Русская линия
Фома Сергей Худиев14.12.2011 

Экспериментальная молитва

Сейчас я читаю книгу одного журналиста, который считал себя христианином, а потом утратил веру. Один из доводов, который он приводит — то, что действенность молитвы не подтверждается экспериментами. Такие эксперименты проводились — люди решали, что они будут молиться за одну группу больных, а за другую — контрольную — нет, а потом посмотрят, насколько пациенты, за которых молились, лучше поправляются. Такие эксперименты проводили верующие люди, желая «научно» показать, что молитва работает, и даже говорили об их успехе — но при тщательном рассмотрении выяснилось, что это не работает. Более того, люди, привыкшие вспоминать о Боге только когда дела пошли уже совсем плохо, начинали нервничать и чувствовать себя хуже, узнав, что за них усердно молятся, полагая, что их совсем уже за покойников считают.

Можно сказать, что по статистике люди, регулярно посещающие церковь действительно живут дольше и обладают лучшим физическим и психическим здоровьем, чем неверующие; но вот с молитвенными экспериментами ничего не выходит.

Похоже, тут обе стороны — и верующие, желавшие «научно доказать» действенность молитвы, и скептики, желавшие ее опровергнуть, совершили одну и ту ошибку, которую нам стоит рассмотреть подробнее.

Первая проблема с молитвенным экспериментом — что он не молитвенный; вторая — что не эксперимент. Вряд ли стоит молиться, нарушая заповедь «не искушай Господа Бога твоего. (Лук.4:12)», эксперимент — это именно попытка искусить Бога. Как говорит Апостол, «когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. (Иоан.5:14)». Когда мы просим заведомо не по Его воле — и знаем об этом — нам не стоит ожидать ответа.

Да и как выглядела эта «испытательная молитва»? «Господи, исцели, пожалуйста, Васю, нам до его здоровья нет дела, но ты уж исцели, чтобы мы могли этих нахальных скептиков побить. А Петю на соседней койке не исцеляй, он у нас в контрольной группе. Мы понимаем, Господи, что Ты очень занят, но, пожалуйста, не перепутай — Васю, не Петю! Петю пожалуйста не исцеляй, а то у нас весь эксперимент сорвется!»

Научный эксперимент требует контролируемости — факторы, находящиеся вне контроля экспериментатора должны быть устранены или, по крайней мере, сведены к минимуму, которым можно пренебречь. Но благодать Божия — которая призывается в молитве — в принципе не находится под нашим контролем. И вот здесь и лежит главная проблема — проблема контроля, власти, того, чья воля должна осуществиться.

Как говорит демонический пришелец в фильме «Четвертый вид», «Моя воля будет исполнена!». Господь наставляет нас молиться о прямо противоположном — «да будет воля Твоя». К.С.Льюис пишет о том, что в раю водворятся те, кто скажет Богу «Да будет воля Твоя», в аду — те, кому Бог скажет «да будет твоя воля».

Молитва — это не способ заставить Бога осуществить мою волю. Это способ осуществить волю Божию в моей жизни. Значит ли это, что нам не стоит докучать Богу просьбами о наших земных нуждах? Нет, конечно, не значит — и Писание, и Предание содержит множество примеров просительных молитв «о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных, и временах мирных». Бог восполняет все наши нужды — в том числе материальные, и прося о них, мы обращаемся по адресу. Бог обязательно даст нам все, что нам нужно.

Беда в том, что между нашими нуждами и нашими хотениями есть дистанция. Ребенок может хотеть конфет (которые ему не нужны) и не хотеть супа (который ему нужен). И уж точно он не хочет учить уроки. Взрослый может хотеть денег, которые он потратит себе во вред, или выпивки, или мести, или власти, которую употребит на гибель себе и другим.

Поэтому не все просительные молитвы будут исполнены. Апостол Иаков говорит: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. (Иак.4:3)».Более того, иногда даже молитвы о, по-видимому, хороших вещах, таких как здоровье, не исполняются. Пример этого есть уже в Новом Завете: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. (Кор.12:7−9)»

Христианин подходит к Богу как дитя к отцу, а не как потребитель к автомату по продаже кофе — бросил деньги, нажал на кнопку, получил результат. Личные отношения не работают автоматически — и в них невозможно ставить экспериментов. Пытаясь их ставить, Вы их разрушите.

Но влияет ли молитва на внешний мир, а не только на наше психологическое состояние? Да, определенно. Есть множество примеров того, как на молитву приходил ответ, настолько яркий, настолько удивительный, что ни у кого из молящихся не оставалось сомнений — Господь здесь, Он услышал и отозвался на их нужду. Скептики скажут, что больной и так поправился бы — ну, бывают вот такие непонятные (пока) науке случаи спонтанного выздоровления, что обстоятельства и так бы повернулись к лучшему, что Ваша молитва и события, которые Вам показались ответом на нее, совпали случайно.

Могут ли они доказать, что это так? Нет. Можем ли мы ли научно доказать, что они неправы? Тоже нет. История не знает сослагательного наклонения — «а вот если бы мы не молились, все обернулось бы по-другому». Мы не можем этого проверить. Молитва — акт веры, а вера не совместима с попытками ставить эксперименты над тем, кому вы верите. Мы верим Богу в том, что молитва меняет мир, котором мы живем, что она меняет нас самих, что призывая Имя Божие, мы открываем порталы, через которые благодать изливается в наш мир.

Это вопрос опыта — но не вопрос эксперимента.

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6486


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика