Русская линия
15.12.2001 

ПОСЛАНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ

Призыв к миру и единомыслию
«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4, 1).
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры во Христе.
В связи с потоком ложных обвинений, людских амбиций и разгоревшихся страстей наша Церковь переживает сейчас трудное время. Поэтому мы призываем всех — и духовенство и прихожан — усилить свои молитвы и направить все старания к прекращению раздоров и умиротворению Церкви.
Каждый из нас, от великого до малого, должен стать миротворцем! «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4, 6).
В первую очередь надо сказать, что совершенно недопустимо было применение силы в событиях, происшедших 9/22 ноября с. г. в Мансонвилле. И мы все об этом глубоко сожалеем и скорбим.
Если разобраться в сущности возникших проблем, то ссориться, собственно, не из-за чего. Все мы согласны с тем, что сергианство и экуменизм являются злом, и никто из архиереев не собирается менять изначальный курс Русской Зарубежной Церкви, никто не говорит о соединении с Московской Патриархией или о самоупразднении нашей Церкви. Наши ценности и идеалы не изменились.
Что меняется, так это отношение к Церкви на нашей многострадальной Родине. Более 80 лет верующие русские люди молили Господа освободить нашу Родину от ига безбожной власти, и Он услышал наши молитвы: без всякого действия извне, без кровопролития, внезапно рухнул коммунизм.
На нашей Родине происходит духовное возрождение — пусть не так быстро, как хотелось бы — но оно есть: этот процесс идет из среды простого верующего народа, поднимается в ряды духовенства и постепенно проникает в епископат. Мы все свидетели начала того духовного возрождения, о котором предсказывали некоторые святые революционного времени.
Остается нам лишь благодарить Господа за это чудо и терпеливо ждать дальнейшего духовного оздоровления РПЦ МП.
В последних церковных событиях самым отрадным было то, что все заседания Собора и Синода РПЦЗ проходили в деловой и дружеской обстановке. Каждый высказывал то, что думал, и никого не заставляли что-либо подписывать против его совести. На этих заседаниях владыка митрополит Виталий был в согласии с большинством архиереев, несколько раз всех благодарил за единодушие и за принятые постановления.
Но вдруг посыпались за его подписью ничем не обоснованные и оскорбительные обвинения в адрес нашего епископата. Сразу стало ясно, что они были написаны кем-то другим и старцу-митрополиту только давали их для подписи. Находясь в Синоде, мы все замечали, что владыка митрополит быстро забывал то, о чем только что говорилось. На всех заседаниях и встречах с владыкой митрополитом Виталием все архиереи всегда держали себя по отношению к нему с большим уважением и с любовью. Этому мы все свидетели. Даже после того, как он письменно укорил нас в грехопадении (не понятно каком) и в том, что мы составили «разбойничий собор», все мы желали, чтобы старец вернулся в Синод и пользовался бы почетом старейшего иерарха. Мы понимали, что он подпал под влияние злобствующих церковных политиканов, которые пользуются его именем ради достижения своих целей и амбиций.
Всем нам, архиереям, хотелось, чтобы первосвятительский жезл перешел к новому Первоиерарху, митрополиту Лавру, так же мирно и благостно, как он перешел от митрополита Антония к митрополиту Анастасию и от митрополита Анастасия к митрополиту Филарету (Митрополит Филарет скончался скоропостижно).
Однако, увы! Люди, окружившие митрополита Виталия, сумели омрачить торжество настолования нашего нового Первоиерарха митрополита Лавра, который пользуется всеобщей любовью и уважением — как епископата, так и верующих людей. Бог судья тем, которые раздирают Церковь и сеют злобу! Святитель Иоанн Златоуст говорил, что нет греха тяжелее учинения раскола в Церкви. Этот грех не смывает даже мученическая кровь.
Необходимо сказать несколько слов по поводу новосозданной «Русской Церкви в Изгнании» (Надо отметить, что эти «изгнанники» сейчас снова себя называют РПЦЗ, а позднейшая версия РПЦЗ[В].) Власть Первоиерарха велика, но не безгранична. Церковные каноны требуют, чтобы все важнейшие решения старший среди архиереев (в данном случае митрополит) согласовывал с остальными архиереями, как гласит 34 Апостольское правило: первый епископ ничего да не творит без рассуждения всех. Ни снятие запрещения, наложенного Синодом, ни хиротонии новых архиереев митрополит не имел права совершать самолично, — тем более после того, как он добровольно ушел на покой.
Кандидатуры недавно впопыхах посвященных митрополитом Виталием архиереев никем не были одобрены. Уже одно это обстоятельство делает их хиротонии неканоничными.
Первая хиротония была совершена митрополитом Виталием и бывшим епископом Варнавой, который незадолго до этого был лишен сана, поэтому все его священнодействия недействительны. В сущности, сейчас он — простой монах. Следует пояснить, что среди архиереев, епископ Варнава известен, как человек порывистый, часто действующий необдуманно и многократно нарушавший церковные каноны. Еще в 1993 году епископ Григорий (Граббе) настаивал, чтобы владыку Варнаву отстранили от священнослужения: «Количество канонических нарушений епископа Варнавы настолько велико, — писал тогда Синоду епископ Григорий, — что невозможно их все перечислить». Самым серьезным недавним нарушением бывшего епископа Варнавы является бунт, который он возглавил против своего правящего архиерея, епископа Амвросия, и самочинное создание им своей епархии в Западной Европе.
Известно, что в течение последних трех лет митрополит Виталий не служил, а лишь присутствовал в алтаре, ссылаясь на свою немощь. А тут он вдруг совершает архиерейские хиротонии, без участия хоть одного законного епископа и ни с кем из архиереев не посоветовавшись. Эти действия не похожи на действия того митополита, которого мы знаем и который всегда стоял на страже чистоты Православия и канонической строгости!
Итак, самообразовавшаяся в Мансонвилле новая церковная организация возникла при вопиющем попрании церковных правил.
По нашему глубокому убеждению, она не канонична и поэтому ничего положительного принести не может. Как дело не от Бога, оно непременно раздробится и распадется к стыду его создателей.
Больно до слез, что недобрые советники старца-митрополита на закате его плодотворной жизни так унизили его доброе имя.
Будем же все молиться о том, чтобы владыка Виталий освободился от влияния раскольников и вернулся в лоно Зарубежной Церкви, для которой он так много потрудился. Митрополит Лавр старается сейчас встретиться с митрополитом Виталием, чтобы остановить возникшую смуту, но окружение владыки Виталия до сих пор препятствует этому.
В заключение, мы призываем всех вас, дорогие братие и сестры сплотиться вокруг митрополита Лавра и во всем поддерживать его!
«Да воскреснет Бог и расточатся врази его!»
30 ноября/13 декабря 2001 г.
РПЦЗ

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика