленного на Арбате и Успения Богородицы на Могильцах близ Пречистенки.
А в приходе Афанасьевской церкви самое знаменательное событие произошло в январе 1831 года. Тогда в небольшом двухэтажном доме, стоявшего на месте современного дома N15 по Б. Афанасьевскому переулку, располагалась маклерская контора Хлебникова, где совершались сделки по найму московских квартир.
И именно в ней 23 января того года Пушкин оформил договор о найме своей первой семейной московской квартиры на Арбате — той самой, знаменитой, в доме N 53. Семейной, потому что нанимал ее Пушкин уже в ту пору, когда был женихом и ожидал через несколько дней венчания, так что готовил он именно семейный очаг. А чтобы установить это, исследователь москвовед С. Романюк проделал титаническую архивную работу.
Из сохранившегося договора известно, что Пушкин на полгода, до июля того же 1831 года нанимал дом, принадлежавший фамилии Хитрово: «каменный, двухэтажный, с антресолями и к оному принадлежащими людскими службами, кухнею, прачечной, конюшней, каретным сараем…» Стоило это ему 2 тысячи рублей государственными ассигнациями, а за порчу дома и в частности, за пожар он должен был бы выплатить 50 тысяч рублей, кроме того случая, если бы пожар произошел от молнии. В обязанности Пушкина входила даже чистка труб.
Это была первая и единственная сохранившаяся квартира Пушкина в Москве. Здесь 17 февраля 1831 года был устроен последний «мальчишник». Отсюда на следующий день Пушкин уехал в храм «Большое Вознесение» и привез на Арбат свою молодую жену. Их встречали, по русскому обычаю, с иконой, друзья Пушкина — князь Вяземский с десятилетним сыном и П.В.Нащокин.
Известно, что здесь прошли самые счастливые дни в жизни Пушкина — первые три месяца венчания, и что здесь он не написал ни строчки из творчества. А за весь 1831 год создал всего пять стихотворений.
Но уже весной жизнь поэта осложнили финансовые трудности: из-за непомерно больших растрат Пушкин был вынужден закладывать у ростовщика даже бриллианты жены. Да и весь московский высший свет относился к поэту недоброжелательно, распуская о нем обидные сплетни. Все это заставило Пушкина покинуть Москву и перебраться в Петербург в мае 1831 года, за два месяца до истечения срока договора, заключенного в конторе Хлебникова.
Этот дом в Б. Афанасьевском был снесен в 1910 году. А совсем неподалеку в переулке Сивцев-Вражек в несохранившемся доме N16 впоследствии жила Мария Александровна Гартунг, старшая дочь Пушкина, которую Лев Толстой изобразил в своей главной героине Анне Карениной. По настоянию Луначарского, престарелой женщине, работавшей в Елоховской библиотеке, назначили персональную пенсию в 1918 году, незадолго до ее смерти.
Наконец, на месте дома N 17 в Большом Афанасьевском имел владение отец известного декабриста, генерала М. Фонвизина, и близкий родственник Дениса Фонвизина, который часто останавливался тут проездом из Петербурга. Затем это владение перешло к отцу писателя В.Соллогуба. В конце XIX века здесь был выстроен новый дом, где потом жил художник Константин Юон.
Были в истории Афанасьевской церкви и печальные страницы. В 1970-х годах во время работ на ее территории во дворе были обнаружены старинные захоронения человеческих черепов. Появилась версия, что это погребенные головы казненных московских стрельцов: один из черепов даже держал в зубах иконку, значит, руки могли быть связаны или заломлены за спину.
Так или иначе, только это явно были следы древних массовых казней. А стрелецкие полки и в допетровское и в петровское время стояли в этой местности во множестве. Однако должного исследования не было проведено.
Церковь сильно пострадала при нашествия Наполеона, так что в 1815 году была почти полностью восстановлена тщанием своей прихожанки, полковницкой дочери Юшковой.
А уже в 1837 году она обновлялась вновь, на средства тех же арбатцев, генерал-майора Тютчева, московского купца Жукова и статского советника Выгодского. Их имена написаны были на памятной плите, которую в советское время передали в соседнюю Филипповскую церковь…
Храм свв. Афанасия и Кирилла был закрыт после революции и обращен в электромеханический завод. В тех же 1970-х заводик перевели из храма, а саму церковь стали реставрировать, собираясь перед Олимпиадой устроить там камерный концертный зал, даже с маленьким органом. Однако эта идея не была осуществлена.
В итоге в ранние 90-е годы храм вернули верующим. Cовсем недавно его внутренний вид являл печальную картину разрушения, но храм быстро стал известен среди московской публики своей книжной лавкой, долгое время одной из лучших в Москве, где можно было приобрести какую-нибудь новинку или редкость.
В настоящее время церковь действует.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика