Русская линия
Патриархия.RuМитрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев)14.09.2011 

«Святые мученики за Христа — слава и украшение нашей Церкви»

В преддверии празднуемого 18 сентября Собора новомучениковмитрополит Астанайский и Казахстанский Александр и исповедников земли Казахстанской митрополит Астанайский и Казахстанский Александр дал интервью официальному сайту Митрополичьего округа в Республике Казахстан.

— Ваше Высокопреосвященство, в преддверии отмечаемого в воскресенье, 18 сентября, праздника Собора новомучеников и исповедников земли Казахстанской, разрешите задать Вам вопрос: что означает этот праздник лично для Вас?

— Не только для меня лично, но, думаю, что и для всей Православной Церкви, любой день памяти мучеников и исповедников — всегда важнейшее событие, укрепляющее нашу веру, вдохновляющее нас на новые труды. Именно о мучениках говорит святой апостол Павел в Послании к Евреям: «Поминайте наставников ваших, и. взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.» (Евр. 13:7). Кончина земной жизни — важнейший момент, подведение итогов земного бытия человека.

Первые христианские святые — это мученики. И неслучайно слово «мученик» на греческом языке тождественно слову «свидетель». Они свидетельствовали языческому миру о силе своего христианского упования. И мир покорялся этому свидетельству. Удивительный парадокс раннего христианства заключался в том, что чем больше исповедников Христа страдали, тем шире распространялась вера в Него. «Кровь мучеников — семя христианства», — так говорил церковный писатель Тертуллиан.

В XX столетии Господь призвал к мученичеству Россию.

Действительно, Святая Русь воспитала для Церкви множество святителей, преподобных мужей, праведных мирян, иных подвижников. Только мучеников практически не было в нашей тысячелетней истории. И кто бы мог подумать, что именно цивилизованный XX век станет для нашей страны временем тяжких испытаний и кровавых репрессий, с которыми не могут сравниться ужасы древних языческих обществ. Вся злоба диавола обрушилась на тех, кто старался жить по Божиим заповедям и нравственным законам в то страшное время, когда богохульство было возведено на степень обязательных требований государственной власти к каждому гражданину.

И так получилось, что именно на благодатной земле Казахстана столь обильно пролилась кровь новомучеников и исповедников. И земля эта стала теперь поистине землей благословенной и святой. Она дорога сердцу каждого человека, который интересуется историей нашей Церкви и чтит подвиг мучеников.

— У каждого христианина в сонме мучеников, наверное, есть такие, которые особенно близки его сердцу?

— Для меня самым духовно близким подвижником навсегда останется мой предшественник по Костромской кафедре, священномученик архиепископ Никодим (Кротков). Он родился в Костромской губернии, его земная жизнь окончилась в Ярославской тюрьме 8 (21) августа 1938 года. Я много лет собирал о нем документальные материалы, воспоминания. Читал его проповеди и докладные записки; посещал места, связанные с его именем. Перед моим мысленным взором много раз проходила вся его жизнь. Итогом работы стала книга, изданная в 2001 году: «Священномученик Никодим. Жизнь, отданная Богу и людям».

О владыке Никодиме можно рассказывать очень долго. Он был известный и уважаемый в России церковный деятель начала прошлого века. Близко дружил с будущим Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Антонием (Храповицким). И самое главное, что поражает в его житии — это то обстоятельство, что он неоднократно отвергал предложения уехать заграницу, обрекая себя на долгие годы заточения и страданий. Память святителя благоговейно почитается верующими России, Украины, Молдовы. Я рад, что сегодня о нем узнали и в Казахстане.

— Вот уже полтора года Вы возглавляете Митрополичий округ в Казахстане. И, наверное, изучили жизнеописания многих казахстанских страдальцев за правду и веру. Кто из них теперь пользуется особой Вашей любовью?

— Конечно, я читал и продолжаю много читать о них, знакомиться с их подвигами. Практически каждую неделю открываю для себя новые и новые имена — тех иерархов, священнослужителей и мирян, которые томились в лагерях и ссылках в Караганде и Чимкенте, которых расстреливали в разных городах и селах по всему необозримому пространству Казахстана. В России в каждом большом селении есть своя почитаемая икона, а здесь — свое чтимое имя исповедника. Знакомство с казахстанскими святыми началось у меня задолго до моего нынешнего послушания. Еще в Кострому мне присылали замечательные книги о старце Севастиане, о приснопамятном митрополите Иосифе. К этим подвижникам я проникся особой любовью много лет назад. Поэтому не будет преувеличением сказать, что у мощей преподобноисповедника старца Севастиана в Караганде и на месте погребения святителя Иосифа (Чернова) на Алма-Атинском кладбище я молюсь с особым, трепетным чувством.

— А непосредственно здесь, в Казахстане, какие открытия для себя Вы сделали?

— Одно из ярких открытий произошло в Аксайской Серафимо-Феогностовской пустыни. Поразительно — смиренные добрые монахи ушли высоко в горы для молитвы, но злоба диавольская и людская ненависть настигли их и здесь. Поразительна история их страданий — ведь их застрелили во сне! На месте подвига преподобномучеников Серафима и Феогноста очень ясно представляешь, как свершалось это вопиющее беззаконие: по-видимому, боялись безбожные убийцы почувствовать на себе их строгий обличительный взгляд, поэтому и дождались, когда сон сомкнет их очи.

Конечно, я ощущаю глубокую душевную потребность постоянно обращаться с молитвами к первомученику Казахстанскому святителю Пимену, епископу Верненскому. А проезжая мимо Никольского собора, стараюсь остановиться, чтобы приложиться к мощам священноисповедника митрополита Николая (Могилевского). Может быть, не все алмаатинцы знают, что совсем недавно в Киеве был прославлен в лике святых схиархиепископ Антоний (Абашидзе), в период с 1906 по 1912 гг. управлявший Туркестанской епархией, закончивший строительство и освятивший Вознесенский кафедральный собор.

— Что Вы ждете от предстоящего праздника Собора Казахстанских новомучеников?

— В нынешнем году празднование Собора новомучеников и исповедников Казахстанских приобретает особый смысл — оно совершается накануне прибытия в нашу страну главной святыни Русского Зарубежья, Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Собор новомучеников мысленно возвращает нас во времена гонений. Об этих же временах напоминает нам и эта известная всему православному миру икона Божией Матери, увезенная в начале прошлого века из истекающей кровью России. Но судьба иконы свидетельствует также и о духовном возрождении, совершающемся ныне на духовном пространстве святой Руси, к которому мистически принадлежит и Казахстан. Ведь она ныне объединяет всех нас — верующих многих стран Европы, Америки, Азии, Австралии. А возрождение это, по глубокому убеждению Церкви, стало возможным именно благодаря подвигу святых подвижников прошлых лет, в том числе и тех, которые пострадали здесь, на земле нашего Отечества. Их кровь и их страдания не напрасны, они имеют великую ценность в очах Божиих, они помогают нам, вселяют в нас мужество и уверенность. Мы надеемся на их молитвы.

«Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него.» (Флп. 1:29), — говорит апостол. Христианин всегда должен быть готовым к исповедничеству. И пусть молитвы наших мучеников помогут нам сохранять эту всегдашнюю духовную бодрость, готовность совершить подвиг во имя Христово, ибо святые новомученики и исповедники — слава и украшение нашей Церкви.

Беседовала Марина Сазонова

http://www.patriarchia.ru/db/text/1 621 943.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика