Русская линия
Православие.Ru Маргарита Тимофеева19.04.2001 

ЧЕМ ВСТРЕТИЛА ПАСХУ РОССИЙСКАЯ ПРЕССА

Свой обзор я намеренно не буду сопровождать никакими комментариями — пусть каждый сам делает выводы о редакционной политике, интеллектуальном и духовном уровне каждого издания. Разумеется, в статье упомянуты далеко не все публикации в СМИ, касающиеся Светлого Христова Воскресения. Замечу лишь, что праздник Пасхи в XXI веке практически во всей центральной светской прессе столицы России освещался с положительной точки зрения, в отличие, скажем, от 2000 года.
Вот, например,
«Комсомольская правда» от 14 апреля отвечает на «8 наивных вопросов в канун Пасхи»: как одеться на Пасху, идти или нет на кладбище. Ответы дает сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. На развороте, посвященному полностью празднику Пасхи, опубликованы комментарии медика о том, как надо аккуратно разговляться, чтобы не было несварения желудка.
Здесь же — вопросы известным политикам о том, как они будут проводить праздник. Лидер ЛДПР Жириновский ответил, что будет на службе в Храме Христа Спасителя. Зюганов вспомнил, как отмечал в детстве этот День, обмениваясь со всеми крашенными яйцами. Отличился, правда, Митрофанов, который встречал Бородина: «В этот день как Христос Воскрес, так Пал Палыч воскрес из Швейцарии».
«Вечерняя Москва», 13 апреля, N70 «Русский кулич оказался лучше».
Русский кулич оказался лучше дорогого французского кекса, последний не выдерживает ценовой конкуренции и не находит поклонников в России. Автор возмущается, как можно было католический кекс завозить в Россию на православную Пасху. Мы, в свою очередь, вступимся за бедный кекс — в Москве отмечали Пасху и представители Католической Церкви, которые, наверное переплачивали лишь за то, чтобы у них на столе было хлебо-булочное изделие из соответствующей страны.
Корреспонденты на страницах газеты заглянули в далекое прошлое и написали как на Руси, по их представлениям, отмечался этот Светлый день: с качелями-каруселями, с фокусниками, начинали распахивать свои двери, закрытые в течении Великого поста, театры, цирковые площадки и каждый желающий мог испытать себя в качестве звонаря на колокольне любого храма.
«Московская правда», 14 апреля, N 70
«Пятое Евангелие» — так озаглавлена статья, которая подробно рассказывает о плащанице Спасителя из Турина. Исследование показало, что полотно изготовлено утраченным способом из льна, где обнаружена пыльца растений, растущих только в Палестине. Также публикуются выводы, сделанные учеными разных областей: историками, этнографами, патологоанатомами, криминалистами. В конце текста дано заключение экспертизы криминалистов ФСБ.
В статье «Милости хощу, а не жертвы» напечатана интересная история о создании Перовым картины «Тройка». Измученные дети, выбиваясь из сил тянут санки с заледеневшей водой — вспоминаете? Одним из прототипов был реальный мальчик Вася. Он с бабушкой пришел на Пасху в Москву, где на него и обратил внимание Перов. После долгих уговоров художника бабушка согласилась, чтобы Ваня позировал. Проходит время. Картина написана и продана Третьякову, как вдруг приходит бабушка и со слезами на глазах просит Перова показать ей на полотне ее внука. Ведь Вася умер. Перов не только отвел старую женщину к Третьякову, но и написал образ ее милого внука и отправил позже ей в деревню.
Еще одна история в этой же статье, но происходит в советские времена. На рельсопрокатном заводе Гужона в день Воскресения Христова митинг. Участникам раздают бесплатно галоши. Выступает А. Луначарский против веры, религии и Бога. Народ одобрительным гулом поддерживает его. И тут на трибуну поднимается «простой русский поп» и кричит: «Христос воскресе!». Вся толпа хором ему отвечает: «Воистину воскресе!».
«Известия», 16 апреля, N 67
Репортаж из одного поселка, в котором по иронии судьбы соседями оказались Александро-Свирский мужской монастырь и областная психиатрическая больница. Часть текста это житие св. Александра Свирского, жившего в XV веке. Его мощи нашли недавно в Военно-медицинской академии все истекающие миром и источающими ароматный запах, которые и вернули в монастырь. Сейчас идет тенденция на увеличение братии и уменьшение количества больных. Может быть, когда-нибудь больницу и вовсе ликвидируют, ведь вера в Бога — это самое лучшее лекарство.
«Новые известия», 14 апреля, N 66
«Религиозность по политическому расчету». В этой колонке приведены результаты исследования общественного мнения, которые гласят: 74% граждан считают, что на богослужениях власть имущие бывают исключительно по политическому расчету. И только 14% думают, что ими движет религиозное чувство.
Посещать богослужения считают частным делом президента 52% опрошенных, а государственной обязанностью — 39%.
«Независимая газета», 14 апреля, N 67
Когда и как было установлено празднование Пасхи? Ответ попытались дать на первой полосе «НГ».
В 325 году установлен день: первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия. Католики и протестанты отмечают по григорианскому, а православные по более древнему юлианскому календарю с разницей в 13 дней (в этом веке).
Представители различных конфессий раздумывают над устранением расхождения в календарях, чтобы регулярно праздновать Пасху в один день по всему миру. В 1975 году Римо-Католическая Церковь предложила такой день: воскресенье следующее после второй субботы апреля, но не все христианские Церкви согласились.
А нынешний Папа Римский Иоанн Павел II хотел перенести празднование Пасхи в этом году на другой день, чтобы не было совпадения даты с православным миром, но не нашел поддержки у католиков.
Из-за конфликтов на Ближнем Востоке в предпасхальную неделю паломниками там занято только 15% мест в гостинице.
И последнее. «К празднику приурочена предстоящая выставка пасхальных даров в Историческом музее из личной коллекции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которая открывается 17 апреля. Некоторые вещи представляют большую культурную и историческую ценность: пасхальные яица, изделия императорского фарфорового завода, среди них экспонаты с вензелями императрицы Марии Федоровны, и недавно причисленных к лику святых последнего российского императора Николая II, его супруги Александры Федоровны и цесаревича Алексея».
По всей стране в церквях, костелах, кирхах и молельных домах будут идти праздничные богослужения. Патриарх Московский и всея Руси Алексия II в своем послании подчеркнул, что «нынешняя Пасха — первая в новом веке и новом тысячелетии и знаменательно, что весь христианский мир празднует ее вместе, в один день».
«Труд», 14 апреля, N 70
Автор статьи в газете «Труд» призывает весь «грамотный православный народ выйти на поприще миссионерской деятельности, тогда, — считает он, — Пасха станет всеобщим и самым великим праздником, а на приветствие „Христос воскресе!“ вся Русская земля единодушно откликнется „Воистину воскресе!“. В адрес „батюшек упрек в том, что сидят дома и не проповедует, а Христос завещал: „Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа“ — этот наказ сейчас актуален, как никогда“.
„Российская газета“, 14 апреля, N 74
На первой полосе опубликовано интервью со Святейшим Патриархом Алексием, который отвечает на вопросы корреспондента: как помочь молодым людям пойти в церковь, о сближении народов России, Украины и Белоруссии, о части подоходного налога, который предполагается перечислять в религиозные организации. (Еще более интересное интервью с Патриархом, раскрывающее его личную судьбу и его видение судеб страны, опубликовано 14 апреля в еженедельнике „Собеседник“.)
"КоммерсантЪ», 13 апреля, N 66
В статье под названием «Безбожники отметили Пасху» рассказывается о пресс-конференции, которую дал исполком Атеистического общества Москвы (АТОМ). Журналистам было представлено письмо президенту Путину, премьеру Касьянову и уполномоченному по правам человека Миронову, где «атеисты обвиняли власть в нарушении их прав и требовали переделать гимн заново, убрав из него возмутительное слово „Бог“». Подписали 150 человек, среди них депутат Ковалев, журналисты «Огонька», «Известий», студенты педагогического университета. Они собрались «в день космонавтики, так как этот день доказывает, что Бога нет. Люди в космос летали и Его не видели».
«Новая газета», 16−18 апреля
Ведущий передачи «Времечко» А. Максимов издал свой первый роман «Посланник». Отрывок печатается здесь. Это сон, в котором главный герой, сотрудник телевидения, видит прямой репортаж с Голгофы во время казни Христа. Писатель фантазирует, какую роль играло бы телевидение, будь это чудо техники разработано в те времена.
Журналисты хотели с помощью репортажа с Голгофы поднять рейтинг своей передачи. «Рейтинг не возрос. Он был ноль. Никто не смотрел репортаж. Все были на Голгофе, так как Сила, которая привела их на Голгофу, куда мощнее, чем сила телевидения».
На этих словах позвольте закончить мой обзор.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика