Православие.Ru | Наталья Огубина | 25.11.2002 |
Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.
Преподобный Евфросин, в миру — Елеазар, получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.
Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.
Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия.
Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, — Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: «Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине».
Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: «Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща».
Вместе с иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей объявил всему миру: «Москва — Третий Рим», — и добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.
Ветхий Рим оставался частью священной христианской империи до тех пор, пока папы Римские не взяли на себя опасную миссию построения антицеркви латинской ереси, в основе которой лежит стремление господствовать над всем миром. Константинополь, второй Рим, оставался царствующим градом до тех пор, пока не принял Флорентийской унии, не осквернил православия. Попущением Божиим Византия пала от турок. Ответственность за судьбу православия легла на Москву.
В идеале Святой Руси — не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: «Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают».
«Царь православный» — назвав так царя своего, русский народ тем самым признал и назначение его как охранителя, единителя, освободителя от мусульманского варварства и западного еретичества.
Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне — в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.
Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей, автор теории «Москва — Третий Рим». В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя как «броздодержателя святых Божиих престол».
В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.
В начале 90-х годов ХХ века собор начал рушиться, упала колокольня, четверик храма зашатался, но нашлись люди, которые сделали невозможное — сумели пробить финансирование на его реставрацию. Столпы собора были закованы в железобетонные стяжки, и собор выстоял. Промыслительно, что московские архитекторы и псковские строители начали реставрацию собора именно с московского придела — с ремонта нашей государственности.
Со временем слава Спасо-Елеазаровской обители стала умаляться, и из сознания русского народа исчезло чувство ответственности за судьбу человечества. Россия уже не мыслилась как Третий Рим и сама эта теория была осмеяна и извращена светскими историками. Но Сам Спаситель взял ее под Свой покров, когда после закрытия более древнего псковского монастыря — Великопустынского — все его имущество вместе с чудотворным образом Спасителя передали в Елизарово.
Третьеклассный, затем второклассный штатный монастырь, с числом братии чуть больше двадцати человек, но братия — традиционно образованная, не из крестьянского или мещанского сословия, а из духовенства, и настоятели его назначаются ректорами Псковской Духовной семинарии, принимают архиерейские кафедры по всей России. И старчество до последних дней монастыря здесь не прекращается. Обретаются нетленными мощи елеазаровского настоятеля схиархимандрита Вассиана. В малоизвестную обитель переезжает на жительство знаменитый своей подвижнической жизнью прозорливый старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Одним из последних настоятелей Спасо-Елеазаровского монастыря стал новомученик, будущий Рязанский епископ Иувеналий (Масловский).
В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется.
Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.
Мир, невежественный и бездуховный, отверг филофееву идею, похоронил ее, умалил значение Спасо-Елеазаровской обители и ее старцев, но духовная лампада продолжает гореть. Она не может погаснуть, потому что ее огонь — огонь жизни вечной. Она горит святостью тех подвижников, которые обретаются на этом месте. На острове Залита, который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия живет отец Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя. Батюшка был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места. Его жизнь позволяет представить, какой дух был у Елеазаровской обители, потому что он — продолжение ее. Сподвижник отца Николая — протоиерей Борис Николаев, богослов и молитвенник, — пятьдесят лет живет рядом с Елизарово. Он связан с преподобным Гавриилом (Зыряновым) через своих духовных наставниц — монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, которые окормлялись у елеазаровского старца, и теперь духовно наставляет насельниц евфросиновой обители.
В 2000 году в короткие сроки было принято решение о передаче монастыря. Накануне вступления в должность Президентом России было подписано распоряжение, за которым стояла передача Русской Православной Церкви Спасо-Елеазаровского монастыря. Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник». Эта обитель, действительно, живой источник Божией благодати. Спасо-Елеазаровский монастырь — символ возрождения Третьего Рима — нашего Отечества. Вместе с ней будет подниматься и Россия.
Молитвами Высокопреосвященнейшего Евсевия, архиепископа Псковского и Великолукского, возрождается Спасо-Елеазаровская обитель. Во главе ее поставлена монахиня Елисавета (Беляева), воспитанница старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители.
Адрес монастыря: 180 523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово тел. (811−2) 199−558
Р/с 40 703 810 000 000 000 000 ОАО «Псковбанк», К/р 30 101 810 500 000 002 048 БИК 45 805 703, ИНН 6 018 009 492