Фома | Игумен Дамаскин (Орловский) | 08.02.2012 |
8 февраля Русская Православная Церковь празднует память мученика Иоанна (Попова).
Он был одним из образованнейших людей ХХ столетия. О нем архиепископ Иларион (Троицкий) говорил: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича». Он был человеком стойким и целомудренным, его основанные на фундаменте веры убеждения были настолько глубоки, что их не могли поколебать ни тюрьма, ни концлагерь, ни ссылки. Он везде оставался все тем же мудрым, глубоким и спокойным профессором-христианином Иваном Васильевичем Поповым. Занимаясь, как профессор академии, патристикой, он впоследствии проходил на опыте жизнь святых отцов, исповедников и мучеников.
Мученик Иоанн родился в 1867 году в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Василия Попова. В 1888 году — окончил Смоленскую духовную семинарию, в 1892 г. — Московскую духовную академию, в 1893 г. был назначен временно исполняющим должность доцента по кафедре патристики. В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию «Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности)», в которой разбиралось происхождение и обоснование нравственности как с философской, так и с богословской точек зрения, и был утвержден в должности доцента академии. В 1898 году он был назначен экстраординарным профессором на кафедру патристики.
В 1904 году Иван Васильевич опубликовал работу «Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского», в 1908 г. — «Святой Иоанн Златоуст и его враги». В 1911—1912 годах была издана его книга «Конспект лекций по патрологии», в основу которой были положены записи студентами его лекций. C 1907 года Иван Васильевич состоял приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета на кафедре истории Церкви. В 1917 году он защитил докторскую диссертацию по теме «Личность и учение блаженного Августина».
В 1917 году Иван Васильевич был избран членом Поместного Собора от Московской духовной академии и заместителем председателя по отделу Духовных академий, принимал активное участие в обсуждениях, касающихся высшего духовного образования. После закрытия в 1920 году Московской духовной академии Иван Васильевич до 1923 года продолжал преподавать в Московском университете на кафедре философии древних веков.
В связи с обновленческим расколом, возникшим в 1922 году, когда часть архиереев впоследствии вернулась в Православие, а часть осталась в обновленчестве, некоторыми церковными людьми стали составляться списки архиереев — православных и находящихся в обновленческом расколе. Списки эти оказались далеко не полными, и Иван Васильевич, как человек, хорошо знавший церковную жизнь, стал их дополнять. Весьма важным для таких списков было и то, находятся ли архиереи на кафедре или в заключении.
10 декабря 1924 года Иван Васильевич был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве. С этого времени закончилась его деятельность на поприще изучения церковной истории и преподавания патрологии, он сам стал участником этой истории и на своем личном примере был призван показывать тот образ христианина, коим прославились и просияли святые отцы и учителя Церкви.
Сразу же после ареста его допросил начальник 6-го отделения секретного отдела ОГПУ
Е. А. Тучков.
«Что вы можете показать о списках архиереев, составленных с целью учета высланных и заключенных советской властью?» — «Списки в одном экземпляре я получил от лица, назвать которое не желаю». — «Где вы получали списки?» — «Получил я их на своей квартире, продержав их недели две, передал другому лицу — фамилию которого назвать также не желаю».
На одном из последующих допросов следователь попросил его изложить свою позицию относительно советской власти. Иван Васильевич написал: «Я, как христианин, не сочувствую в современном порядке вещей антирелигиозному и аморальному уклону; последний, может, отчасти вытекает из первого. Кроме этого, в советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов, имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенности личности и так далее; вообще, я принципиальный противник какой бы то ни было диктатуры. Я считаю, что для разрешения социальных проблем метод эволюции предпочтителен методу революции…»
19 июня 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам заключения, и он был отправлен в Соловецкий концлагерь.
Находясь в концлагере, Иван Васильевич стал автором текста обращения православных архиереев к правительству СССР. В этом обращении подробно описывались идейные различия между идеологией коммунизма, принятой советской властью за государственную доктрину, и церковным мировоззрением и сложившиеся на тот момент отношения между Церковью и государством; в нем отмечались общие принципы взаимоотношений между Церковью и государством, основанные на признании закона об отделении Церкви от государства.
26 мая 1926 года в одном из складских помещений Соловецкого лагеря собрались все заключенные архиереи для слушания доклада Ивана Васильевича Попова. На этом совещании после обсуждения был принят документ, получивший название «Памятная записка соловецких епископов».
4 ноября 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам ссылки, и он был отправлен в ссылку на реку Обь под Сургут. Он поселился вместе с находившимся в ссылке епископом Онуфрием (Гагалюком), относившимся к нему с большой любовью. Здесь Иван Васильевич трудился над сочинением о святителе Григории Нисском.
11 декабря 1930 года истек срок ссылки, но Ивану Васильевичу выехать из Сибири не разрешили. В конце декабря против него было возбуждено новое дело, и 8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к лишению права проживания в ряде областей и краев России, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года.
Вернувшись из ссылки в 1934 году, Иван Васильевич поселился в поселке Люберцы под Москвой и восстановил связи с учениками и знакомыми по академии.
21 февраля 1935 года Иван Васильевич снова был арестован, и 26 апреля 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило его к пяти годам ссылки в Красноярский край. Друзья стали посылать ему в ссылку книги, так что в какой-то мере он смог продолжить свои научные занятия. Но началась новая волна гонений, когда всех ссыльных и находящихся в лагерях по приказанию Сталина и советского правительства стали вновь арестовывать и большей частью расстреливать.
9 октября 1937 года был арестован и заключен в тюрьму в Енисейске и Иван Васильевич Попов. 12 октября следователь допросил его. «Кого из знакомых вы имеете за границей, назовите их имена, фамилии и адреса», — потребовал он. «Из знакомых за границей, например в Париже, проживает мой бывший товарищ по академии митрополит Евлогий Георгиевский, Иван Александрович Ильин, бывший профессор Московской духовной академии, проживает в Швейцарии, а Павел Иванович Новгородцев в Праге». — «Вы работали в Духовной академии и готовили кадры священников?» — «Да, на протяжении тридцати лет моей службы в Духовной академии я в основном готовил и воспитывал священнослужителей, так как это и было целью Духовной академии».
2 декабря Ивана Васильевичу была устроена очная ставка со лжесвидетелем, и следователь спросил его: «Вы подтверждаете показания свидетеля?..» — «Нет, показания… я не подтверждаю и виновным себя не признаю», — ответил он.
3 декабря 1937 года следствие было закончено. В енисейской тюрьме Иван Васильевич встретил день своего рождения — ему исполнился семьдесят один год. 5 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Иван Васильевич Попов был расстрелян 8 февраля 1938 года в 9 часов вечера, в канун празднования памяти вселенского учителя и святителя Иоанна Златоустого, имя которого он, по-видимому, и носил.
Один из очевидцев жизни мученика в соловецком узилище писал о нем: «В светском звании Иван Васильевич был истинным монахом, безбрачным и девственником, смиренным тружеником, воздержником в пище и питии, благоговейным молитвенником к Богу. Сему все знавшие его — свидетели. Имея дар благодати Божией — слово знания (1 Кор 12:8), он трудами удесятерил талант, послужил им Церкви с великой пользой и прославил ее своей мученической кончиной».