Русская линия
Православие.Ru Владимир Телиженко03.05.2001 

РЕАКЦИЯ НА ВИЗИТ ПАПЫ В АФИНЫ

Осталось всего два дня до прибытия Римского Папы в Афины. Без преувеличения можно сказать, что это событие глубоко затронуло все греческое общество: как церковное, так и светское.
В адрес Афинской архиепископии, после принятого Священным Синодом 7 марта 2001 года постановления, было направлено множество писем и обращений, во-первых, с просьбой собрать всю иерархию Элладской Церкви, а не только Синод 12 архиереев, для пересмотра темы визита Папы в Грецию, а во-вторых, с выражением глубокой разочарованности архиереев, монашества, духовенства и церковного народа «дипломатической», в урон церковному сознанию, позицией Священного Синода. Мнение относительно желаемого созыва иерархии для пересмотра вопроса приезда Папы официально выразили, помимо цитируемого ниже Фтиотисского митрополита Николая (Протопапас), митрополит Навпакта и Святого Власия Иерофей (Влахос), митрополит Китросский, Катерининский и Платамонский Агафоник (Фатурос). «Деятельную сдержанность» относительно готовящегося визита понтифика выразили митрополит Арголидский Иаков (Пахис), митрополит Идрасский, Спетский и Эгинский Иерофей (Цандилис). Если бы мы располагали большим доступом к информации, этот список наверняка можно было бы продолжить (названные митрополиты подчеркивают, что они выражают не столько свое личное мнение, сколько мнение церковного народа).
Волна протеста, начавшись с Кинота Святой Горы, неоспоримый духовный авторитет которой признается всей Православной Церковью, продолжилась в монашеских общинах континентальной Греции. К ним присоединились многие иерархи, духовенство — через Союз клириков Элладской Церкви, — православные братства, богословы, простые верующие, которые «не забыли, — пишет одна светская газета, — сколько вынесли от Ватикана Православие и Византия». В конце всего этого списка можно было бы поставить и греческих раскольников-старостильников, готовящих, судя по их заявлениям, достаточно «горячий» прием Папе. И хотя греческая полиция, как утверждает пресса, готовит в два раза более строгие меры предосторожности, чем это было во время прибытия в Грецию Билла Клинтона, старостильники обещают создать помехи при выходе Римского понтифика из аэродрома, созвать символическую демонстрацию возле его гостиницы и подготовить торжественный «прием» с обращенными к Папе спинами — вдоль улицы, по которой он будет проезжать. Афинская архиепископия старого стиля послала телеграммы премьер-министру Греции К. Симитису и Блаженнейшему Христодулу, где было выражено глубокое недовольство их действиями в отношении приглашения Папы и его приема в Афинах.
Немного более тихой будет реакция Священного Синода православных диаспоры, которые, устами одного из своих иерархов, митрополита Тимофея, заявили следующее: «Выйдешь ты на улицу, или нет, Папа является главой государства, и может приехать, когда захочет. Молитва — наше самое сильное оружие, и, как говорит святой Косма Этолийский, нужно избегать католиков, как змей и огня. В тот день мы будем делать, что сможем. Возгласим анафему, читая слова Триоди в нашей церковке, на площади Вафи. Кроме всего, слова — намного горячее, чем дела».
Молитвой предполагают встретить Папу и старостильники Пирейской и Саламинской митрополии. «Мы не готовим ни бесчинств, ни черных флагов, как другие. Мы просто помолимся Богу, чтобы утвердить греческий народ», — заявил в своем интервью греческой газете «Espresso» ответственный этой митрополии за связи с прессой.
В православных монастырях канонической Элладской Православной Церкви уже стали совершать всенощные бдения, взывая к Богу о том, чтобы Он воспрепятствовал приезду Папы в Афины. 27 апреля в монастыре святого Дионисия Олимпийского было совершено всенощное бдение, в котором участвовали монахи со всей Греции. В продолжение богослужения были зачитаны тексты из святых отцов о ереси католицизма. Специально к этому событию в монастырь на Олимпе для поклонения и духовного укрепления были привезены с Афона мощи некоторых святых.
Из огромного количества официальных заявлений и писем, опубликованных в греческой прессе за последнее время, мы предлагаем несколько цитат. Читая их, понимаешь, почему же Папа так настойчиво жаждет посетить православные страны.

ДИПЛОМАТИЯ НЕУМЕСТНА В ЦЕРКВИ
Из письма Священному Синоду митрополита Дриинупольского, Погонианийского и Конитсийского Андрея. Опубликовано газетой «Orthodoxos Tipos», 16−03−2001, с. 1, 5.
Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства.
Настоящим сообщаю вам, что решительно протестую против содержания вчерашнего Синодального постановления. Поскольку, языком дипломатии, по сути дела «дается зеленый свет» визиту Папы в Афины и участию Элладской Церкви в соответствующих мероприятиях.
Отдавая всякое почтение к Предстоятелю и Церковным властям, тем не менее верю и говорю это с уверенностью, что дипломатии не место в Церкви, которая знает и говорит только на одном языке — Истины…"

ПАПСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И САМ ПАПА НЕ ИМЕЮТ СВЯЩЕНСТВА
Из статьи «Онтология папизма» митрополита Навпакта и Святого Власия Иерофея. Опубликовано журналом «Parakatafiki», N17, март-апрель, 2001, с. 4−5.
Ошибочно говорят некоторые о Католической Церкви, поскольку слово «кафолическая» (т.е. «соборная» — В.Т.) принадлежит Православной Церкви, так же как и термин Церковь не подходит Ватиканскому государству…
Поскольку вне Церкви нет таинств, папское духовенство и сам Папа для нас, православных, не имеют священства. Другими словами, на них прервалось Апостольское преемство.

НЕДОВОЛЬСТВО ПОСТОЯННО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. СМИ БУДЕТ ПРЕДПРИНЯТА ПОПЫТКА ИЗВРАТИТЬ ФАКТЫ
Из письма Священному Синоду митрополита Фтиотисского Николая. Опубликовано газетой «Orthodoxos Tipos», 30−03−2001, с. 1.
Поскольку недовольство христоименитой полноты нашей священной Митрополии относительно положения Священного Синода о готовящемся визите Римского понтифика в Афины постоянно увеличивается с непредвиденными последствиями для местной Церкви… благочестиво взываю к вам исследовать вновь все положение Церкви относительно этого серьезнейшего вопроса…
Несмотря на ваши добрые намерения… средства массовой информации предпримут попытку извратить факты и раздуть все, что служит лукавой цели — признанию Православной Элладой и представителями ее Церкви во всем мире превосходства «религиозного лидера» христианства — к великой скорби и разочарованию всех православных, и главным образом тяжело истязуемых от римо-католичества и унии наших единоверных братьев на севере. Не упадем в западню и не дадим оружие, чтобы нас сразили и разделили…

ПРИЕЗЖАЕТ В ГРЕЦИЮ НЕ КАК ПАЛОМНИК, А КАК ПРОВОКАТОР
Из заявления Союза клириков Элладской Церкви почти сразу после решения Священного Синода.
Папа — единственный нежелательный лидер, поскольку… папство приносило и приносит грекам и Православию в общем столько несчастий, сколько никто другой… Понтифик, «двурогий Римский зверь», приезжает в Грецию не как паломник, а как провокатор… Горячо взываем к клиру и народу воздержаться от любого выражения почтения к нераскаянному и вызывающему Папе… Никто из носящих рясы да не примет нежеланного Папу!

ОБЪЕЗЖАЕТ МИР, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ПРОДОЛЖАТЕЛЕМ АПОСТОЛОВ
Из заявления Союза клириков Элладской Церкви 20−03−2001
Невозможно, чтобы православный греческий народ когда-нибудь принял коварные театральности Папы Римского, который объезжает мир, чтобы якобы посетить места, где проповедовал апостол Павел и таким образом показаться естественным продолжателем апостолов. 2000 лет после пришествия Христа… ересиарх Папа играет роль корифея, всемирного правителя всего христианства… Богохульство!..
В контесте всего этого (имеется ввиду реакция со стороны греческих православных — В.Т.) Ватикан должен отложить визит Папы, иначе всем станет ясно, что он не относится к нам «по-братски», как провозглашает, но является лукавым обманщиком и причиной бед Православной Христоименной полноты Элладской Церкви.

МЕНТАЛИТЕТ «НОВОЙ ЭПОХИ»
Из заявления Священного Кинота Святой Горы, подписанного всеми без исключения представителями в Священном Собрании и предстоятелями 20-ти монастырей Святой Горы Афон
Папа является как несущий оливковую ветвь, не вынув, однако, свой меч из тела Святого Православия. К чему же, тогда, учтивости и деликатности с нашей стороны?.. Чтобы показаться приятными и «современными» в глазах Европы, нужно пренебречь духовным самосознанием верующих и единством Святого Православия? «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1, 10)…
В нашу материалистическую эпоху преобладает мнение, что все должны быть восприняты всеми. Это менталитет «Новой Эпохи». «Все религии одинаково хороши, следовательно, нет места фанатизму и нетерпимости!» Возможно ли, однако, чтобы мы присоединились к этим новомодным и панрелигиозным взглядам? Не лучше ли разочаровать людей, чем Господа славы?

ПОДАТЛИВОСТЬ ДАВЛЕНИЮ ПАПЫ ВЫЗЫВАЕТ ГОРЕЧЬ И ПРОТЕСТ
Из заявления Всегреческого Союза богословов
Податливость давлению Папы вызывает горечь, но и протест в душах православных. Ставится цель — возобладать над истиной?.. Конечно, православное богословие уважает каждое противное мнение, включая мнение еретиков и атеистов. Но не поддается наивным утверждениям о якобы благих намерениях Папы.

ЛЮБОВЬ И ИСТИНА НЕ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ
Из письма 169 монастырей — с 1750-ю монахами — Архиепископу Афинскому и Преосвященным архиереям.
Несмотря на нашу добрую веру и благое расположение, мы не можем понять смысл и цель постановления, в котором видно напряженное старание преуменьшить значимость всей темы…
Известно, что Православная Церковь «никогда не боялась вызовов», как верно замечается в постановлении, но никогда и не поддавалась им…
Помимо всего прочего, немаловажно и то, что никакой Папа никогда не посещал Грецию… Интересно, столько веков наша Православная Церковь была «самозакрыта в тупике», из которого только сейчас решила выйти?! Или, может, наши отцы не были гостеприимными и не имели любви?
Одно дело — сочувствие жертвам и последователям ереси, а другое — отдание уважения и чести ересиархам, в данном случае — Папе.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика