Татьянин день | Наталья Волкова | 05.09.2011 |
В марте этого года священники Русской Православной Церкви стали дежурить на горячей линии телефона доверия для онкобольных. О том, каким образом это происходит и о чем чаще всего спрашивают звонящие батюшек, мы решили узнать у протоиерея Андрея Близнюка, куратора группы дежурных священников, клирика московского храма святителя Николая в Кузнецах.
Бесплатный телефон доверия для больных онкологическими заболеваниями и их родственников (8−800−100−0191) был открыт группой частных лиц в июне 2007 года, с 2009 года он работает в рамках некоммерческой организации «Проект СО-действие». Специалисты, работающие над проектом, по итогам четырехлетней деятельности сделали вывод: 20% звонящих просят ответов на духовные вопросы — о смысле жизни, о смысле своей болезни, о смысле страданий и о вере в Бога. Тогда появилось решение обратиться за помощью к Русской Православной Церкви.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла была создана группа священников (20 человек), которые прошли специальную подготовку и теперь принимают звонки горячей линии.
- Схема нашей работы проста, — рассказывает отец Андрей. — Со священниками, которые дежурят в определенный день, связывается специалист горячей линии и спрашивает, можем ли мы сейчас поговорить с человеком, у которого есть вопрос. Затем соединяет нас, и все — беседа происходит. Обычно на дежурстве — три священника из группы, но если по какой-то причине кто-то из них не может в данный момент говорить, звонок переходит к другим батюшкам.
Звонить на горячую линию «СО-действия» можно из любой точки земного шара: по словам отца Андрея, поступали звонки из Америки, из Африки, из Сибири: Братска, Иркутска, других отдаленных от столицы населенных пунктов, — в общем, отовсюду. Телефонный звонок абсолютно бесплатный — разговоры могут ведь длиться очень долго, вопросы обсуждаемые очень серьезны.
- Звонят не только сами больные — помощь нужна и их родственникам, которые не понимают, что происходит, впадают в тоску, у которых нет возможности поговорить с кем-то, кто разделит их боль.
Люди ищут утешения — за этим и звонят по большей части. Кто-то не может прийти в храм по каким-то причинам — стесняется, не знает, когда это лучше сделать, с чего начать разговор с «живым» батюшкой — а по телефону психологически проще. Бывает, что звонят люди, у которых поблизости просто нет православного храма и которых интересуют конкретные вопросы: например, как подготовиться к исповеди, Причастию, как правильно проводить усопшего в последний путь или облегчить переход от жизни к смерти.
Но чаще всего батюшки объясняют звонящим, как правильно нужно воспринимать смерть, уход близкого человека за неведомую черту:
- Часто люди в панике от того, что грядет скорая разлука и общение с любимыми прекратится — мы объясняем, что общение может быть иным, что смерти нет, она похожа на сон. В основном, об этом разговоры идут, — говорит отец Андрей. — Бывают, что необходимо просто теплое участие, а не рассказ об азах Православия. Простые слова утешения людям (по их собственному признанию) очень помогают. Современный человек так закрыт и одинок, что и недолгий разговор по душам может стать облегчающим и жизнеутверждающим.
В России несколько миллионов онкологических больных. В год несколько десятков тысяч умирают от рака и многие умирают в отчаянии, не примирившись с болезнью, с Богом. И помочь избежать этого может Церковь.
- Многие думают, что болезнь — это наказание, но на самом деле болезнь — это посещение Божие, — объясняет отец Андрей. — Когда человека настигает тяжелый недуг, он так или иначе переосмысляет свою жизнь. Те, кто идут к Богу за помощью, в храм, примиряются с собой, с близкими, перестают грешить. Болезнь — это благо, но многие об этом даже мысли допустить не могут. И подвести к пониманию этого, не допустить, чтобы человек попал в ад, чтобы ушел в злобе и грехе, — наша миссия.
Как сообщил отец Андрей, вданный момент по благословению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона, председателя Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, готовится к открытию церковная горячая линия, которая будет действовать в пределах Москвы. Сейчас решаются последние организационные вопросы. Сюда смогут звонить люди для разрешения любых своих духовных вопросов, и не только связанных с болезнями:
- Например, пришел человек с какой-то бедой в храм не вовремя, когда храм уже закрыт, — и что делать? В этом случае можно будет просто набрать номер и поговорить со священником и церковным психологом.
На самом деле, телефон доверия — изобретение христианское. Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весенней ночью 1906 года протестантского священника Гарри Уоррена, который жил в Нью-Йорке, разбудил звонок. Он услышал в трубке: «Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация», но ответил: «Завтра церковь открыта с утра». Утром священник узнал, что звонивший повесился. Потрясенный случившимся, отец Гарри дал объявление в газете: «Перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток».
В середине XX столетия первый телефон доверия заработал в Лондоне. Его открыл англиканский священник Чад Вара, который прочитал в газете о росте количества самоубийств и подумал, что погибшим людям не с кем было поговорить и поэтому они решились на такой отчаянный шаг. Тогда он дал объявление в газету с номером своего телефона и приглашением поговорить. Вскоре его телефон раскалился от огромного количества звонков. С тех пор телефоны доверия работают во всем мире, поддерживая людей в различных трудностях и сложных ситуациях. Работает и телефон доверия для онкобольных, которая может стать для любого позвонившего горячей линией примирения с Богом.