Русская линия
Православие.Ru Владислав Петрушко17.01.2003 

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ (ЧАСТЬ 1)

Католическая церковь — религиозная конфессия, объединяющая христиан, которые признают примат (верховную власть) папы Римского, обосновывая ее преемством от св. апостола Петра, которого католики считают первым Римским епископом. Папе принадлежит в Католической церкви главенствующая роль, что выражается не только в первенстве чести, но и первенстве власти, которое католики связывают с особым положением Римского понтифика, считая его наместником Иисуса Христа на земле. Авторитет папы поставлен в Католической церкви выше Вселенских Соборов: в соответствии с догматом Католической церкви, принятым I Ватиканским собором, папа считается непогрешимым в вопросах вероучения.
Датой появления Католической церкви как самостоятельной конфессии принято считать 1054 г., когда в результате т.н. Великого Раскола было окончательно прервано общение между православными христианами Востока и Западной церковью. Первоначально Католическая церковь допускала существование в своей среде исключительно латинского обряда и официально именовалась Римско-католической церковью. Однако в результате заключения некоторыми православными и т.н. дохалкидонитами уний с Римско-католической церковь возник ряд униатских церквей, которые признавая примат Римского папы и католическое вероучение, сохраняют свои местные восточные обряды (т.н. греко-католики, армяно-католики, марониты и проч.).
Для христианизации Руси определяющим, бесспорно, было влияние Христианского Востока в лице Византии. Однако уже в Х в. имели место первые контакты населения Руси с латинскими миссионерами. Как отмечают германские хроники, в 961 г. по просьбе крестившейся в Константинополе великой княгини Ольги, прибыл в Киев от Германского императора Оттона епископ Адальберт. Миссия Адальберта успехом не увенчалась, и вскоре он покинул Русь.
После того, как св. равноапостольный великий князь Владимир принял христианство восточной традиции в качестве государственной религии Киевской Руси, ее дальнейшее историческое развитие было всецело связано с наследием Православия. Латинское христианство в Киевской Руси присутствует как маргинальное явление: немногочисленные католические храмы — т.н. «лядские божницы» существовали в крупнейших городах Руси, обслуживая исключительно религиозные потребности западно-европейских купцов-католиков.
Раскол между Западным и Восточным Христианством окончательно закрепляется в начале XIII в., когда Константинополь был взят штурмом и разграблен латинскими крестоносцами. В это же время происходит активизация деятельности западных миссионеров на Руси. Она становится еще более масштабной к середине XIII в., когда в результате монголо-татарского нашествия Русь оказалась подвергнутой жесточайшему разгрому и была сильно ослаблена. В это время укрепившиеся в Прибалтике шведские и немецкие рыцари стремятся овладеть Псковской и Новгородской землями. Однако св. благоверный великий князь Александр Ярославич Невский своими победами на Неве и Чудском озере надолго положил предел наступлению западных завоевателей на Русь.
Проникновение католицизма на Русь происходит в XIII в. и в ее юго-западных областях. Галицко-Волынский князь Даниил Романович, надеясь получить от папского Рима и западно-европейских государств помощь в борьбе с монголо-татарами, принимает от Римского понтифика королевский титул, подкрепленный обещанием организовать крестовых поход против Орды в обмен на обязательство ввести католицизм на территории Западной Руси. Но поскольку никакой реальной помощи от латинян Даниил так и не получил, Галиция и Волынь в ту пору так и не были обращены в католицизм.
Более успешной деятельность латинских миссионеров в западных землях Руси стала только после того, как эти области были в продолжение XIV столетия отторгнуты Литвой и Польшей. Вследствие женитьбы великого князя Литовского Ягайла на королеве Польской Ядвиге и заключения Кревской государственной унии в 1386 г. католицизм, объявленный господствующим исповеданием не только в Польше, но и Литве, стал насаждаться в западно-русских областях при поддержке государства, нередко — насильственными мерами. После того, как Литва и Польша благодаря Люблинской государственной унии 1569 г. окончательно объединились в единое государство — Речь Посполитую, стремление ее властей провести религиозную унификацию подданных и обратить православных русинов в католицизм стало еще более решительным. Это привело в 1596 г. к заключению Брестской церковной унии, в результате которой в Речи Посполитой была создана Униатская (или Греко-католическая) церковь, сохранявшая Восточный обряд (подвергшийся, впрочем, впоследствии сильной латинизации), но принявшая римско-католическое вероучение и признавшая примат Римского папы. В дальнейшем, однако, в Речи Посполитой вплоть до времени разделов Польши в конце XVIII в. сохранялось стремление принудить униатов (которых читали католиками второго сорта) к переходу в чистое латинство.
Московская Русь в XIV — 1-й половине XV вв. сохраняет тенденцию к жесткому неприятию католицизма. Москва не поддержала попытку гибнущей Византийской империи заключить церковную унию в обмен на обещание помощи папского Рима и католических монархов Европы в борьбе с турками. Назначенный в Константинополе Предстоятелем Русской Церкви митрополит Исидор (по происхождению — эллинизированный болгарин) был ревностным приверженцем унии с Римом, которую греки при его активном участии заключили в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе. Известие об унии вызвало в Москве негодование. Исидор, возведенный папой в кардинальское достоинство за усердие в организации унии, был арестован и заточен по приказу великого князя Василия II Темного. Позднее он бежал в Рим. Флорентийскую унию в Москве категорически отвергли и осудили на Соборе 1441 г., что явилось причиной разрыва между православной Москвой и униатским Константинополем: Русская Православная Церковь с этого времени становится автокефальной.
В последующее время Рим не прекращает своих попыток обратить в католицизм Московское государство, используя для этого преимущественно дипломатические каналы. При великом князе Иоанне III значительно оживляются контакты Москвы с западно-европейскими государствами. В Москве по приглашению русского государя работают многочисленные иностранные мастера — «фрязины», но к католическому прозелитизму здесь по-прежнему относятся очень строго. Не удалось Риму использовать в видах распространения своего влияния в Русском государстве и брак Иоанна III с византийской принцессой Зоей (Софьей) Палеолог, которую как униатку из Рима в Москву сопровождал папский легат епископ Антонио Бонумбре. Его переговоры в Москве о союзе против турок и церковном единстве не увенчались успехом. Столь же бесплодными были и попытки папской курии наладить отношения с великим князем Василием III. Царь Иоанн IV Грозный после неудач в войне с Польшей обращался к папе Григорию XIII за посредничеством в заключении мира. В 1581 г. для переговоров в Москву отправилось посольство во главе с иезуитом Антонием Поссевино. Но и на сей раз склонить русского государя к унии с Римом не удалось: Иоанн Грозный отказал католикам даже в праве построить в Москве латинский храм.
Дальнейшее ухудшение отношений между Папским престолом и Российским государством связано с попытками Рима использовать смуту на Руси в начале XVII в. для распространения католицизма на Восток. Папа Римский и власти католической Польши активно поддержали притязания перешедшего в католичество самозванца Лжедмитрия I на Московский престол в обмен на обещания последнего привести Русскую Церковь к унии с Римом. В окружении Лжедмитрия I, а затем и второго самозванца — Тушинского Вора находились многочисленные иезуиты и представители других католических монашеских орденов. Однако они так и не смогли добиться сколько-нибудь значимых результатов в деле пропаганды католицизма в России. Грабежи, зверства и кощунства, творимые приверженцами самозванцев и польскими интервентами, вызывали в русском народе еще большую неприязнь к Католической церкви. Следствием этого настроения стали жесткие меры в отношении католиков, принятые после изгнания интервентов и окончанием смуты с воцарением Михаила Романова в 1613 г. Въезд латинскому духовенству на территорию России в это время был запрещен. Собор 1620 г., состоявшийся при патриархе Филарете, постановил принимать католиков в лоно Православной Церкви не иначе, как через повторное крещение.
В 1-й половине XVII в. католицизм активно насаждался польскими властями в Смоленской земле, отторгнутой у России после смуты. Позднее, когда Смоленск при царе Алексее Михайловиче был возвращен в состав Российского государства, здесь еще долго сохранялось латинское влияние. Оно постепенно стало просачиваться и в Москву во 2-й половине XVII в., когда его проводниками здесь стали некоторые представители киево-могилянской учености — западно-русские выходцы и их московские ученики. В 1680-х гг. в Москве при покровительстве царевны Софьи и ее фаворита кн. В. Голицына миссионерствовали несколько иезуитов и францисканцев, прибывших под предлогом окормления иностранцев-католиков, находившихся на русской службе. Иезуитам даже удалось тогда открыть в Москве школу и начать издание книг на русском языке. Вокруг католических миссионеров сложился небольшой круг латинофилов из числа московского духовенства.
После свержения царицы Софьи патриарх Иоаким добился изгнания католических миссионеров из столицы. На Московском Соборе 1690 г. было осуждено католическое учение о времени Преложения Св. Даров, названное «хлебопоклонной ересью», и другие латинские заимствования. Латинофильствующие клирики подверглись опале. Один из них — диакон Петр Артемьев, открыто проповедовавший в Москве преимущество католицизма, был отправлен на покаяние в Соловецкий монастырь.
Петр Великий, «прорубивший окно в Европу» и пригласивший в Россию множество иностранных специалистов, среди которых было немало католиков, тем не менее относился к католицизму негативно. Для тяготевшего к абсолютизму монарха папство с его притязаниями на светскую власть было неприемлемо. Особую неприязнь вызывали у царя Петра униаты, которых он считал предателями Православия. Настроения Петра Великого в отношении католицизма вполне разделяли и представители высшего православного духовенства. Патриарший местоблюститель митрополит Стефан Яворский (некогда сам учившийся в Риме) добился закрытия московской иезуитской школы, в деятельности которой усматривал угрозу для Православной Церкви. Еще более резко был настроен к католицизму другой видный иерарх петровского времени — архиепископ Феофан Прокопович, в прошлом также учившийся в католических школах. После разрыва дипломатических отношений с Веной в 1719 г. царь Петр изгнал иезуитов из России, обвинив их в противогосударственной деятельности. Возникшие в правление Петра Великого римско-католические костелы в Москве, Петербурге, Астрахани и Нежине, которые первоначально окормлялись иезуитами, были переданы в ведение капуцинов, число которых было строго ограничено до 10 человек. При Петре Великом немногочисленные российские католики были поставлены под надзор Святейшего Синода и контроль правительства. С 1734 г. делами католических приходов было поручено ведать Лифляндской, эстляндской и финляндской коллегии, подотчетной Сенату. Такое положение католических приходов в России в целом сохранялось вплоть до времени царствования Екатерины II.
Наиболее значительные перемены в положении Католической церкви в России происходят в правление Екатерины II. Причиной новых преобразований стало вхождение в состав Российской империи большей части белорусских земель, приобретенных в 1772 г. в следствие Первого раздела Польши, значительная часть населения которых исповедовала римо- и греко-католичество. При Екатерине II на вновь присоединенных землях была образована римско-католическая Могилевская епархия (с 1782 г. — архиепископия), в состав которой вошли все латинские приходы на территории России. В 1783 г. папа Пий VI утвердил эти преобразования, положившие начало самостоятельной епархиальной структуре Католической церкви на территории Российского государства. В то же время российским католикам запрещалось исполнять любые папские распоряжения без предварительной санкции Российского государя. В дальнейшем Могилевская архиепископия получила статус первенствующей римско-католической кафедры России, а резиденция ее правящего архиерея была перенесена в Санкт-Петербург.
Российских греко-католиков в екатерининское время окормляла Полоцкая епархия. Однако некогда принужденное насильственно к переходу из Православия в унию белорусское население, вошедшее в российское подданство, стало массово возвращаться в лоно Православной Церкви. Этот процесс стал особенно масштабным после Второго и Третьего разделов Польши, когда в состав Российской империи вошли остальные территории Белоруссии, значительная часть Правобережной Украины и Литва. Так, в 1794—1795 гг. в Православие перешло свыше полутора миллионов западно-русских униатов.
В 1790-х гг. была произведена дальнейшая реорганизация епархиальной структуры римо- и греко-католиков России. Были образованы диоцезы: Могилевский, Виленский, Луцкий, Каменецкий и Самогитский.
Екатерина II и Павел I относились к российским католикам весьма терпимо, показателем чего явилось, в частности, их покровительство иезуитам. После того, как в 1773 г. папа Климент ХIV упразднил орден иезуитов, Екатерина II не признала этого решения и взяла иезуитов под свое покровительство. Причиной этого стал высокий уровень образования в иезуитских школах, который императрица намеревалась использовать в деле просвещения своих подданных, и подчеркнутая лояльность польских иезуитов по отношению к новой российской власти. Благодаря покровительству Екатерины II иезуиты, центр деятельности которых переместился в Россию, получили возможность заниматься преподавательской и миссионерской деятельностью в Поволжье, Сибири и ряде др. регионов России. В 1803 г. иезуиты открыли свою коллегию Св. Павла в Петербурге. Результатом активной миссионерской деятельности иезуитов в России стал переход в католицизм значительного числа представителей русских аристократических фамилий, что вызвало недовольство императора Александра I, поначалу также настроенного к иезуитам благожелательно. В 1815 г. деятельность ордена была запрещена в Москве и Санкт-Петербурге, а в 1820 г. иезуиты были полностью выдворены из пределов Российской империи.
Терпимому отношению к католикам в России способствовало и то, что после захвата о. Мальты Наполеоном император Павел I предоставил покровительство Мальтийскому рыцарскому ордену св. Иоанна Иерусалимского и был избран его Великим Магистром. При Павле I была произведена новая реорганизация католических структур в России, в ходе которой были образованы: Могилевская митрополия и епископства Виленское, Самогитское и Минское. Павел I также восстановил две упраздненные при Екатерине II униатские епархии — Брестскую и Луцкую и образовал особый Римско-католический департамент Юстиц-коллегии, контролировавший дела как Римско-католической, так и Греко-католической церкви в России. В 1798 г. департамент был выведен из состава Юстиц-коллегии и стал самостоятельным органом. Во главе этой структуры Павел I поставил римско-католического митрополита Станислава Богуша-Сестренцевича.
В 1801 г. императорским указом вместо упраздненного Римско-католического департамента была образована Римско-католическая духовная коллегия, в состав которой входили исключительно римо-католики и которую по-прежнему возглавлял латинский митрополит. В это время число римо-католиков в России определялось в 1 639 854 чел. Их численность в правление Павла I и первые годы царствования Александра I увеличилась более чем на 200 тыс. чел. за счет того, что униатские епархии были подчинены римско-католическому управлению. Последнее обстоятельство вызвало недовольство российского правительства, и в состав коллегии наряду с 8 римо-католическими членами были введены и 4 представителя Греко-католической церкви. В 1805 г. коллегия была разделена на два департамента: римско-католический и греко-католический. Окончательно униаты были уравнены по своему статусу с римо-католиками в 1806 г., когда император Александр I даровал Полоцкому архиепископу Ираклию Лисовскому достоинство митрополита Греко-католической церкви России.
В начале XIX в. в Российской империи насчитывалось 6 римско-католических диоцезов, в которых имелось 845 костелов, 304 мужских и 80 женских монастырей, 1710 священников, 3094 монахов и 569 монахинь. В то же время Греко-католическая церковь имела 4 епархии (с 1809 г.): Виленскую, Полоцкую, Луцкую и Брестскую, в которых насчитывалось 1475 приходов и около 2 тыс. священников.
В 1810 г. в Российской империи было образовано Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, которому с этого времени были подчинены российские католики. Первоначально надзор за Главным управлением осуществляло Двойное министерство, а после его ликвидации в 1824 г. — министерство народного просвещения. В 1832 г., Главное управление было передано в ведение Министерства внутренних дел и получило статус Департамента духовных дел иностранных исповеданий, который просуществовал вплоть до 1917 г., когда был упразднен Временным правительством. Департамент осуществлял общий надзор за католическими структурами в России, а также имел право налагать вето на папские решения в случае их противоречия законодательству Российской империи. Министерству внутренних дел также была подчинена Римско-католическая генеральная консистория, которую возглавлял архиепископ Могилевский, митрополит Римско-католической церкви в России. Российское законодательство этого времени вновь подчеркивало запрет на миссионерскую деятельность Католической церкви среди некатолического населения Российского государства. Неизменно сохранялся и запрет на исполнение каких-либо распоряжений из Рима без разрешения российского правительства.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика