Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургСвятой праведный Иоанн Кронштадтский03.10.2011 

О необходимости бороться и побеждать свои страсти
Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Как противостоять плотским страстям и похотям?

(практические советы)

* Помни, всякий человек, что твое естество растлено грехом, нечисто, мерзко, чуждо Бога — Источника жизни (ср.: Пс. 35, 10), подвержено непрестанной смерти и что оно обновлено и обновляется Божественным Спасителем нашим Господом Иисусом Христом чрез святые таинства Церкви, чрез богослужение, и поучения, и управление церковное. Долг всякого христианина — заботиться об отложении всего ветхого, греховного в его природе, именно страстей и похотей многоразличных, и обновлении себя, своего сердца по образу Христову или по образу апостолов, святителей, мучеников, преподобных и прочих святых — этого не надобно забывать. А то и христианину можно сделаться скоро язычником по жизни своей, как это и есть. Час уже нам от сна восстати.

* Человек приходит, то есть рождается в мир и живет в нем, и тут — с одной стороны, приемлет и окружает его бесконечная любовь Божия, с другой — невыразимая злоба диавольская со множеством козней, и это нахождение человека между двух сил продолжается во всю жизнь при непрестанной борьбе его с силами противными и злыми, при молитве его к Отцу Светов (Иак. 1, 17), чтоб Он простил его прегрешения и принял в общение с Собою — Источником жизни (ср.: Пс. 35, 10), любви и мира.

* Жизнь христианина в Евангелии уподобляется воинской страже — первой, второй и третьей, и этим внушается постоянное бодрствование христианина над своими помыслами, чувствами, движениями воли, бодрствование относительно врагов бесплотных, непрестанно нападающих на нас и ищущих поглотить нас до конца. Святые угодники день и ночь бывали на страже духовной — непрестанно молились, постились, трудились, — ведя созерцательную и деятельную жизнь. Вся жизнь наша должна быть поистине стражей: кратка она, задачу приходится решать великую и сложную, а врагов, нападающих злобно, коварно и сильно — крайне много. Будем мудры яко змия, и цели как голуби (ср.: Мф. 10, 16).

* Вся мудрость христианина, как я дознал опытом, заключается в воздержании, или в отсечении различных похотей плоти, похотей относительно пищи, питья, одежды, жилища, убранства, — и все неразумие, вся беда, вся гибель заключается в невоздержании, или в удовлетворении различным похотям плоти. Когда воздерживаешься от похотей — душа ясна, не связана, легка, чиста, спокойна и к Богу удобно прилепляется, — к Этому Первоначалу своему; а когда предаешься невоздержанию — она бывает нечиста, помрачается, связывается и опутывается как бы какими вервиями и сетями, бывает в тесноте, тягости от пристрастия к земному и обременения земными вещами и беспокойна.

* Распять плоть со страстьми и похотьми (ср.: Гал. 5, 24) — не легкое дело, а претрудное и прескорбное. Не напрасно сказано — распята. Как распятие на Кресте соединено с великими мучениями душевными и телесными, — так и распятие плоти с ее страстями, вкоренившимися глубоко в существо человека и составляющими, так сказать, его существо.

* Трудность борьбы со грехом состоит в том, что помыслы и греховные движения сердца, движения страстей очень тонки, быстры, увлекательны, и надо много усиленного внимания, чтобы замечать их и не поддаваться им; много внимания к Закону Божию, отречения от себя.

* Борьба с грехом научает человека духовной опытности, духовной войне и победе о имени Господнем, укрепляет душу в вере и добродетели, в любви к Богу и ближним, просвещает и возвышает ее, очищает, освящает, обожает и делает ее достойною венцов небесных, нетленных и вечного блаженства. Благословен Господь, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань (Пс. 143, 1). Поэтому не изнемогай и не унывай, человек христианин, в борьбе со страстями и различными искушениями, но мужайся и побеждай их благодатию Христовою. Докажи и делом свою любовь к Богу Всетворцу и Спасителю твоему, претерпевшему ради тебя Крест и смерть, и не увлекайся временною сладостию греха; иди путем тесным и прискорбным к широте райской, веди и других за собой.

* <…> ты должен непременно употреблять свои усилия к достижению блаженного и вечного наследия Небесного; ты должен знать и всегда помнить, что ты падшее существо — и как пал, имея разум и свободу, волею своею, то при том же разуме, просвещаемом светом Слова Божия и озарениями Духа Святого, при той же свободной воле, подкрепляемой благодатию Святого Духа во Христе Иисусе, — восставай от своего падения и иди безостановочно к Небесному, бесконечному животу, презирая все земное как тленное и скоропреходящее, особенно же не привязываясь к сребру и злату, к пище и питию, к этой яди, из-за которой в такую глубину зол пал весь род человеческий.

* Не бойся борьбы и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродетели; где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу. Вера, упование и любовь наша познаются в противностях — то есть в трудных и тяжких обстоятельствах — внешних или внутренних: в болезнях, в скорбях, в лишениях.

* Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Почему многими скорбьми? — Потому что сердце наше нечисто и недугует многоразличными страстями. А чтобы исцелить сердце от страстей, которые проникли его, как елей кости (ср.: Пс. 108, 18), — надо употреблять много духовных прижиганий или отсечений; а все это соединено с сильными внутренними болями; все это отражается и на теле соответственным образом, по тесной связи души с телом. Так, надо иногда и горечи бесчестия вкусить, чтобы исцелить от гордости; так, надо нести прегорькое, преострое, претяжкое, претесное, огненное наказание за злобу — и за одно мгновение ее терпеть адскую скорбь в продолжение нескольких часов, чтобы исцелить от злобы; так и за другие страсти всякий раз как какая-либо из них хотя на малейшую долю минуты падет на сердце: ибо всякий грех носит в себе самом соответствующее тяжкое наказание, по закону правды Божией. Поэтому никакой благоразумный человек, знающий великое растление человеческой природы и необходимость — отсекать гнилость сердечную острыми духовными средствами, не будет малодушествовать, унывать и отчаиваться в скорбях, будучи уверен, что Бог есть Всеблагой и Премудрый Врач наших душ и не попустит нам искуситися паче, еже можем, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи нам понести (ср.: 1 Кор. 10, 13). Итак, вот почему Всеблагий Отец Небесный попускает нам обуреваться страстями и терпеть внутренние скорби или наказания, в них самих заключающиеся, то есть для нашего очищения, вразумления и исправления. — Потому хотя больно и тяжко, но терпи, молись и кайся; кайся и исправляйся, и знай, что скорби отнимают от сердца ржавчину (тлю) страстей.

* Борьбою или гимнастикою плотскою укрепляется тело; борьбою душевною со страстьми укрепляется душа, силы ее, добродетель ее.

* Борьбою со страстями укрепляется душа в вере и добродетели, например, в терпении, целомудрии, воздержании, смирении, доброжелательстве, кротости, незлобии и прочем. — Без борьбы нет твердости, без терпения нет добродетели.

* Невозможно, — говорите, — победить грех. Неправда: возможно, — нет только у нас охоты, решимости вступить в решительную борьбу с ним; нам жаль расстаться с ним, мы щадим, ласкаем грех, как чадо любезное, а оттого он и осиливает всегда нас. Слово Божие уверяет нас, что все возможно верующему (Мк. 9, 23). Если мы не можем одолеть грех с помощью благодати Божией, то, значит, мы неверующие или маловерующие. Но что за христианин тот, кто не вступает в решительную борьбу со грехом? Христианин — отъявленный враг греха и друг добродетели.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51967


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика