Русская линия
Богослов. Ru Анатолий Холодюк31.01.2012 

Один день в коптском монастыре прп. Антония Великого (заметки паломника)

В день памяти прп. Антония Великого Анатолий Холодюк Вход в монастырь прп. Антония Великогов своих путевых заметках рассказывает об однодневном паломничестве в декабре 2011 года в древнейший монастырь святого, расположенный на территории современного Египта.

Ранним субботним утром дорога из курортного города Хургада на север Египта кажется унылой и однообразной. Однако это до тех пор, пока справа по движению автомашины не покажутся зелено-синие воды Красного моря, где у желтых берегов вздымаются белые гребешки тихих волн. Морская вода в декабре теплее воздуха на 2 градуса, и в море, температура которого равна 23 градусам, можно видеть купающихся туристов. 28-летний копт по имени Мина согласился быть моим проводником в монастырь прп. Антония Великого, куда повез нас за 80 евро на личном автомобиле его сверстник — мусульманин Махмуд. Они давние друзья, и оба прибыли в один год на заработки в Хургадувход в монастырь прп. Антония Великого из Каира, где жили в «квартале мусорщиков» — Маншият-Насир. По рассказам продавца сувениров Мины, неплохо овладевшего на своем рабочем месте русским языком, он совсем не хотел, как его родители, всю жизнь заниматься сбором мусора и называться среди арабского населения «заббалином». Поэтому и покинул он коптский христианский квартал в Каире, где уже более сорока лет его родные и близкие занимаются утилизацией и переработкой мусорных отходов. Надоело и водителю Махмуду вывозить в Каире зловонные пищевые остатки, поэтому и он тоже оставил своих знакомых и переселился на юг. Здесь ему повезло — удалось найти работу в одной хургадской фирме, занимающейся перевозкой и доставкой в гостиничные комплексы продуктов питания.

Мина никогда и сам не бывал в основанном в 356 году монастыре прп. Антония Великого, хотя один раз в два месяца сюда приезжают паломники из родной ему коптской церкви в Хургаде, куда однажды поздним вечером он меня и сопроводил — ввиду моего интереса. Копты трудятся по 12—13 часов в день, и даже по воскресеньям, поэтому службы в их церкви проходят незадолго до полуночи — специально для тех, кто в дневное время не имеет возможности молиться перед иконами. У Мины, как и у многих христиан-коптов, ниже запястья на внутренней части правой руки имеется синяя татуировка в форме маленького креста — знак принадлежности к христианам. При первом же знакомстве он и продемонстрировал мне татуировку-крест.

…И вот наконец после трех часов пути водитель Махмуд Монастырь прп. Антония Великогосвернул с основной трассы налево и уже через полчаса на родном арабском языке произнес, что появившиеся впереди на нашем пути высокие башни и пальмы — это и есть въезд на территорию монастырского городка. Впрочем, это можно было понять и без перевода на русский, который сделал Мина — торжественно и громко. Махмуд решил не заходить во двор самого монастыря и обещал, что будет в течение всего времени находиться в машине, припаркованной около сувенирного магазина. «Отсюда, — произнес Махмуд, — примерно 300 километров до Каира, а до Красного моря несколько десятков километров».

Окруженный живописными горами монастырь, высота стен которого достигает 12 метров, считается одним из самых красивых и крупнейших в Египте — его территория занимает около 10 гектаров. Он был открыт для посещения паломников и туристов в первых числах февраля 2010 года после пятилетней реставрации, на которую власти страны выделили 14,5 миллионов долларов.

По преданию именно в этих местах, выше нынешнего монастыря, в горной пещере вел аскетический образ жизни и скончался на 105 году прп. Антоний Великий (около 251— 356 гг.) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.

Прп. Антоний Великий родился в 251 году в Среднем Египте Преподобный Антоний Великийв семье состоятельных христиан, живших неподалеку от города Бени-Суэйф, но в «Православной энциклопедии"[1] говорится, что место его рождения — селение «Кома (совр. Киман-эль-Арус, близ г. Эль-Васта)».

В тех местах, где ныне расположен названный его именем монастырь, Антоний провел в одиночестве в скальной пещере двадцать лет. Сюда он перебрался из другой пещеры, где к нему приходило много гостей. Где бы не подвизался в аскетических подвигах Антоний, к нему стекались люди. По преданию, искусный проповедник Антоний занимался в этих местах врачеванием, поэтому к нему шли люди за исцелением духовных и физических недугов. Некоторые из них решили поселиться рядом со своим учителем. Часть из сподвижников Антония построила себе нехитрые жилища, другие разместились в близлежащих пещерах. После кончины святого к месту его уединения стали стекаться многочисленные паломники из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран, которые искали здесь утешения и исцеления. Монастырь возник уже после смерти прп. Антония Великого. По одним данным, это случилось в 356 году, сразу после смерти святого, а по другим — между 361—363 гг. К началу IV века в Египте сложилась первая христианская монашеская община, и в 312 году она переместилась в ту пустыню, где и располагается ныне монастырь, носящий его имя св. Антония Великого.

The Garden of Abba Antony. The monastery of abba Antony at the Red SeaНеоднократно, вплоть до середины VI века, первые монахи страдали здесь от многочисленных грабителей. По преданию, около 537 года византийский император Юстиниан I (483—565) повелел возвести окруженное стенами новое монастырское здание. Согласно «Православной энциклопедии», в VI в. здесь обитали коптские монахи-монофизиты, а в VII и VIII вв. появились православные, так называемые мелькиты (от арамейского слова «мелк» — царь, то есть сторонники византийского василевса). В XI в. монастырь подвергся разрушению, в XV в. был брошен, но через два столетия монахи вновь заселили его помещения.

О подробной истории монастыря первый встретившийся нам с Миной монах посоветовал узнать в специальном бюро информации, устроенном слева от входа в монастырский двор. Стены бюро обильно оформлены крестами и иконками, в нем продаются сувениры для иностранных посетителей, причем цены здесь несколько выше, чем в монастырской лавке для коптов-христиан. Находящийся в бюро седовласый монах объяснил на английском двум туристам из Швеции и нам с Миной, что об истории монастыря «можно рассказывать целый день», он она подробно изложена в путеводителе, которого еще в продаже нет. Однако он предложил нам книгу коптского епископа Yostos, изданную в Египте на английском языке, — «The Garden of Abba Antony. The monastery of abba Antony at the Red Sea» (2008).

В качестве подарка монах вручил гостям маленькую иконку прп. Антония Великого, а другие иконы, в том числе большего размера, предложил приобрести самим.

Оказалось, сопровождавший нас по территории монах (имя свое он почему-то так и не назвал!) говорил и на ломанном русском языке («Наверное, он армянин», — шепнул на ухо Мина). «Безымянный» монах неожиданно попросил меня закатать рукав и на запястье правой руки быстро нарисовал шариковой ручкой лик прп. Антония Великого.

Единственное, что произнес монах в ответ на вопрос о том, как его зовут, было: «Копты-иконописцы свои работы не подписывают».

Монашествующие, пояснил провожатый, носят поверх одеяния большой витиеватый крест из кожи черного цвета, имеющий этакие «завитки» — символическим числом 12. По своей форме он похож на две одинаковой длины линии, пересекающиеся под прямым углом, их концы размножены. Три витиеватых излучины — символ Святой Троицы — на каждом из четырех концов креста символизируют 12 апостолов. Обычно к иконографическим атрибутам прп. Антония Великого относится так называемый «Т-образный крест»,

Внутри монастыря располагаются семь церквей, из них самая древняя (XVI в.) — в честь св. Антония Великого. В эту церковь и повел нас сопровождающий монах. В другие храмы мы так и не попали: они все были закрыты. По дороге в одной из построек монах открыл ключом дверь и показал нам древнюю трапезную, длинный стол и скамьи которой вырезаны из камня. Перед храмом св. Антония Великого все гости должны снимать обувь и лишь в носках проходить внутрь здания. Показывая сохранившиеся средневековые росписи, монах отметил, что пещеры и стены уже первого монашеского поселения были украшены иконами и фресками. Настенные росписи храма датируются XIII в., но они подвергались реставрации в конце XX в. Среди христиан Египта распространено мнение, что само искусство иконописи родилось в древние времена именно в их стране. В качестве доказательства они перечисляют черты сходства икон и древнеегипетской живописи.

«Лица святых, особенно мучеников, свидетельствуют об умиротворенности», — сообщил монах, показывая на уцелевшие фрески. Как известно, иконографии коптов свойствен специфический стиль. Он проявляется в том, что на иконах отсутствуют лишние детали, чтобы все внимание молящихся сосредоточивалось только на образе святых. При этом тщательно выписываемые глаза святых изображаются крупнее, относительно пропорций всего лица. Сами глаза обращены в какую-то безбрежную даль, а не на молящихся. Рот на иконах уменьшен в размерах, то же можно сказать и о голове, которая по сравнению с телом несколько уменьшена. Лики святых на иконах пишутся фронтально, Источник на территории монастыряони смотрят прямо в глаза верующих. При этом для иконописцев не особо важны перспектива и глубина изображаемого пространства.

Сопровождавший нас монах, спешно завершая экскурсию в храме прп. Антония Великого, посоветовал нам далее самим подойти к святому источнику воды на территории монастыря, посмотреть необычную по форме голубятню, вылепленную из глины в виде башни, и обязательно побывать в пещере прп. Антония Великого.

Увидеть наиболее почитаемую монастырскую святыню — пещеру прп. Антония Великого — можно только после того, как пройдешь более километра вдоль скал. Далее надо подняться по лестнице, насчитывающей более 1100 ступеней.

После посещения пещеры мы вернулись с Миной в бюро информации монастыря, чтобы уточнить другие вопросы.

Монахи утверждают, что прах св. Антония Великого хранится в храме преподобного, хотя в справочной литературе такой информации нет. Известно, что мощи прп. Антония Великого были найдены при византийском императоре Юстиниане (527—565) и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию (около 529 года), затем — в Константинополь (около 623 года), а в 980 году — в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л'Аббеи) близ французского Вьенна (Франция), где они хранятся в 114-килограммовом ковчеге и по сей день. Глава преподобного Антония с 1491 года покоится в церкви святого Иулиана во французском Арле2.

Нам удалось узнать, что монахов в монастыре чуть более тридцати: одни называют цифру 33, другие на два человека больше.

Монастырь, хранящий более тысячи древних рукописей, оборудован специальной сигнализацией. Попасть в библиотеку непросто, для этого необходимо соблюсти целый ряд формальностей, связанных с оформлением многих документов. Не смогли получить мы вразумительный ответ на вопрос о том, сохранились ли какие-то архивные документы, связанные с пребыванием здесь в 1850 г. архимандрита Порфирия (Успенского). По правилам монастыря паломник может остановиться в нем только на одну ночь. При этом гостю предоставят и простую пищу, однако обязательным условием является «помощь монастырю деньгами и продуктами питания». Чтобы остаться в монастыре на неделю или более, паломнику у себя на родине надо оформить документы и передать их потом на рассмотрение в Коптскую Церковь.

За пределами стен монастыря, на прилегающей к нему территории, находится много построек, где живут приезжающие сюда верующие копты. В магазине церковной утвари мы нашли множество недорогих сувениров, доступных для паломников. Например, иконы, которые греки и армяне в Иерусалиме называют «дутыми» и «выполненными из серебра» и сбывают по высокой цене русским паломникам, изготовлены не на Святой Земле, а в Китае, о чем свидетельствуют надписи на картонных упаковках каждой иконы. Цена таких «серебряных» икон в Египте в 5—7 раз ниже.

На этом можно и закончить краткий рассказ о паломничестве в монастырь прп. Антония Великого. Далее нас с Миной ожидала длинная дорога в Хургаду, откуда и началось наше путешествие.

1. Н. В. Герасименко Антоний Великий // Православная энциклопедия. Том II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000 .— С. 659−664.

2. См. Православная Энциклопедия.

http://www.bogoslov.ru/text/2 414 861.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика