Русская линия
Православие.Ru Дмитрий Сафонов02.06.2003 

МИССИОНЕРСКИЙ СЪЕЗД В КИЕВЕ

В Киеве на прошлой неделе завершил свою работу I Всеукраинский Миссионерский съезд, проходивший с 27 по 29 мая. Работа съезда по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира была организована Синодальным отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви, возглавляемым епископом Полтавским и Кременчугским Филиппом. Это событие без преувеличения можно назвать одним из самых значимых в жизни Украинской Православной Церкви за последние несколько лет.
Свои приветственные послания делегатам Миссионерского съезда направили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
В работе съезда приняли участие 170 делегатов из 33 епархий Украинской Православной Церкви, а также многочисленные гости из России и Белоруссии. Безусловно, душой съезда и главным его организатором стал епископ Полтавский и Кременчугский Филипп, глава Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви.
27 мая, на первом пленарном заседании съезда, выступил один из самых авторитетных иерархов Украинской Православной Церкви митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, который зачитал приветствие съезду Блаженнейшего Митрополита Владимира.
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин, глава Богословской комиссии, в своем докладе отметил, что Миссионерский съезд открывает новый этап в жизни Украинской Православной Церкви. Владыка Августин поднял вопрос о миссионерстве через СМИ, а также вопрос об унии, которая представляет на сегодняшний день значительную угрозу Православию на Украине. Особенное распространение уния получила на Западной Украине. Архиепископ Августин особенно отметил усиление прозелитического натиска греко-католиков в последнее время и призвал съезд обратить внимание на эту проблему.
Председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по работе с молодежью епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий в своем докладе сказал, что Первый Миссионерский съезд являет собой живое свидетельство о действительности и действенности евангельской миссии на земле.
Академик Николай Евтух приветствовал съезд от имени Академии педагогических наук Украины. Он подчеркнул важность взаимодействия Церкви и государства.
Руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Василий Анисимов рассказал о том, с какими трудностями столкнулась Православная Церковь на Украине за последние десять лет. Особое внимание Василий Анисимов обратил на проблему взаимоотношений властей Украины и канонической Православной Церкви. «Власть в Украине как была антиправославной, так и осталась: наша власть все делает для того, чтобы Православная Церковь не укрепилась, а искала соединения с теми псевдоцерковными структурами, которые возникли благодаря власти», — сказал Василий Анисимов. В этой связи следует отметить немалую роль пресс-службы Украинской Церкви в организации и освещении съезда. Пресс-служба выпускает Интернет-сайт «Православие в Украине», ежемесячный бюллетень «Вестник пресс-службы УПЦ», а также еженедельную телепрограмму.
Руководитель общества «Радонеж» Евгений Никифоров призвал активнее миссионерствовать на радио, для чего брать радиоволны и организовывать православное вещание.
Центральным событием первого дня съезда стал доклад епископа Полтавского и Кременчугского Филиппа, который носил название «Особенности, трудности и первоочередные задачи православной миссии в современной Украине».
Анализируя современное состояние Православия в Украине, епископ Филипп подчеркнул, что не следует обольщаться тем фактом, что Православие является доминирующей конфессией на Украине. Несмотря на это, «укорененность в Православии многих людей минимальна, а степень их церковности можно различить только с использованием самой сложной оптики». По статистике, в некоторых регионах Украины протестантские общины растут гораздо быстрее православных. Сегодня на Украине на 100−150 сектантов приходится 250−500 православных, и этот факт, по словам епископа Филиппа, не может не тревожить. Владыка Филипп указал на опасность агрессивных действий православных по отношению к сектантам, призвал не уподобляться им в методах. «Поэтому следует все силы направить на утверждение православных ценностей в проповеди, и это будет самым главным в миссии».
В докладе особый раздел был посвящен личности миссионера, который должен быть сам высокодуховным человеком. «Только духовный миссионер сможет воспитать одухотворенного неофита, — достойного христианина и гражданина страны».
Одной из важных проблем, затрудняющих миссию Церкви, является, по словам епископа Филиппа, неопределенность государственно-церковных отношений в Украине. «В нынешней ситуации Церковь не просто уравнена в правах и обязанностях с религиозными организациями-однодневками, но и фактически приравнена к ним. В законодательстве не только нет указания на традиционность Православной Церкви для Украины, но и сама Церковь не имеет статуса юридического лица. А поэтому „переходы“ из Украинской Православной Церкви в другие юрисдикции сопровождаются сменой собственника». Владыка Филипп также отметил зачастую негативную роль, которую играют местные отделы по делам религий, руководители которых часто настроены антицерковно.
Епископ Филипп также остановился на следующих проблемах, волнующих Церковь: внутренняя миссия в Церкви, раскол, греко-католический и римо-католический прозелитизм, высокая активность сект и деструктивных культов.
Глава Миссионерского также призвал положить конец распространению псевдоцерковной литературы, для чего возродить цензурные комитеты.
В докладе также содержался призыв активнее использовать в целях миссии современные информационные технологии: «Важно обратить внимание на развитие православного радио и телевидения, — не отдельных передач и выступлений, а именно православных каналов (волн)». В докладе епископа Филиппа отдельно прозвучал вопрос о финансовом обеспечении миссии. «Миссионерское делание требует средств. Как это не печально, не только съезды и конференции, а и содержание образованного миссионера, издание приличной книги, радиопередача, телефильм с привлечением профессионалов — все это сопряжено с затратами: от значительных до колоссальных. И нам следует серьезно подумать, как организовать финансирование миссионерства на всех уровнях, начиная от приходского».
Говоря о своих впечатлениях от миссионерского съезда в интервью для «Православия.Ru» диакон Андрей Кураев сказал: «Прозвучал потрясающий доклад владыки Филиппа. Я знаю, что владыка Филипп — человек традиции, но в то же время человек абсолютно современный, хороший хозяйственник, администратор. Меня очень порадовало то, что в его докладе помимо богословских аспектов, была часть о финансовом обеспечении миссии. Ведь сегодня священник, который миссионерствует, несет прямые убытки, так как если он останется в храме и ему какая-нибудь треба перепадет, он за нее что-то получит, а если он пойдет к детям в школу или на радио, то это прямой убыток для него, потому что он тратит свои силы и время, а за это ему ничего не заплатят». По мнению отца Андрея, «весь доклад владыки Филиппа был очень серьезным и выгодно отличался от того, о чем идет речь на российских миссионерских съездах».
В первый день работы съезда состоялась пресс-конференция, в которой наряду с иерархами Церкви принял участие председатель Государственного комитета по делам религий Украины Виктор Бондаренко. Ему и были адресованы большинство вопросов. Виктор Бондаренко главной задачей своей деятельности видит создание «единой Поместной украинской церкви», которая должна образоваться путем слияния канонической Украинской Православной Церкви и двух раскольнических юрисдикций — «Украинской православной церкви Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви». На просьбу корреспондента «Православия.Ru» прокомментировать информацию прессы о том, что Госкомрелигий Украины целенаправленно поддерживает так называемый «Киевский патриархат», Бондаренко назвал эту информацию недостоверной. Один из клириков Украинской Православной Церкви отметил, что при решении вопроса раскола, необходимо соблюдать церковные каноны, то есть необходимо покаяние раскольников. Однако, Виктор Бондаренко, оборвав вопрос священника, высказал свой взгляд: «Для того чтобы получить то, чего у нас никогда не было, мы должны сделать то, что никогда не делали. Мы можем вставать в любую позу, но факт остается фактом, мы все являемся гробовщиками православия в Украине. Такая позиция (каноническая -Д.С.) уже пятнадцать лет не приносит результатов. Очевидно, нужно искать другую позицию. Украинскому народу нужна единая Поместная православная церковь. А мы повторяем веками накатанную модель, которая никуда не ведет!».
На вопрос Владислава Петрушко (пресс-служба «Православной энциклопедии») о том, есть ли у государства концепция объединительного процесса в украинском православии, В. Бондаренко ответил: «Государство не будет заниматься организацией покаяния, речь идет о том, что государство будет способствовать тем добрым начинаниям, которые будут исходить из церковной среды». Непоследовательность подобной точки зрения очевидна. Ведь раскольнические группировки на Украине держатся только благодаря государственной поддержке, являясь зачастую «бюджетными» организациями, финансируемыми на деньги православных налогоплательщиков. Прекратится эта поддержка — исчезнет база для раскола.
Виктор Бондаренко фактически отказался отвечать на вопрос Кирилла Фролова (Союз православных граждан), о том, как относится украинское государство к тому факту, что т.н. «Киевский Патриархат» участвовал в вербовке украинских боевиков в «горячие точки» СНГ, в т. ч. Чечню.
Василий Анисимов отметил, что президент Леонид Кучма стал во главе государства, обещав поддержку канонической Православной Церкви, но затем резко изменил свою позицию, а Госкомрелигии следует не интересам единства украинского народа, а все время подстраивается под изменяющуюся политическую конъюнктуру, позицию президента. Виктор Бондаренко нашел такую позицию Госкомреллигии оправданной, потому что, по его словам, «президент — обличье нации».
На съезде также выступили с докладами: митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней («Миссионерство в Днепропетровской епархии»); протоиерей Виталий Косовский («Миссионерство, его цели и задачи»); епископ Сумской и Ахтырский Иов («Церковь и государство: пути взаимопонимания и сотрудничества»); диакон Андрей Кураев («Миссионер в церковной жизни»); Александр Дворкин («Тоталитарные секты и православная контрмиссия»); протоиерей Георгий Коваленко («Православная миссия на языке современных технологий»); протоиерей Богдан Огульчанский («Актуальность проблемы подготовки кадров для миссионерской, катехизационной и педагогической работы Православной Церкви»).
Одной из форм миссионерства является проповедь среди политиков, политологов, журналистов. Епископ Сумской и Ахтырский Иов сказал, что отношение государства к Церкви остается лицемерным и поэтому необходимо работать с теми представителями власти, общественных организаций, бизнеса, которые способны воспринимать проповедь. Он отметил, что зачастую «миссионерство» среди представителей властных структур сводится к застольям и выколачиванию денег. Между тем, политики и чиновники — такие же люди, которым нужно говорить о спасении, приводить их в Церковь.
Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней говорил об опыте миссионерства в своей епархии. Особенно важно, по его словам, развитие профессиональной церковной прессы и воцерковление светских СМИ. Сам митрополит Ириней ведет несколько программ на разных днепропетровских телеканалах.
Обсуждался вопрос о миссионерских приходах. Признано, что все приходы должны быть миссионерскими, просто под термином «миссионерский приход» подразумевается наличие в каждой епархии такого центра, который координировал бы просветительскую работу, занимался вопросами стратегии и тактики миссии на территории епархии.
28 мая работа форума была продолжена в секциях по отдельным направлениям миссионерской деятельности:
1. Миссия, прозелитизм, религиозные конфликты и возможности сотрудничества в миссии (руководитель — архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн).
2. Православная миссия и проблемы социального служения, семьи, образования, культуры (руководитель — председатель Всеукраинского педагогического общества протоиерей Анатолий Затовский).
3. Церковь и многоконфессиональное государство. Роль Православия в процессе консолидации украинского общества (руководитель — епископ Сумской и Ахтырский Иов).
4. Духовная безопасность общества и тоталитарные секты (руководитель — преп. КДАиС Виктор Чернышев).
Съезд прошел в очень хорошей деловой атмосфере. В ходе работы форума детально обсуждалось современное состояние миссионерской деятельности Украинской Православной Церкви, шла речь о трудностях, с которыми сегодня чаще всего сталкиваются православные миссионеры на Украине, были определены первоочередные задачи и очерчены перспективы православной миссии.
Особо был рассмотрен проект Миссионерской концепции Украинской Православной Церкви, подготовленный в синодальном Отделе катехизации и миссионерства, проект был направлен на утверждение Священному Синоду Украинской Православной Церкви. По результатам работы пленарных заседаний и секций внесены были предложения к проекту Миссионерской концепции. Выработаны рекомендации и предложения относительно организации миссионерской деятельности в современной Украине.
По результатам работы съезда был принят Итоговый документ, в котором делегаты выразили свое видение задач Православной миссии и сформулировали конкретные предложения относительно преодоления проблем в сфере церковно-государственных отношений и правового обеспечения миссии, устранения религиозных конфликтов и прозелитизма, а также в сфере культуры, семьи, молодежного и социального служения, противодействия деструктивным культам и псевдорелигиям.
Также в Итоговом документе говорится о необходимости добиваться того, чтобы Украинская Православная Церковь получила признание в качестве Церкви большинства и традиционной конфессии на Украине, на необходимость придания ей статуса юридического лица. Также в документе зафиксирована необходимость активизации юридической деятельности в защиту Православия. Признано необходимым привлечь к этому православные общественные организации («Путь православных» и др.).
Предметом особенной миссионерской заботы должны быть регионы, пострадавшие от униатской и раскольнической агрессии. Впрочем, на съезде отмечалось, что русскоязычные регионы Юга и Востока Украины должны быть в центре миссионерской деятельности с тем, чтобы упредить там развитие ситуации, подобное западноукраинской- укрепления униатства, раскола, сектантства.
Особенно важным было признано создание общецерковного научно-аналитического центра по проблемам инославного прозелитизма, введение курсов по новейшей истории, истории унии, раскола, церковной журналистике в духовных школах.
Признано необходимым развитие института епархиальных, благочиннических и приходских миссионеров. Особенно отмечено на необходимость устранения тех причин, которые мешают людям прийти в Церковь. Полностью Итоговый документ опубликован на сайте «Православие в Украине».
Съезд продемонстрировал, что Украинская Православная Церковь закончила эпоху выживания и самосохранения, и перешла к эпохе «миссионерского контрнаступления», что она имеет уникальный опыт активной деятельности в условиях недружественного отношения к ней властей Украины.
Съезд направил послание Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, где содержатся пожелания его скорейшего выздоровления и приезда с визитом на украинскую землю. Было также направлено приветственное обращение Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру.
Съезд призвал всех, кто причастен к миссионерской работе Украинской Православной Церкви, объединить усилия в свидетельстве об истине Православия. Делегаты форума призвали своих коллег не воспринимать миссионерство исключительно как борьбу и противостояние, выразили уверенность в том, что благодатная помощь Божья будет пребывать с каждым, кто право свидетельствует о Христе.
Подводя итоги работы форума, председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви епископ Полтавский и Кременчугский Филипп отметил:
«То, что происходит сегодня на съезде, уже вошло в историю. Мы завершаем работу действительно исторического форума — I Всеукраинского Миссионерского съезда Украинской Православной Церкви, съезда, проведения которого ждали, съезда, с которым было связано столько надежд. То, что удалось сделать, отражено в Итоговом документе. Мне же хотелось бы обратить внимание на некоторые проблемы, которые нам еще предстоит преодолеть.
Грустно было сознавать, что некоторая часть делегатов все-таки настроена на миссионерство, как на войну… Такие агрессивные настроения больше свойственны представителям неорелигий, но никак не православным миссионерам, которые несут в мир Свет Христов.
Неприятно было и то, что кое-кто пытался сузить вопросы стратегии и тактики миссионерства лишь до испробованной им самим формы или организации. Такого быть не должно, ибо для нас принцип быть для всех всем по-прежнему остается самым актуальным. Подчеркиваю: нужны разные формы, разные методы, разные организации. Только тогда мы сможем привлечь к свету христианства все слои населения, а не какую-то отдельную группу или прослойку.
Наконец, опечалило и то, что иногда звучало много отрицаний, которые не сопровождались конкретными предложениями. Нужно задуматься над тем, что нередко отдельному слишком активному миссионеру или миссионерке все вокруг представляются противниками миссионерства — часто истинная причина этого заключается в том, что не все в порядке с духовным состоянием самого такого горе-миссионера. Конечно, положение непризнанного гения придает популярности. Но мы сейчас остро нуждаемся не в критиках и критиканах, а людях, которые могли бы, образно говоря, тихо тянуть плуг, работать без лишнего шума и пиар-кампаний».
«В целом же, съезд оставил очень светлое впечатление. И думаю, что не только у меня, но и у большинства его участников», — подчеркнул епископ Филипп.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика