Русская линия
Православие.Ru Елена Лебедева12.02.2003 

СВЯТЫНИ СТАРОЙ МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ХРАМ СВЯТОГО ТРИФОНА В НАПРУДНОМ

Знаменитая московская церковь святого Трифона в Напрудном находится на одноименной Трифоновской улице, в районе старинной Мещанской слободы близ нынешнего Проспекта Мира.
По версии историков, эта сохранившаяся до нашего времени церковь — древнейшая в Москве за пределами Кремля. Она была построена как обыкновенный приходской, а не монастырский храм. «Поэтическая миниатюра из белого камня, включенная в современный городской пейзаж», — писал о ней еще дореволюционный краевед.
История этой церкви — целая легенда, одна из самых интереснейший в летописи нашего города. Наверно, ни одна из московских церквей не оставила потомкам и историкам столько загадок. До сих пор главной загадкой остается ее посвящение святому Трифону, однако, на этот счет учеными предоставлена убедительная версия.
Святой Трифон родился в Малоазийской Фригии в первой половине III столетия. Горячо веруя в Христа, он получил дар исцелять болезни и изгонять бесов. От вылеченных же в ответ требовал веровать в Христа-Бога, Благодатью Которого он исцелял.
За свою проповедь о Христе св. Трифон был схвачен при императоре Деки. Правитель лично приказал пытать его, а потом казнить. Прежде, чем палач занес меч, святой Трифон предал душу свою в руки Божии. Это произошло в 250 году в городе Никее.
Существует знаменитое московское предание, что св. Трифон помог сокольничему Грозного, князю Трифону Патрикееву найти любимого царского кречета, упущенного им во время охоты. Этот проступок мог стоить князю жизни, и он горячо молился о помощи, пока не заснул от изнеможения. И во сне ему явился св. Трифон и указал место, где находится потерянный сокол. Князь, пробудившись, немедленно поехал туда и действительно увидел птицу, мирно сидевшую на ветке дерева. В благодарность за чудесное спасение он построил на том месте, где спустя столетия появилась знаменитая Марьина Роща, часовню св. Трифона, а потом устроил из нее Трифоновскую церковь.
Эта легенда попала на страницы романа А.К.Толстого «Князь Серебряный». Каково же удивление тех, кто, увидев церковь своими глазами, прочитал на ее стене надпись «1492 год». Значит, храм был построен, по меньшей мере, за полвека до Иоанна Грозного!
Эта мемориальная табличка появилась в советское время, когда при реставрации Трифоновской церкви обнаружили старинную надпись на надгробной плите, позволившей так датировать этот храм, и провели изучение белого камня, из которого была построена церковь, подтвердившего датировку.
А до того древнейший городской храм обрастал многочисленными легендами. Правда, отнюдь не все они связывали постройку церкви именно с Иваном Грозным, и их сюжеты значительно расходились в деталях.
Есть повествования о сокольничем московского великого князя, охотившегося в этих местах, у которого он упустил любимую птицу. За это он был посажен в тюрьму, и, находясь в заточении, вспомнил, что когда-то святой Трифон тоже имел дело с птицами, и стал усердно молиться ему, пока не заснул. А во сне ему явился св. Трифон и протянул на руке сокола. Проснувшись, сокольничий действительно увидел перед собою потерянную птицу, после чего его освободили. В благодарность сокольничий выстроил церковь во имя св. мученика Трифона в тех местах, где случилось его несчастье. И к чудотворной иконе св. Трифона, прозванной в народе «Скорая помощь», приходили богомольцы со всей Москвы и из других городов.
Так или иначе, только легенда о потерянном царском соколе в старину имела большую веру и была даже запечатлена на одной из фресок храма конца XVI — начала XVII столетий, изображавшей всадника с соколом на вытянутой руке. По преданию, это был сам святой Трифон.
Известно, что в древности ему традиционно молились о помощи в различных бедствиях на полях и огородах. Так что построение Трифоновской церкви в дворцовом селе Напрудном представляется понятным.
Это село, известное еще с 1328 года, но, возможно, существовавшее и ранее, принадлежало самому Ивану Калите, и упоминается в его духовной грамоте, где он завещал «село Напрудьское у города» своему сыну Симеону. Так оно передавалось по цепочке от отца к сыну и через сто лет принадлежало уже Василию II, а потом и Ивану III.
Напрудным же это село было названо по находившимся здесь большим прудам, изобилующим рыбой и речке Напрудной — притоку Неглинки.
В древности, церковь была, разумеется, деревянной. Она была построена как обыкновенный сельский приходской храм. По очень убедительной версии деревянная церковь точно существовала здесь уже при Иване Калите, поскольку местность Напрудное в его документах называется селом — значит, церковь уже была.
И еще известно, что в дворцовом Напрудном любили охотиться московские государи. В окрестностях села было много дичи, а огромный пруд давал возможность охотиться здесь на «мокрую» птицу. Здесь вполне могла случиться и потеря царского сокола, а в благодарность за успех в его поисках древняя церковь могла быть перестроена или обновлена теми же сокольничьими.
А с XVII века здесь разместилась Дворцовая Напрудная слобода, где стоял государев Воловий двор, переведенный в Измайлово только при Петре.
Земли же Напрудной слободы со второй половины XVII столетия выделяли для переселенцев из западных русских городов под новую, Мещанскую слободу (см. публикацию от 22 января с.г. о церкви св. митрополита Филиппа).
Каменная Трифоновская церковь, дожившая до наших дней, была выстроена в Напрудном вместо деревянной во второй половине княжения Василия III, то есть около 1520 года.
Другая версия гласит, что Трифоновская церковь была выстроена каменной в дворцовом селе Напрудном при Иване III, а при его преемнике Василии Иоанновиче была перестроена. И она подтвердилась археологическими находками. Ведь первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся только к первой четверти XVII века.
При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец (см. публикацию от 13 декабря 2002 года об Андреевском храме Ваганьковского кладбища).
Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом.
А после эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода, так, что ее даже собирались за ветхостью снести. Но одумались и не тронули этот очень древний храм.
А вскоре в нем появилась бесценная святыня — частицы от св. мощей Трифона, которые почивали в Черногорском городе Бака Котарская. Произошло это так.
В 1800 году в Москву приехал архимандрит Черногорского владыки Стефан Вукович, и в первопрестольной готовились к его торжественной встрече. Московский мастер-серебряник Трифон Добряков изготовил в дар для св. мощей своего небесного хранителя серебряную раку и преподнес ее почетному гостю. В ответ он получил от Черногорского митрополита частицы св. мощей и в 1812 году велением сердца подарил святыню императору Александру I. Через семь лет государь, в свою очередь, передал ее Трифоновской церкви, где св. мощи были в особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону св. Трифона.
После революции икону передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе близ Крестовской заставы, где только в 1980 годах был устроен придел во имя св. Трифона — освящен приставной престол.
В XIX в. приход Трифоновской церкви увеличился, и храм был значительно расширен. В нем был устроен южный придел во имя св. Николая Чудотворца, в 1861 году — северный придел св. Филарета Милостивого. В самом конце XIX столетия появилась и высокая красивая колокольня по проекту архитектора П.П. Зыкова, а в обширной трапезной, сооруженной по его же проекту, был освящен и придел во имя св. Филиппа, Митрополита Московского.
Все больше и больше перестроек и наслоений на древний остов храма сделали его облик в дореволюционной Москве почти неузнаваемым — по сравнению с канонами древнерусского зодчества, по которым он был изначально построен. И по сравнению с тем видом храма, который был воссоздан при советской реконструкции, и к которому мы так привыкли сегодня.
Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в нем незадолго до смерти служил св. патриарх Тихон.
И уже в 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. В них принимали участие известные мастера-реставраторы Д.П. Сухов, спасший, храм Иоанна Богослова в Бронной слободе, и П.Д. Барановский, чье имя в представлении уже не нуждается.
Продолжились эти работы и после закрытия храма в 1930 году и даже во время войны — они, как и дата построения храма, частично спасли его от сноса, хотя в 1932 году он был разрушен на три четверти, а территория его погоста была занята под лесосклад.
Однако во время войны были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения, а когда этого не случилось, то в 1947—1948 гг. г. архитектор Л.А. Давид реконструировал первоначальный облик храма, заново выстроив барабан, главу, крест и трехлопастное покрытие. Говорят, что после этого местные жители окрестили храм часовней.
Трифоновская церковь была, разумеется, поставлена на государственную охрану, а в 1993 году приписана к тому самому Знаменскому храму в Переяславской слободе, куда была перенесена икона св. Трифона. Духовенство этого храма проводит воскресные службы в Трифоновской церкви.
Трифоновский придел существует и в дивном Тихвинском храме в селе Алексеевском близ ВДНХ. Он был устроен там 4 ноября 1917 года.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика