Православие.Ru | Протоиерей Димитрий Шишкин | 30.01.2012 |
Господь разговаривает с нами на языке явлений, событий. Некоторые из них настолько красноречивы и смысл их столь очевиден, что не «прислушиваться» к ним преступно. События эти явственно предостерегают нас от гибельного пути, призывают к покаянию и изменению жизни.
Ещё один символ, грозное предупреждение. Круизный лайнер Коста Конкордия — «лайнер будущего», имеющий на борту фитнес-центр, торгово-развлекательный центр, казино и дискотеку, турецкие бани, 13 баров и 5 ресторанов, салон красоты и многое другое. Этот «храм наслаждения» (как называли его в рекламных проспектах), символ современной цивилизации с её культом поклонения плоти, богатству и роскоши — напоролся на рифы и затонул.
Основная разлагающая сила нашего времени, «бомба замедленного действия», внушённая нам извне и по наивности нашей воспринятая безусловно — это идея, что главное в жизни — это наслаждение, удовольствие, комфорт и достаток. Что именно это приводит человека к счастью. Но ведь это же ложь, ложь самая бесстыдная и наглая! Стремление к наслаждениям, праздности, неге и роскоши именно растлевает душу, приводит её к опустошению, тоске и отчаянию, а никак не к счастью.
Человек по природе своей трехсоставен и кроме телесной и душевной жизни призван ещё к жизни духовной, в общении с Богом. Это общение — дар Божий, который человек волен принять или отвергнуть. Приятие этого дара, его усвоение составляет смысл, содержание человеческой жизни. Отвержение — обрекает человека на муку, которая обнаруживается хоть и не сразу, но непременно.
Цель духовной жизни — достижение единства и согласия с Богом в вечности. Бог есть любовь, и единство с Ним есть единство в любви и святости. Это единство достигается милостью Божией, но не без участия самого человека, который должен приложить многие усилия в земной жизни, чтобы навыкнуть противиться греху и действовать в согласии с волей Божией.
Жизнь по закону Божьему — по закону высшей любви — и есть жизнь духовная, а жизнь греховная, потакающая страстям и похотям именуется жизнью плотской. Человек испытывает как влечение к высшей, духовной, так и к низшей, плотской жизни. Эти две жизни несовместимы и противны друг другу, так что человек склоняется то на одну, то на другую сторону, но должен волей своей при помощи Божией сознательно избрать жизнь духовную и утвердиться в ней.
В жизни духовной всё поначалу бывает трудно и тесно, но преодоление этих трудностей с Божьей помощью приносит человеку неизреченную радость и вводит его в преддверие Царствия Божьего. В жизни плотской напротив — поначалу всё кажется приятным и лёгким, но эта греховная легкость непременно оборачивается тяготой и мукой, единственный выход из которой — покаяние и изменение жизни.
Вот вкратце учение Церкви о двух путях, учение отражающее реальность, пренебрегать которой немыслимо.
Полнота духовной жизни соединяет человека с Богом и именно в этом единстве человек приближается к познанию своего действительного призвания, призвания быть чадом Божьим. Выше этого призвания ничего нет и не может быть. И в этом общении: сознательном, живом, как для отдельного человека, так и для общества в целом, в его большинстве, заключено настоящее благо.
Но самое очевидное и простое для верующего сердца — понять и признать, что единство с Богом есть высшее благо — оказывается самым трудным для замороченного, омертвелого в самонадеянности, «поумневшего» общества потребителей.
«Поумневшего», конечно, в кавычках потому, что мы знаем много такого, что нам знать совершенно не нужно. Что не имеет никакого отношения к самой жизни, к её полноте и содержанию. Больше того — знания эти, не оживотворенные духом, становятся страшным бичом, наказанием. Мы завалены информационной лавиной и «сход» её продолжается, нарастая и задавливая нас своей неконтролируемой мощью.
Сказанное не означает, конечно, что знания не нужны, но только то, что «без Царя в голове», то есть без Божьего руководства, без стремления к полноте духовной жизни, знания разрушают жизнь человека и общества. И это с каждым месяцем становится всё очевиднее.
Приобретённые человечеством знания активно употребляются на служение плоти. Здесь действует «сцепка» двух жадностей. Жадность к богатству, эксплуатируя стремление людей к плотской жизни, использует её для зарабатывания денег. Жадность к плотской жизни раздувается, разогревается и раздражается искусственно всеми возможными способами, чтобы не ослабевал спрос на предложения «удовлетворяющей стороны». Так происходит с одной стороны перепроизводство товаров и услуг и накопление немыслимых богатств, а с другой — изощренное потакание, служение плоти. Но и страсть к богатству и любые другие страсти — всё это разные проявления одной и той же, плотской жизни, которая, в конце концов, приводит человека к опустошению, депрессии, тоске и отчаянию. Вот причины и составляющие того глобального кризиса, который называют почему-то финансовым, в то время как он по сути своей духовный.
Говоря о необходимости противостоять идеологии безудержного потребления, Церковь напоминает, что единственной альтернативой этой идеологии служит христианская традиция сознательного и разумного воздержания, поиск полноты духовной, жизни в Боге. И это единственный реальный выход из кризиса. Потому, что если человек задыхается, ему нужен воздух, а не что-то ещё. Святые Отцы говорят, что благодать Духа Святого для души — то же, что воздух для тела. Человечество задыхается от бездуховности, на которую оно само себя обрекло желанием наслаждаться одной только плотской жизнью.
Подлинное счастье человека заключается в согласии со своим Творцом, в единстве с Ним. И достижение этого единства немыслимо без воздержания от страстей, причём сознательного, возведённого, если угодно, в принцип жизни.
Чувствуете разницу, бездну, разделяющую два подхода, отношения к жизни:
С одной стороны — неверие в Бога, беспечность о душе и, как следствие, безудержное стремление к земному, плотскому наслаждению.
И с другой — воздержание от страстей и похотей, как средство достижения единства и согласия с Богом.
Вот это, последнее, и должно стать нашей нравственной нормой, парадигмой прежде всего в личной, церковной, а затем, возможно, и государственной и гражданской жизни.
Говоря о необходимости воздержания и самоограничения, мы не говорим о крайностях. Может быть, кто-то и способен в наше время раздать богатство нищим и следовать за Христом в совершенном самоотречении. Но если такие и есть, то их единицы. А для абсолютного большинства людей (и не только богатых, но и «среднего класса» и малоимущих) — для них пусть призыв Господа к нищете самоотречения будет образцом, если не достижимым вполне, то, по крайней мере, смиряющим и не дающим мыслить о себе, как о достигшем чего-либо в духовной жизни.
Причём люди малоимущие скажут: «А нам-то что раздавать, если мы и так нищие?» О-о. и нищим много чего нужно не то, чтобы раздать, а. прогнать от себя, чтобы стать действительно нищими в высшем, духовном смысле. Это и мечты о богатстве и зависть, и вечное недовольство судьбой, и ропот, и ненависть к сильным мира сего. Вот оно — «тёмное богатство» нищих, от которого нужно отречься, «отгрестись», если они хотят быть нищими именно ради Христа.
С другой стороны есть какой-то минимум условий нормальной жизни: крыша над головой, еда, работа, пенсия. И этот «минимум» ведь не трудно обеспечить для всех, даже в масштабе большой страны, если относительное меньшинство перестанет потворствовать своим безудержным страстям, научится делиться тем, что называется в Евангелии «богатством неправедным».
И Церковь будет напоминать об этом непрестанно, в надежде быть хоть кем-то услышанной.
Как идея плотоугодия не сразу проникла в умы и сознание многих людей, но последовательно продвигалась и внедрялась её адептами, так и идея благоразумного воздержания, приоритета духовной жизни над плотской, будучи проповедана Церковью, постепенно может преобразить жизнь нашего общества.