Русская линия
Русская линия Александр Репников10.01.2012 

Белый генерал

Репников Александр Витальевич — доктор исторических наук, профессор Российского университета театрального искусства, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории.

В серии «Белые Воины» вышла в свет очередная (восьмая) книга, Михаил Дмитриевич Скобелевпосвященная одному из наиболее известных русских военачальников — Михаилу Дмитриевичу Скобелеву. Ранее в этой серии выходили издания, посвященные военачальникам Белой армии и книга о Скобелеве, на первый взгляд, выбивается из общей тематики серии. Однако, ее появление можно объяснить не только почетным наименованием Скобелева «белым генералом», но и тем, что две части издания составляют приказы полководца, составленные генералом Добровольческой армии С.Л. Марковым, а также написанный им документальный очерк о жизни Михаила Дмитриевича. Таким образом, появление книги вовсе не нарушает тематику серии, а лишь дополняет и расширяет ее.

После того, как в 1912 году Москве на Тверской площади был установлен памятник Скобелеву, консервативный публицист М.О. Меньшиков поражался, до какой степени забыли этого человека и как плохо до сих пор изучена не только его биография, но и военная эпопея. Прошло почти сто лет. Дважды, в 1990 и 2000 гг. выходила книга Б.А. Костина о Скобелеве (второй раз в известной серии «Жизнь замечательных людей»). В 1998 г. вышла работа В.Н. Масальского «Скобелев: Исторический портрет». И вот теперь новый сборник, насчитывающий более 600 страниц.

Первая часть книги включает в себя почти 400-страничные воспоминания ординарца Скобелева П.А. Дукмасова. Читаются они с большим интересом, поскольку автор обладает несомненным литературным талантом. С одной стороны, он живо и образно рассказывает о своей жизни, не выпячивая при этом собственные поступки и переживания. С другой — показывает нам события русско-турецкой войны 1877−1878 гг. глазами очевидца и, наконец, дает достаточно подробную зарисовку характера, поведения и жизни Скобелева.

На страницах воспоминаний Дукмасов предстает храбрым, иногда бесшабашным человеком. Вот он описывает, как попал в гарем, который покинул хозяин (невольно вспоминается известный фильм «Белое солнце пустыни», но у Дукмасова события развивались иначе, чем в кино). А вот он уже мечтает, покинув город, — «Эх, жаль турецкого языка не знаю, а то пробрался бы в город, нарядившись в платье какого-нибудь убитого турка, увез бы красавицу из гарема и отправил пока на Дон. Ведь в старину наши предки, казаки, таким образом и добывали себе жен!.. И как это раньше мне в голову не пришло!"[1]. Сам не из робкого десятка, ординарец восхищается смелостью Скобелева: «Солдаты часто, преимущественно по вечерам, когда фантазия особенно разыгрывается, рассказывали про него разные небылицы: что он заколдованный, что от него отскакивают пули и проч. Я не раз слышал это собственными ушами"[2].

Трогательно звучит история о том, как Скобелев вручил Дукмасову свой собственный Георгиевский крест, с отставшей в нескольких местах эмалью, который когда-то самому Скобелеву вручил, сняв со своей груди, генерал К.П. Кауфман. Еще через несколько страниц мемуарист вспоминает, как Скобелев на банкете решил пошутить над француженкой, мнившей казаков дикими варварами. Из сахара и сливок были изготовлены подобия сальных свечей. «Сальные свечи — любимое блюдо казаков! — пресерьезно отвечает Михаил Дмитриевич"[3], а Дукмасов с аппетитом поедает эти «свечи» к ужасу француженки. Не менее интересен рассказ Дукмасова о том, как, гуляя по улицам Константинополя, он решил «проехаться в Азию» и на небольшой лодке, которой управлял хозяин-грек доплыл до берега Малоазиатского полуострова и неплохо посидел в кофейне в города Скутари. Это напоминает рассказ Э.В. Лимонова «Самовольная отлучка» из книги «Смрт», в котором автор и шестеро сербов «выйдя с наступлением темноты из одного из глубоких заливов Адриатики на формально хорватском берегу, к утру… подошли к Венеции», где устроили посиделки в таверне[4].

Значительное место в книге занимают статьи, посвященные роду Скобелевых, трудной судьбе его близких (особенно матери, которая трагически погибла). Большое внимание уделено местам, связанным с историей «белого генерала». Иван Никитич Скобелев, дед будущего героя русско-турецкой войны был комендантом Петропавловской крепости. По мнению Ф.В. Булгарина, это был человек, во всех отношениях необыкновенный, истинный представитель русской народности, умный, смышленый, находчивый и храбрый. 17 сентября 1843 года в день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в семье генерала Д.И. Скобелева родился Михаил. 11 апреля 2007 года в Санкт-Петербурге на фасаде Комендантского дома Петропавловской крепости была открыта скульптурная композиция. Инициаторами проекта выступили глава Скобелевского комитета, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт генерал А.А. Леонов и руководитель ИА «Белые воины» А.Н. Алекаев. Мемориал был освящен главой Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами России протоиереем Дмитрием Смирновым. Текст мемориальной доски гласит: «В этом доме в 1843 году родился выдающийся русский полководец и государственный деятель Михаил Дмитриевич Скобелев». Доска выполнена скульптором Я.Я. Нейманом.

В перспективе в Москве планируется открыть мемориальную доску в Театральном проезде, где проходила гражданская панихида по полководцу. Больше всего вопросов вызывает идея восстановления в столице памятника, поскольку теперь на этом месте стоит памятник Юрию Долгорукову.

Всего неполных тридцать девять лет отмерила Скобелеву судьба, но за это время он стал подлинным народным полководцем. «Силы не может быть вне народа, и сама интеллигенция есть сила только в неразрывной связи с народом», — полагал генерал. Он боролся не только за Россию, но и за идею «вольного союза славянских племен». В этом союзе славянских племен должна была быть полная автономия при общем войске, денежной и таможенной системе, а в остальном — «живи как хочешь и управляйся внутри у себя, как можешь». Заглядывая в будущее, Скобелев предполагал, что если Россия не сможет объединить славян, то при первом же спорном вопросе славяне южные пойдут против северных «и будет эта братоубийственная война торжеством всякой немецкой челяди». Он был против национального изоляционизма, утверждая, что, заключившись в узкие пределы только русского племени, мы потеряем все свое значение. Не менее интересны и геополитические размышления генерала: «Да, дипломатия сделала большой промах, что не настояла на том, чтобы русские войска хотя бы прошли через Константинополь, не занимая даже его. Этим наши труженики-герои получили хотя бы некоторое удовлетворение за свои победы, лишения, жертвы… А то у нас вышло какое-то недоконченное торжество, полупобеда. Войска все чего-то ждут, все еще надеются, что их пустят сюда… Чересчур уж мы гуманничаем и прямо во вред себе. Вот немцы не поцеремонились ведь с французами, с этою гуманной, образованной нацией! Они еще раз доказали Европе, что смелостью, энергией, даже нахальством всегда можно больше выиграть, чем с нашим великодушием и гуманностью! Вообще, если бы пришлось, то в отношении немцев я придержался бы их же тактики: действовал бы без жалости, без сострадания… Вот теперь мы видим результаты этой двуличной политики, эту благодарность за наш честный, благородный образ действий в 70-х годах. Нет, господа, как хотите, а я не верю в эту вероломную, заигрывающую политику немцев! И нам давно следовало бы держаться такой же мудрой, решительной, хотя и эгоистичной немецкой политики! Тогда у нас не было бы таких преград, недоразумений"[5].

Не проигравший ни одного сражения, Скобелев не идеализировал войну, полагая, что желать войны это величайший грех и никакая победа не вознаграждает за трату сил, богатств и человеческих жизней, но если речь идет о свободе славянства, то нужно идти на жертвы. Государство должно расширяться до тех пор, пока у него не будет «естественных границ». Эти мысли Скобелева совпадали с идеями русских консерваторов-геополитиков. Например, Ю.С. Карцов, считал, что «возникновение государства Российского явилось не извне, а образовалось оно в центре и путем самобытным. Не от окраины к центру совершалось его развитие, а наоборот, от центра к периферии… Отсюда стремление государства свои границы раздвинуть как можно шире, пока, наконец, достигнув моря, они не совпали с морским побережьем"[6]. И.И. Дусинский также был согласен с тем, что «русский государственный организм еще не достиг своего полного физического развития: его внешний рост еще совершается и должен совершаться, так как прекращение его раньше времени было бы явлением болезненным… Территориальное развитие русского государства, несмотря на всю его значительность, не может и не должно еще считаться законченным — таков первый факт, обуславливающий характер нашей внешней политики[7].

Нелепая смерть всенародно любимого полководца (некоторые даже поговаривали, что о ее насильственном характере) была с горечью воспринята теми, кто любил его. 25 июня 1882 года философ К.Н. Леонтьев писал из Москвы Т.И. Филиппову о том, что получил «поистине ужасное известие» о смерти Скобелева, делая вывод, что все в России, кроме революционных замыслов, преследует роковая неудача. В письме княгине Е.А. Гагариной от 22 мая 1888 г. Леонтьев характеризуя французского генерала Жоржа Буланже отмечал, что «в нем незаметно даже тех идеальных исканий (быть может, преждевременных), которые были у нашего Скобелева"[8].

Завершая обзор новой книги, из критических замечаний отмечу опечатку на 70 странице, в результате которой повешенные турки стали «повышенными».

Привлекает и отличное, как всегда, оформление серии, заданное еще первой книгой «Марков и Марковцы». Тома в строгих черных переплетах с серебристым теснением не залеживаются на прилавках магазинов. Высокий профессиональный уровень при подготовке издания показал научный редактор серии, доктор исторических наук, В.Ж. Цветкова и составитель тома, автор комментариев, кандидат исторических наук Р.Г. Гагкуев. Книга вышла в свет при содействии и поддержке А.Н. Алекаева, много сделавшего для того, чтобы увековечить памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Михаила Дмитриевича.

[1] Генерал Скобелев / Сост. Р.Г. Гагкуев. М.: Информационное агентство «Белые воины»; Издательский дом «Достоинство», 2011. С. 101.

[2] Там же. С. 164.

[3] Там же. С. 264.

[4] Лимонов Э.В. Смрт. СПб., 2008. С. 125.

[5] Генерал Скобелев. С. 280.

[6] Карцов Ю.С. В чем заключаются внешние задачи России (Теория внешней политики вообще и в применении к России) / Подготовка текста, публикация статьи, комментарии А.В. Репникова // Философская культура. Журнал русской интеллигенции. Январь — июнь 2009. № 4. С. 175.

[7] Дусинский И.И. Геополитика России. М., 2003. С. 41−42. Подробнее см.: Репников А.В. Дусинский И.И. // Русский консерватизм середины XVIII — начала ХХ века: энциклопедия. М., 2010. С. 167−170.

[8] Леонтьев К.Н. Избранные письма (1854−1891) / Публ., пред. и комм. Д. Соловьева. СПб, 1993. С. 365

https://rusk.ru/st.php?idar=52507

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика