ВЕЛИКАЯ АЛАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ И НАСКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ХРИСТА
Мы не станем повторяться и цитировать историков, подробно описывая историю христианства на Кавказских горах — чуть ли не со времен апостольских. Особое внимание христианизации Кавказа уделил император Юстиниан Великий (527−565). Это задолго до рождения ислама! На Кавказе было открыто в VI веке несколько епархий, в составе Константинопольской патриархии. «Грузинские летописи свидетельствуют о том, что VI Вселенский Собор подчинил Мцхетскому патриаршему престолу Осетию и Черкесию». (Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон. История Христианства на Сев. Кавказе до и после его присоединения к России. Москва — Пятигорск, 1992 г., с. 19 -20.) Видимо, после Юстиниана Великого влияние Византии слабело на Кавказе и далекий центр на Босфоре не мог удержать за собой эти кафедры, ввиду чего и передал их Грузинскому патриарху. Но позднее — в эпоху Палеологов Византия осознала величину своей утраты: Грузинская патриархия не могла быть проводником национальной политики Византии на Кавказе, так что параллельно существовали кафедры Константинопольского патриарха — на территориях, которые носили международное значение (торговые пути государственного значения). И в X веке византийские императоры вновь вынуждены были обратить серьезное внимание на кавказские земли, используемые ими и как естественный пограничный кордон, и как «место встречи» различных культур на пересечении торговых путей. Бог не оставляет без Своего Промышления «людей, седящих во тьме» (Мф. 4:16) язычества: когда они созрели для принятия проповеди о Христе — создалась благоприятная историческая ситуация, благодаря которой императоры Византии вспомнили о пограничных народах и распространили на них свое политическое влияние, а вместе с тем несли и Свет Православия. X — XIV века — это время очередного демографического реванша, а значит, благоприятной почвы для религиозных миссий. Политический кризис (всегда присутствующий при любом реванше — демографическом, этно-культурном, социальном и т. п.) вызывает озабоченность в тех кругах, которым важно контролировать ситуацию, чтобы не потерять своей стабильности. Эта озабоченность проявляется в окультуривании и религиозном просвещении иноземной, угрожающей государству массы. Так Промыслитель Бог наполняет смыслом все земные, исторические «случайные» события, через них приводя людей к Свету Истины… В эпоху Палеологов на смену ослабевшим епархиям Юстинианова периода приходит Великая Аланская архиепископия, вскоре получившая статус митрополии, в которую входили и земли черкесов. И по сей день остались следы этой некогда величественной крепости. В районе Нижнего Архыза сохранилось множество архитектурных памятников. Сам Н. Архыз расположен в ущелье реки Большой Зеленчук, «где сохранились остатки трех храмов Византийской постройки; вероятно [это] и был центр Аланской епархии, упоминаемой в византийских письменных источниках с начала X и до XIV века…. Весьма вероятно, что именно крупное городище — Нижний Архыз, с четырьмя расположенными на нем храмами, и было центром этой епархии». (Там же, с. 47.) Митрополит Гедеон обращает внимание на то, что в окрестностях ущелья сохранилось множество памятников: каменные статуи воинов — христиан (их плечи и чело украшены крестом, а в руках — чаша, символизирующая выпитые до дна страдания). Это подтверждает историческую догадку о том, что митрополия была и военной крепостью, центром византийского влияния на Кавказе. «Совершенство архитектурных форм храмов и росписей, наличие следов большого города говорит, что здесь был центр Аланской державы. В пользу этого говорит и удобное географическое положение — по дороге через Клухорский перевал в Абхазию, а по Б. Зеленчуку и Лабе — к устью Кубани», — замечает историк аланов и их потомков-осетин Б.Синтский. (цит по: м. Гедеон…. с. 46.) И вот последняя находка, которой благословил Господь нашу землю — это оглавное изображение Господа Иисуса Христа. Находится он на отвесной скале, метров двести над рекой Б.Зеленчук. Сам образ помещен в естественную скальную нишу, прикрытую сверху каменным козырьком. В ясную солнечную погоду, под прямыми лучами солнца образ не видно. Но в пасмурную погоду, а также утром и вечером можно заметить тусклое изображение, писанное на гладкой каменной поверхности умелым византийским иконописцем. Хотя издали кажется, что изображение рельефно. Поразительно сходство этого изображения с «оттиском» Лика Спасителя на Туринской Плащанице. События религиозного характера должны быть осмыслены, т.к. в них является Божия воля; даже если ничего особо «чудесного» нет, все равно в религиозной плоскости — это чудо. Чудесно то, что в материальных вещах, в исторических памятниках мы приобщаемся к благодеяниям Божиим; чудесно то, что в исторических предметах мы можем видеть их духовный смысл. Чудесно не только то, что превосходит законы природы, но и то, что при всем своем натурализме может нас приобщить к метафизической реальности. И в этом смысле архызский образ — величайшее чудо: под вдохновением Святаго Духа десница изографа изобразила икону, которая своей духовной глубиной поражает всех, кто ее видел — даже не особо воцерковленных людей. Вот как описывает свое восхождение к Иконе кубанский фотограф: «Широко открытыми глазами Спаситель спокойно смотрел на меня, грешника… Я стал на колени и сказал сам себе: „Бог есть“! Каменную икону и меня разделяла площадка в полтора метра. С фотокамерой в руках я боязно приступаю к съемке. Постоянно ощущаю и Лик, и пропасть за моей спиной». (Спас Нерукотворный у Н.Архыза. П. Ткаченко, «Патриот», N 1, 2001.) «Вездесущий взор огромных… глаз проникает в самые потаенные глубины души человека», делится своими впечатлениями С.Малахов. Чудесно также и то, что этот образ, сохранившийся в веках от распада под воздействием стихий природы, был сокрыт «до времени» от разметывающего вихря советского атеизма. Но почему этот образ был явлен именно сейчас, именно в эти дни? Почему Господь не открыл этот образ в начале 90-х, во время массового религиозного ажиотажа? Хочется не исчерпать эту тайну, а благоговейно над ней поразмыслить. На мой взгляд, здесь рука Провидения указывает нам на соотнесение времен: X век, как и конец XX — начало XXI века — это времена колоссальных нестроений и демографического реванша на Кавказе. Но духовный взор людей X века не упустил этой миссионерской ситуации. Не упустим ли мы?