Русская линия
Православие.RuПротоиерей Олег Теор05.10.2011 

«Если воин исправно несет свою службу, то страна может спать спокойно»
Беседа с протоиереем Олегом Теором, настоятелем храма во имя благоверного князя Александра Невского в Пскове

Протоиерей Олег Теор — настоящий фронтовой батюшка: Протоиерей Олег Тэорза плечами у него две чеченские кампании и военная операция в Югославии. Сегодня он один из самых известных людей в Пскове, и к нему на службы приходят не только бойцы 76-й Черниговской Краснознаменной десантно-штурмовой дивизии, для многих из которых он является духовным отцом, но и гражданские жители города со своими детьми — в Александро-Невском храме многочисленная, но при этом и удивительно дружная община.

О том, как удается священнику совмещать окормление войск и оставаться заботливым приходским батюшкой, отец Олег Теор рассказал порталу Православие.ру.

— Отец Олег, с чего начиналось ваше служение в Александро-Невском храме, и почему вы решили стать военным священником?

- Пастырское служение начиналось, как водится, с восстановления храма. Наш храм был построен по высочайшему повелению Николая II для Омского полка, славившегося на всю Россию и принимавшего участие во многих битвах, где решалась судьба страны. Это был долгожданный полковой храм, поскольку долгое время воины не имели места для молитвы. Он был построен очень быстро — всего за 14 месяцев, хотя тогда не было такой удобной и мощной техники, как сейчас. Почти сразу по окончании строительства Александро-Невского храма страну захлестнула кровавая пучина революции. По распоряжению временного правительства институт полковых храмов был отменен. Но, несмотря на смену статуса, храм не растерял своих прихожан, вплоть до своего закрытия в 1924 году он служил отрадой и утешением для всех верующих. Тогда, 87 лет назад, безбожники едва не стерли храм с лица земли, но потом все же решили переделать его под солдатский клуб. Впоследствии там разместился дом офицеров, затем склад. Разумеется, в эти годы за зданием никто не ухаживал, и оно начало разрушаться. В таком скверном состоянии в 1992 году Александро-Невский храм вернули Церкви. Фундамент и стены еще были крепкими, а вот крышу пришлось переделывать всю. И, конечно же, пришлось делать большой ремонт внутри. Наша община возникла несколькими годами ранее, и мы активно добивались передачи храма. Помню, мы даже разбивали палаточный лагерь у стен церкви и жили в нем по нескольку дней. Служили молебны и в дождь, и в холода.

До того как я стал настоятелем Александро-Невского храма, я служил в кафедральном Троицком соборе в Псковском кремле. Однажды я пошел на совещание, посвященное реконструкции Пскова, и там предложил открыть храм Александра Невского и кратко рассказал присутствовавшим о его значении. Хотя и были некоторые возражения, городские власти довольно легко согласились на то, чтобы вернуть храм верующим. Но от принятия решения до его выполнения прошло несколько лет. С помощью Божией нам все же удалось получить храм, и уже в 1995 году мы поставили новый купол и колокольню, и это, как нам потом сказали, была самая быстрая реставрация в Псковской области. Это действительно похоже на чудо, но я его объясняю тем, что мы сразу же начали служить: как только нас пустили в храм, мы ни разу двери в храме и не закрыли — он у нас открыт с утра до вечера. Сначала все время я служил один, а потом дали второго священника. Нам помогал губернатор В. Туманов, он ходил к нам, смотрел, как храм реставрируется. Ну, а поскольку храм раньше был полковым, то к нам потянулись воины-десантники из дислоцированной у нас в Пскове десантно-штурмовой дивизии.

— Тогда, в 1990-е годы, вы были одним из первых, кто решил окормлять военных. Наверное, трудно было с ними, ведь в то время еще сказывалась коммунистическая пропаганда.

- Так получилось, что у меня было много знакомых священников, которые ставили вопрос о необходимости пастырского окормления нашей армии. В начале 1990-х в Пскове даже прошла небольшая конференция, на которую из различных уголков России приехали священники, желавшие служить в армии. Помню, приезжал отец Димитрий Смирнов, и мы тогда очень хорошо пообщались с военными. Уже потом, несколько лет спустя, в Москве был создан синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Вообще в те годы военные никому особенно не были нужны. Воздушно-десантную дивизию, как она тогда называлась, никто не окормлял — вот я и взялся за это дело. А потом на работу с военными меня благословил и наш правящий архиерей.

Когда мне говорят, что военные сплошь атеисты, я этому не верю. В середине 1990-х, когда наших десантников начали посылать в Чечню, к нам приходили многие воины. Тогда, я помню, к нам стали ходить и их жены — писали записочки о здравии. Многие из них бывали в храме каждый день. И их мужья и близкие оставались живы. А потом стали приходить и командиры и просить помолиться, чтобы их воины возвращались с Кавказа живыми и здоровыми. В нашем храме мы также молились об упокоении душ погибших воинов.

Мне приходилось возить гуманитарную помощь в Чеченскую республику. Тогда военных мало кто защищал, и их проблемами вообще никто не интересовался. Наши прихожане сами начали собирать и отсылать в Чечню все, что могли собрать: носки, одежду, бумагу, письменные принадлежности, продукты питания. К нашему начинанию присоединялись верующие из других регионов. Получилось, что наш храм снова стал воинским.

— Вы несколько раз были в Чечне. Что вам там больше всего запомнилось?

- Помню, что солдаты всегда очень радовались моему приходу. Перед лицом непосредственной опасности люди быстрее обращаются к Богу и очень радуются таким посещениям. Сам я в боевых действиях участия не принимал, но я повсюду был с нашими воинами. Священник обязан идти туда, куда посылают военных. Во время моих поездок было немало интересных случаев, обо всем не расскажешь.

Очень многие военнослужащие просили молиться, и очень часто молитва спасала. Например, иногда после усердной молитвы самих военнослужащих у них совсем не было потерь. Во время Чеченских кампаний жены и родственники солдат почти каждый день приходили в храм и подавали записочки о здравии своих мужей и детей, ставили свечи. К сожалению, некоторых из тех, с кем я успел познакомиться, потом пришлось отпевать.

— Рассказывают, что у вас при храме есть даже небольшой мемориал, посвященный павшим воинам.

- Да. У нас при храме в доме причта небольшое помещение, где висят портреты погибших в Чечне. Мы молимся за этих ребят, пишем синодики. Командиры иногда давали нам сами списки погибших, например список бойцов знаменитой 6-й роты был впервые обнародован в нашем храме. Жены, родственники и знакомые приходили и читали этот список. Потом мы делали памятные доски на стенах с именами и фамилиями погибших ребят. У нас на этих досках есть информация о погибших военнослужащих, начиная с 1945 года и по сегодняшний день. Там все: и Афганистан, и Чечня.

— Как вы наставляете воинов? Есть ли у вас какая-то универсальная идея, какие-то ключевые слова, с помощью которых вы завоевываете их сердца?

- Если в храм приходят рядовые воины, то я первым делом спрашиваю о том, насколько тяжела для них служба. Надо обязательно их подбодрить, чтобы они не упали духом и не разочаровались. Я им обычно говорю, что если воины исправно несут свою службу, тогда и страна может быть в спокойствии. Говорю с ними о какой-то конкретике военной службы, которую знаю. Говорю, чтобы не теряли навыков, Протоиерей Олег Тэор благословляет воинов на учениях Псковской дивизиикоторые они прибрели в армии, ведь в жизни всякое пригодится.

Ребятам, как я заметил, интересны рассказы об истории России, о нашем Пскове, который сыграл немалую роль в этой истории. Молодежь попадает в наши края из разных концов России, и по многим сразу видно: настроен этот человек патриотически или нет, заставили его прийти в войска или он сам туда пришел. Конечно, то, что служба сокращена до года, наверное, хорошо для ребят, но раньше, насколько я знаю, они и за три года не успевали овладеть всеми навыками, которые необходимы защитнику Родины.

Сейчас не то что раньше: в армию приходят уже крещеные и даже воцерковленные люди. Но иногда воины желают принять таинство крещения именно в ходе армейской службы. Мы крестили иногда и по 50 человек и больше. В основной своей массе солдаты по-доброму встречают священника, радуются его приходу.

— Что бы вы ответили юноше, который сказал бы вам, что стоит перед выбором: идти ему в армию или не идти, «откосить»?

- Я почти всегда говорю, что нужно идти служить. Без армии молодой человек не сможет понять некоторых вещей. Например, год, проведенный вдали от родных или любимой девушки, научит юношу ценить человеческие отношения, любовь и близость родных людей, а если судьба забросит служить его далеко от малой родины, он научится ценить и любить свой родной край.

Еще один важный навык, который молодой человек получает в армии, — это умение жить в коллективе. В жизни всякое может случиться: и жить придется на новом месте, и в другом коллективе можно оказаться, — а армия дает хорошие уроки, такому нигде не научишься.

И наконец, армия серьезно дисциплинирует человека. Сейчас не все понимают, что есть такое слово «надо». Некоторые боятся дедовщины, но ведь чаще всего бьют тех, кто долго копается, кто ленив, или тех, кто горд и ведет себя вызывающе.

Сомневающемуся молодому человеку я бы рассказал, что христиане с первых веков и до наших дней всегда были лучшими воинами. Как ни страшны были тяготы военной службы и притеснения язычников, они все переносили стойко.

— Какова, по-вашему, главная цель пребывания священника в армии?

- Священник нужен там как отец, который иногда сможет решить такой вопрос, который не сможет решить командир. Любой солдат, видя полкового священника, может к нему обратиться, поговорить с ним, обратиться с любой просьбой, и часто священник эти просьбы выполняет.

Да и в делах житейских батюшка должен стараться помочь. Благословение воинов на принятии присяги в Псковской дивизии Вот, например, недавно одному нашему семейному солдату надо было решить квартирный вопрос. Но младший командир не отпускал его в увольнение. Пришлось вмешаться полковому священнику, и этот вопрос благополучно разрешился. Солдат смог оформить все документы и вернулся в часть.

Приходится слышать, что священник в армии нужен только тогда, когда идут боевые действия и нужно поднять моральный дух солдат. Но в мирное время священник тоже необходим в войсках. Надо напоминать людям о трезвении и говорить, что воины, как никто другой, должны внимательно относиться к своему делу, быть начеку. Еще Александр Суворов говорил: «Когда мир — думай о войне! Когда война, то думай о мире!» Солдатам всегда нужно это иметь в виду.

— Вы упомянули о том, что ваш храм возрождали всем миром, даже губернатор помогал. Но ведь в Пскове много замечательных храмов, почему же все принялись помогать именно вам?

- Храм просторный и удобный и вообще хорошо продуман со всех точек зрения. Наверное, поэтому он и был восстановлен одним из первых. Просто он многим очень нравился. Это важно, что он не тесный, поскольку древние храмы Пскова имели только один вход и выход и были не очень большими.

— Справедливо ли говорить о том, что у вас самый многочисленный приход в Пскове?

- Община нашего храма — примерно 1000 человек. Судите сами, много это или мало. Я слышал, что некоторые священники после воскресной литургии устраивают чаепитие, но у нас после службы начинаются требы, а потом — вечерняя служба. Так что чаевничать обычно некогда. Но зато у нас по четвергам бывают беседы, на которые приходят активные члены нашей общины. Туда мы стараемся приглашать всех: и старых, и малых, и военных, и курсантов. Для каждой такой беседы-лекции выбирается какая-то тема. Многие любят исторические темы, и они у нас звучат едва ли не чаще всех других. У нас есть небольшой юношеский хор, в котором поют дети наших прихожан. Кстати, мы с детьми иногда выезжаем в военные части. Такие встречи интересны как детям, так и солдатам. Подростки и малышня с удовольствием лазают по танкам. Мы часто ездим с детьми в паломничества по святым местам Псковской земли. Бываем в Санкт-Петербурге, где однажды мы служили молебен на крейсере «Аврора». Удалось нам отслужить панихиду и на могиле Александра Васильевича Суворова — нам это разрешило сделать руководство музея. Были мы и в Кронштадте, забирались на купол строящегося Морского собора. Мы стараемся расширять кругозор наших воспитанников. Мы не только паломничаем сами, но и принимаем паломников из разных мест, которые приезжают поклониться святыням Пскова. У нас бывают гости из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Белоруссии и других мест. Иногда мы их кормим, а если им негде переночевать, то они ночуют прямо в нашем храме. Многие из паломников молятся и ночью, а потому они охотно остаются в храме до утра. С многими людьми во время таких «слетов» мы успеваем подружиться, и это хорошо. Ведь часто современный прихожанин не понимает, зачем нужна община. Но ведь живое общение ничем не заменишь; приходя сюда, люди доверяются друг другу так, словно бы это их вторая семья. И тогда у них не возникает никаких вопросов, и они совершенно без принуждения помогают в храме, убираются, готовят для общей трапезы, стирают — и все знают, что это нужно. Храм один из немногих очагов культуры в наше время, и необходимо, чтобы он был в хорошем состоянии.

— А если к вам подойдет человек и спросит: зачем нужна община для спасения души?

- Для того, чтобы жить по-христиански и творить добрые дела, жить в общине просто необходимо. Люди узнают друг друга и друг другу помогают, если у кого-то в чем-то есть нужда. Конечно, случается, что человек, даже несмотря на то, что у него есть и жена, и дети, и друзья, все равно остается одиночкой. Ему телевизор весь мир заменяет. А сколько можно услышать историй, как умер пожилой человек, а никому до этого дела нет! Только тогда спохватываются, когда запах от разлагающегося тела покоя соседям не дает. В общине люди друг друга видят, знают и интересуются друг другом. Так что такие страшные случаи у нас почти исключены.

Даже летом, когда в воскресной школе каникулы, дети все равно собираются вместе, чтобы что-то почитать, послушать беседу, посмотреть фильм, а за детьми тянутся и взрослые. И многие мне говорят, что жить в общине гораздо интереснее.

— А на литургии у вас профессиональный хор поет, или вы благословляете всем прихожанам петь службу?

- Да, часто на литургии мы поем всем храмом. Мы ничего нового не делаем, возрождаем старинные традиции, которые были в Пскове и в Новгороде.

— Как у вас проходит 9 мая? День Военно-морского флота в ПсковеСейчас говорят, что это советский праздник, и начинают про него забывать. А как празднуют День Победы в Пскове?

- Глядя на наши торжества и памятные акции, нельзя сказать, что этот святой день празднуют меньше, чем в советские годы. Напротив, наверное, сейчас даже шире отмечают этот день. Мы в преддверии 9 мая проводим на воинских захоронениях панихиды. К нам приходят и школьники, и взрослые люди. В храм приходят и ветераны Великой Отечественной войны, самому старшему из которых недавно исполнился 101 год: он бодр, исповедуется и причащается. Ветеранов, к сожалению, остается все меньше и меньше, но около десятка человек приходит каждый раз. В канун Дня Победы мы служим общую панихиду у памятника Неизвестному солдату и возлагаем цветы и венки к мемориалу. А уже в сам праздник духовенство обязательно присутствует на параде. После всех официальных торжеств мы с ветеранами идем в Летний сад и там отдыхаем, делимся новостями, и, конечно, ветераны рассказывают о своем боевом пути. Я всегда стараюсь запомнить эти рассказы. В них есть много поучительного, и я потом обязательно стремлюсь донести это до своих прихожан. Очень важно, чтобы живая связь поколений не обрывалась.

Воинский храм Воинский храм во имя благоверного князя Александра Невскогопросит о помощи

Воинский храм во имя благоверного князя Александра Невского был выстроен для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка в 1908 году. Это удивительная по архитектуре церковь, построенная в традициях древнерусского зодчества.

Усилиями верующих храм был восстановлен практически из руин. Но духовенство и прихожане не останавливаются на достигнутом: здесь есть возможность создать целый храмовый комплекс, где, если бы хватило средств на ремонт и отделку прилегающих к храму помещений, могли бы разместиться музей храма, музей воинской славы, богадельня, более удобные классы для церковно-приходской школы и комнаты, чтобы разместить многочисленных паломников, организовать столовую для неимущих.

Пока все эти начинания благодаря усилиям и энергии протоиерея Олега Теора развиваются успешно, однако решать свои финансовые проблемы приходу становится все сложнее, даже учитывая то, что местные власти после долгих переговоров согласились передать земельный участок, на котором до революции располагался храмовый комплекс, в безвозмездное пользование.

Кроме этого, сейчас отец Олег занимается также восстановлением храма пророка Илии XV века, который расположен на родине святой равноапостольной княгини Ольги — в селе Выбуты Псковской области.

Просим всех, кто готов помочь общине в ее добрых начинаниях, откликнуться!

Наши реквизиты

Почтовый адрес:

Россия, 180 002, г. Псков, ул. Мирная, 1, а/я 518
Приход храма Александра Невского
Настоятель — протоиерей Олег Гаясович Тэор
Телефон/факс: (8112) 66−00−54
E-mail: temple@ellink.ru
Подробности о нуждах храма: pskov.pobeda.ru — рубрика «Вести».

Банковские реквизиты:

ИНН 6 027 034 336
КПП 602 701 001
расчётный счёт 4070 3810 3000 0000 0072
в Филиале ЗАО «ЭКСИ-Банк» Псковский г. Псков
БИК 45 805 722
кор./сч. 30 101 810 400 000 000 000

ИНН 7 831 000 940
Получатель: Приход храма Александра Невского Псковской епархии Русской Православной Церкви г. Пскова

Банковские реквизиты настоятеля храма во имя благоверного князя Александра Невского в г. Пскове:

Тэор Олег Гаясович
Расчётный счет: 4230 1810 7000 0000 0001
Банк получателя: Филиал ЗАО «ЭКСИ-Банк» Псковский г. Псков
ИНН 7 831 000 940
БИК 45 805 722
кор./сч. 30 101 810 400 000 000 000
Наименование получателя: Филиал ЗАО «ЭКСИ-Банк» Псковский; депозит до востребования.

В назначении платежа указать: для зачисления на счет 42 301 810 000 000 999 424 Тэор Олег Гаясович.
С протоиереем Олегом Теором беседовал Антон Леонтьев

http://www.pravoslavie.ru/guest/49 039.htm

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Вячеслав Клементьев    06.10.2011 07:03
«Если воин исправно несет свою службу, то страна может спать спокойно»
Статья хорошая. Спаси Господи!
Русский солдат всегда достойно нес службу. Вот только предавали его не раз. И десантуру в том числе. И предавали свои же начальники. С погонами и без погон. А атеистов на войне не бывает. И то, что десантников окормляет православный батюшка – это правильно. Ну не раввину же окормлять десантуру! Без работы останется.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика