Русская линия
Православие.Ru Виктор Фомин31.07.2000 

УБОГИЙ СЕРАФИМ И МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ НИКОЛАЙ
Канонизация святого — это показатель самосознания общества

Канонизация святого — это не политический акт с целью воздействия на расстановку сил и не культурно-историческая пропаганда определенного деятеля. Канонизация — не раскрутка культового героя и не лоббирование политического лидера. Что же такое канонизация? Попытаемся понять это на примере прославленного в начале XX века преподобного Серафима Саровского и российского императора Николая II, чье общецерковное прославление, по всей видимости, произойдет на Архиерейском Соборе в августе. (Статья написана 31 июля 2000 г. — прим. ред.)
СЛАВА «УБОГОГО СЕРАФИМА» ДРАМАТИЧЕСКАЯ КАНОНИЗАЦИЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН ПОБЕДА: СИЛОЙ ИЛИ БЛАГОРОДСТВОМ?
СЛАВА «УБОГОГО СЕРАФИМА»
Кто в нашей стране не знает преподобного Серафима Саровского? Несомненно, что это величайший святой последних веков. В наше время его почитание в России сравнимо разве что с почитанием преподобного Сергия Радонежского. Даже старообрядцы-беспоповцы, которые не признают «послениконовских» святых, почитают «батюшку Серафима». Когда однажды я зашел в гости к своему московскому соседу-беспоповцу, то увидел у него на стене календарь, где вместе с великими древними праздниками Православной Церкви был отмечен и день преподобного Серафима. На мой удивленный вопрос, как же он может почитать святого «официальной Церкви», который, живя в XIX веке, следовал всем новым обрядам, резко отрицательно отзывался о раскольниках, признавал священноначалие, приступал к Таинствам, более того — сам был священником (а беспоповцы не признают ни священства, ни Таинств), Георгий только недоуменно разводил руками. Старообрядческий календарь вопреки всякой логике свидетельствовал о величайшей святости угодника Божьего, преодолевающей всякие разделения. Даже в далекой Америке, откуда до Сарова — почти как до Луны, преподобный Серафим пользуется особым, совершенно исключительным почитанием.
Учение преподобного Серафима о цели христианской жизни — «стяжании Духа Святого» — стало подлинным духовным открытием конца второго тысячелетия. Немногие даже из величайших святых древности удостаивались таких откровений и дарований, которые получил Саровский старец. «Убогий Серафим», как он сам себя называл, приобрел такую земную славу (не говоря уже о небесной), аналогом которой в светской истории может быть разве что слава Шекспира или Леонардо да Винчи.

ДРАМАТИЧЕСКАЯ КАНОНИЗАЦИЯ
Термин «канонизация» (от лат. сanonisatio) является латинизированной транскрипцией греческого глагола «канонидзейн» — «определять, на основании правила узаконить». Он был введен в оборот западными учеными богословами. В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, поэтому в подобных случаях там использовалось словосочетание «причтение к лику святых», которое позднее перешло в церковный язык Древней Руси и сохраняется в Русской Церкви поныне. По учению Церкви, угодники Божии, составляя лик святых, молятся пред Богом о живых собратьях своих по вере, которые воздают им молитвенное чествование. Из книги «Канонизация святых в XX веке». — М.: Сретенский монастырь, 1999.
Преподобного Серафима почитали как великого святого еще при его жизни. А после смерти документально зафиксировано бечисленное множество исцелений и чудес после молитв к этому угоднику Божьему. Фотографии, изображения преподобного Серафима использовались в народе как иконы задолго до его официальной канонизации, как свидетельствует, в частности, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». На могилу старца в глухой монастырь в Саровском крае съезжались в определенные дни тысячи людей разных званий и сословий, от царской фамилии до странников и нищих. А канонизация, церковное прославление отца Серафима в лике святых, последовала лишь через 70 лет после его смерти, в 1903 году. Причем с огромными трудностями и противодействием. В этой драматической истории причудливо сплелись человеческие заблуждения, чиновничьи амбиции, народное желание и Божественная воля.
Как ни странно, но главными противниками канонизации отца Серафима выступили почти все члены Святейшего Синода — включая его обер-прокурора К.П. Победоносцева. А человеком, который настаивал на прославлении Саровского старца и сделал все, чтобы оно состоялось, был последний российский император Николай II. Казалось бы, какие могут быть препятствия к церковному прославлению великого святого, уже прославленного в народе? Во-первых, «слишком много чудес», как говорилось в одном из заключений Святейшего Синода. В 1894 году закончила работу синодальная следственная комиссия, проверявшая случаи чудесных исцелений по молитвам о.Серафима. Результаты ее работы были переданы в Синод и благополучно там осели. «Слишком много чудес». Тогда император Николай II лично выразил желание, чтобы дело о прославлении отца Серафима было доведено до конца, о чем сообщили «Церковные ведомости» в N 30 за 1902 год. Дело ускорилось, но противодействие не прекратилось.
Новым основанием для отказа в церковном прославлении стало состояние мощей преподобного Серафима: его тело подверглось тлению, и сохранились только кости. Враги Церкви постарались использовать этот факт для агитации против канонизации и вообще православия. А члены Синода говорили: «Куда и зачем ехать в лес, когда нашлись только кости?» Однако Древняя Церковь, как пишет протоиерей Владислав Цыпин, «в отличие от позднейшей практики канонизации, не видела в нетленности мощей непременного условия для почитания подвижника в лике святых». Император Николай продолжал настаивать на канонизации. Для еще более ясного выражения своей воли государь преподнес в дар Саровской обители новый гроб для отца Серафима, попечением царской семьи была устроена прекрасная мраморная рака — «роскошное произведение художества в русском стиле царственной Москвы», по выражению митрополита Вениамина (Федченкова), а покров на гробницу и коврик с дорожками своими руками вышивала императрица Александра Федоровна. Наконец, императору удалось преодолеть сопротивление Синода, и на его резолюции о грядущем прославлении Николай II собственноручно написал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».
Торжество церковного прославления преподобного Серафима состоялось 19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года. В нем приняла участие вся царская семья и тысячи людей со всех концов России. Сбылось пророчество преподобного Серафима о том, что «среди лета запоют Пасху». Император, самодержавный властитель 1/6 части мира, преклонял колени перед мощами, нес их на своих плечах, а в день прославления царская семья причащалась Святых Христовых Таин. И если бы не решительность и настойчивость императора Николая II, кто знает, когда бы православная Россия смогла бы возносить церковные молитвы к преподобному Серафиму? Ведь после 1918 года Русская Церковь по понятным причинам была лишена возможности канонизации святых до 1970 года…

СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Из различных источников до нас дошло удивительное пророчество преподобного Серафима, сказанное императору Александру I. Саровский старец предрекал: «Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и самодержавия, но Бог Царя возвеличит». Широко известен и другой факт: преподобный Серафим написал письмо императору Николаю II, которое велел Н.А. Мотовиловой передать «четвертому государю, который приедет в Саров». Император, прочитав его, горько заплакал. Содержание письма осталось неизвестным.
Блаженная Паша Саровская перед своей смертью в 1915 году клала земные поклоны перед портретом императора Николай II. Келейницы спрашивали ее: «Что ты, мамашенька, так на Государя-то молишься?» — «Глупые, — отвечала она, — он выше всех царей будет».
«Почитание Царской семьи, — отмечает в одном из своих докладом митрополит Ювеналий, — начатое уже Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном Императоре через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию — на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории… В домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской семьи, а в последнее время стали появляться и иконы с изображением Царственных мучеников. Сейчас такие иконы можно видеть в некоторых обителях и храмах ряда епархий Русской Православной Церкви».
Еще в 1992 году комиссия Священного Синода по канонизации святых, как пишет ее председатель митрополит Ювеналий, «приступила к изучению отдельных аспектов исторического, нравственного и религиозного характера царствования последнего Императора Дома Романовых». Все эти годы Комиссия с помощью ведущих профессоров духовных школ занималась изучением вопроса о возможной канонизации царственных мучеников. Не секрет, что даже в Синоде есть противники их церковного прославления.
Тем временем, в обществе происходила полемика относительно тех же вопросов, связанных с жизнью и служением царя Николая II и его семьи. Высказывались диаметрально противоположные мнения, а споры принимали порой самый ожесточенный характер. К настоящему времени попечением храма святителя Николая в Пыжах вышло пять сборников о чудесах царственных мучеников. Некоторым даже кажется, что «слишком много чудес». Однако различные статистические опросы демонстрируют, что восприятие последнего российского императора нашими соотечественниками все более и более меняется на положительное. С отказом от мифов советской пропаганды образ Николая II и его семьи приобретает все большую привлекательность даже для людей, далеких от Церкви. Следует заметить, что царственные страстотерпцы уже прославлены как местночтимые святые в Екатеринбургской, Луганской, Брянской, Одесской и Тульчинской епархиях Русской Православной Церкви. Почитаются они как святые и в Сербской Церкви, а в Зарубежной Русской Церкви Царская семья прославлена еще в 1981 году.
Процесс канонизации так или иначе связан с вопросами о мощах. Однако история с «екатеринбургскими останками», весьма энергично раскрученная средствами массовой информации, нисколько не прояснила эту проблему. Аналитики все более склоняются к мнению, что тогдашние похороны были грандиозным спектаклем, а может быть, и провокацией. В любом случае, кому бы ни принадлежали останки, решающего значения для канонизации, как говорилось выше, они не имеют.

ПОБЕДА: СИЛОЙ ИЛИ БЛАГОРОДСТВОМ?
Наибольшую критику в деятельности императора Николая II вызывает его отречение от престола. Конечно, государство не монастырь, но любопытно, что в биографии преподобного Серафима случалось нечто подобное. Трижды старца назначали настоятелем монастыря (последний раз — в родной Саровской пустыни), и трижды он по своему смирению отказывался от этой начальственной должности: несмотря на общее желание братии, несмотря на волю руководства, несмотря на очевидную пользу его мудрого управления другими. А преподобный Сергий Радонежский, уже будучи игуменом, однажды, когда против него возроптали, и вовсе ушел из монастыря.
Основной доблестью христианских правителей на Западе считаются их завоевательные походы. Начиная от Карла Великого, награжденного Папой титулом императора за военные победы (Италия, Испания и т. д.), до средневековых походов и позже — признается заслугой короля силовое обращение язычников в христианство и, разумеется, расправа с неверными. Совершенно другие добродетели русских православных государей стали основанием для их прославления Церковью в лике святых.
Начиная от равноапостольного князя Владимира, который, в прошлом жестокий язычник, после своего крещения хотел отменить на Руси смертную казнь и был остановлен только своими советниками; от его сыновей, святых Бориса и Глеба, предпочетших мученическую смерть междоусобной войне с братом (где справедливость была на их стороне!); от святого благоверного князя Александра Невского, защищавшего свою державу, но никого не покорявшего; от его сына, благоверного князя Даниила Московского, не участвовавшего ни в одной войне и окончившего жизнь в монастыре, — и вплоть до последнего российского государя, императора Николай II, отказавшегося от престола ради спасения страны, но не себя, — мы видим иное отношение к власти. Иное отношение к власти, иное отношение к нехристианским народам, иное отношение к свободе человека…
Но самое главное в жизненном подвиге императора Николая II и его семьи — их мужественное терпение страданий и мученическая кончина. В своем докладе на Архиерейском Соборе 1994 года митрополит Ювеналий особенно подчеркнул этот момент: «В политизированную эпоху нового времени, когда гонения на Церковь и христиан трудно порой бывает отделить от политических преследований, жертвы политических убийств могли быть святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ православной Руси». В кротости, смирении, любви к людям и любви к России, в благодушном терпении скорбей и молитве за врагов император Николай достойно подражал преподобному Серафиму Саровскому.
Канонизация святого — это всегда показатель самосознания общества: и церковного, и гражданского. Архиерейский Собор в августе 2000 года откроет нам, на каком же уровне самосознания находимся мы сейчас.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика