Фома | Сергей Худиев | 16.11.2011 |
Если в Интернете поставить вопрос «Что не так с этим миром?», то наверняка можно получить мегабайты и гигабайты ответов — с этим миром, коротко говоря, все не так. Все не так со всеми — с моими домашними, с моим начальством и сослуживцами, с продавцами и покупателями, с соотечественниками и иностранцами, с минздравом и минкультом, со священниками, Епископами и Патриархом, с Русской Православной Церковью в целом; с Папой Римским, впрочем, при ближайшем рассмотрении все тоже не так.
Похоже, что преобладающее в Интернете настроение — это острое недовольство, переходящее в негодование, мирозданием вообще и Отечеством в особенности. Люди возмущаются негодным состоянием государства в целом и права в особенности, науки, искусства, СМИ и особенно телевидения, и, наконец, Церкви. Церковь не делает того, что должна делать, не разоблачает злодеев, не помогает хорошим людям, не решает общественных проблем, не наводит правду Божию. И хотя люди очень сильно расходятся во мнениях, кто тут злодей, которого надо разоблачить, а кто хороший человек, и в чем должна конкретно выражаться правда Божия, все согласны в том, что Церковь их не устраивает, потому что не делает того, что должна.
Бедным нам приходится жить в окружении всяких дураков и моральных уродов, и сносить не то что несовершенство, а прямо-таки полную негодность этого мира. Бедные мы, несчастные мы, как говаривал старина Горлум.
Можно ли что-то с этим сделать? Похоже, что нет. Во-первых, объем отечественного (а там и мирового) злодейства, подлости и идиотизма таков, что ни один, даже самый отважный блоггер не может с ним справиться. Но это количественная проблема. Есть еще и качественная. Все эти беды связаны с тем, над чем ни у кого из нас в принципе не может быть контроля, — со свободным произволением других людей. Если моя проблема в других людях, которые пренебрегают своим долгом, не делают того, чего я от них справедливо ожидаю, а делают всякие глупости и гадости, которые я бы на их месте уж точно не стал бы творить, то эта проблема неразрешима. Я ничего не могу сделать ни с поступками, ни со словами, ни с убеждениями других людей. У меня нет власти над чужой свободой. И не может быть. Поэтому все, что тут можно делать — это исходить желчью, сарказмом и горькой иронией. Что ж тут поделаешь с ними со всеми! С этим миром ничего сделать нельзя.
Или все таким можно? Я ничего не помню из курса физики — но вроде бы, речь там шла о том, что для решения задачи очень важно правильно выбрать систему координат. Неправильно выбранная система отсчета может сделать задачу нерешаемой. И вот Церковь предлагает нам, для начала, сменить систему координат. Английский писатель Гилберт Кийт Честертон как-то получил от газеты «Лондон Таймс» этот самый вопрос — «Что не так с этим миром?». Предполагалось, что он напишет обширное письмо. Но его письмо оказалось очень коротким: «Милостивые государи, я. Искренне Ваш, Г. К. Честертон». Этот ответ не является ни морализаторством, ни смиренничаньем — он математически точен. Мировые проблемы нерешаемы из-за меня; это я тот камень, на который нашла коса, это я та палка в колесе. Думаете, признание этого факта (потому что это — факт) погрузит нас в уныние и пассивность? О нет, как раз напротив. Дело в том, что, хотя у меня нет власти над решениями других людей, у меня есть власть над моими решениями. Я не могу исправить «нас» — ни как народ, ни как Церковь, ни как человечество. Все, что мне доступно для непосредственного исправления — это лично я. Это та часть мироздания, которая находится под моим контролем. Тут я могу — хотя это и нелегко — что-то изменить.
Означает ли это пассивность по отношении к внешнему миру? Как раз наоборот. Это — единственный путь в нем что-то изменить. Известные слова Господа про сучек и бревно часто понимают как «занимайся своими проблемами». Это не совсем так. Вот что сказано в Евангелии — «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: „дай, я выну сучок из глаза твоего“, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего. (Матф.7:3−5)» Господь не говорит, что сучком в глазе брата надо просто пренебречь — Он говорит о том, что только вынув бревно, мы увидим, как решить эту проблему. Недоразумение тут связано с тем, что призыв «на себя оборотиться» в мирском словоупотреблении есть способ заткнуть собеседника — «сиди тихо!». В евангельском контексте это означает нечто совсем другое — «приведи свою жизнь в порядок, чтобы Бог мог действовать через тебя». Как говорит Апостол, «Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. (2Тим.2:21)».
В самом деле, единственный источник исцеления для язв этого мира — Бог. И если человек несет в этом мир исцеление, это значит, что он дает Богу действовать через него. А это очень активная позиция — «что повелишь мне делать, Господи». Это готовность принять свое место в замысле Божием, понять, что тебе поручено и за что ты несешь ответственность. Определиться с кругом своих обязанностей, и, моля о помощи Божией, стараться исполнить их как можно лучше. Как говорит Писание, «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием. (Рим.12:4−8)» Бог наделяет нас различными дарованиями (помните притчу о талантах?) и мы должны служить этими талантами Церкви и обществу в целом. Может ли это служение включать в себя обличение неправды в Церкви или в обществе? Да, конечно, может. Мы затем и удаляем бревно, чтобы разобраться с сучками. Но бревно надо все-таки удалить.
Главная проблема с этим миром — в том, что я не исполняю своих обязанностей. К счастью, эта проблема решаема — полностью она будет решена только на небесах, но уже здесь, на земле, можно добиться заметного прогресса.