Православие и современность | Наталья Волкова | 05.09.2011 |
Священномученик Косма Саратовский, наш земляк, был прославлен в лике святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских в 2004 году. Жизнь и смерть его — настоящий подвиг веры.
Начало
В 1869 году в слободе Рыбушке Саратовской губернии (сейчас село в Саратовском районе) в крестьянской семье родился Кузьма Никифорович Петриченко. Он занимался обычным трудом селян, как его деды и прадеды, держал большое хозяйство, имел огромную семью: у него было восемь детей — четыре сына и четыре дочери. Кузьма Никифорович, глубоко верующий человек, прислуживал в рыбушкинском Христорождественском храме — был чтецом. Такая жизнь его, спокойная и размеренная, в трудах и заботах, продолжалась до 1928 года. Именно тогда он подал прошение о принятии священного сана митрополиту Серафиму (Александрову), недавно назначенному на Саратовскую кафедру. Сам по себе шаг этот примечателен: вспомним о жестоких гонениях на веру, которые уже давно начались в Советском Союзе. Святой Косма сделал осознанный выбор, решив стать пастырем добрым для своих односельчан и родных, так как Рыбушка лишилась священника и храм могли закрыть. Он отважился на жертвенный шаг, который мог быть продиктован только его верой и сугубой любовью к Церкви Христовой: передал ведение хозяйством дочери Анастасии, а сам стал священником в родной Рыбушке.
Пастырь добрый
У Кузьмы Никифоровича не было духовного образования, но, читая на клиросе, он хорошо изучил богослужебный устав. Семь лет отец Косма служил на приходе, однако в 1935 году храм все-таки был закрыт — усилилось давление репрессивной машины. Власть поняла, что мероприятия антицерковной направленности — диспуты, агитация и прочее — в деревне силы не имеют, поэтому приступила к прямой ликвидации действующих церквей. Надо отметить, что в таком положении священник, служащий в храме и не арестованный после его закрытия, словно бы становился персоной нон грата: ему приходилось либо переставать служить, либо делать это тайно, с точки зрения государства — нелегально. Отец Косма выбрал второе: он не прекратил своей пастырской деятельности, хотя не мог не понимать, что рано или поздно за ним придут. У себя на дому он собирал прихожан, совершал богослужения, читал сельчанам духовную литературу, крестил новорожденных — словом, делал все, чтобы поддержать в людях в эти нелегкие годы огонек веры Христовой. Святой Косма был для них тем пастырем добрым, о котором говорится в Евангелии: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах (Ин. 10, 11−13).
Мученическая кончина
Два года после закрытия храма отец Косма оставался на свободе, и все это время продолжал свое священническое служение. Деятельность его, как и многих других пастырей Русской Церкви, не могла оставаться незамеченной местными властями. 31 октября 1937 года сотрудник районного отдела НКВД получил ордер на обыск и арест гражданина Петриченко Кузьмы Никифоровича. В этот же день отец Косма был препровожден в Саратовскую тюрьму. 2 ноября состоялся первый и единственный допрос арестованного К.Н. Петриченко, во время которого рыбушкинский настоятель категорически отверг все возводимые на него обвинения в антисоветской деятельности. В какой бы то ни было контрреволюционности он себя виновным не признал. Вероятно, поведение подследственного в камере и на допросе было настолько твердым и непреклонным, что оперативники убедились в бессмысленности дальнейшего нажима. Больше отца Косму к следователю не вызывали.
На следующий день, 3 ноября, были допрошены пять свидетелей, которые дали нужные «следствию» показания. Все они носят неконкретный, вымышленный характер и почти дословно повторяют друг друга. Характерно, что ни одно из свидетельских показаний так и не было предъявлено арестованному и ни с одним из свидетелей отцу Косме не дали очной ставки. Вся следственная процедура носила откровенно подложный и формальный характер. 14 ноября было составлено обвинительное заключение в отношении «попа-кулака Петриченко Кузьмы Никифоровича», который якобы «под видом религиозных молебн в домах колхозников проводил антисоветскую агитацию». В тот же день заседание судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области постановило: Петриченко К.Н. — расстрелять. Этот приговор, увенчавший доброго пастыря отца Косму нетленным венцем мученика за имя Христово, был приведен в исполнение в Саратове 16 ноября 1937 года поздним вечером, в 22 часа.
Святой Косма, моли Бога о нас!
Место погребения святого Космы остается неизвестным по сей день. В архивах ФСБ практически нет сведений о том, где приговор приводился в исполнение. Существует версия, что, возможно, отец Косма был среди расстрелянных в одном из оврагов на территории нынешнего Ленинского района. Единственное место, куда могут прийти люди, чтобы почтить память новомучеников Российских в Саратове, — это Воскресенское кладбище, еще один расстрельный полигон, где покоятся многие наши земляки-священнослужители. Здесь у входа стоит памятный знак — место поминовения за веру убиенных в те страшные годы.
Святые, к которым мы обращаемся за помощью и предстательством перед Господом, слышат нас в любом месте — и отсутствие могилы святого Космы не преграда в молитвенном его почитании. К тому же он наш земляк, его потомки живут среди нас, хранят семейную память о своем предке. Святой Косма — наш «сродник», как говорили в старину, родной человек, он ближе саратовцам, чем кто бы то ни было. Приезжая в Рыбушку, мы ходим по его родной земле, молимся в том же храме и, кажется, дышим тем же воздухом.
Придет время, когда обнаружатся честные останки святого Космы и других саратовских мучеников за веру. Но пока мы ждем этого, важно помнить, что если они выстояли в те страшные годы, не сломались, не потеряли веру, то, значит, и мы сможем проявить крепость духа в трудные моменты — по благодати Божией, с их помощью.
Два родных храма
В Саратовской епархии теперь есть два храма, связанные с памятью священномученика Космы Рыбушкинского. Первый восстановлен в Рыбушке, на родине святого, правда, не совсем на историческом месте — метрах в ста от прежнего. Он освящен в честь Рождества Христова, но в нем есть еще и крипта — нижний храм, освященный как раз во имя святого Космы.
Второй — это недавно открытый храм в Комсомольском поселке. И место для его строительства было выбрано не случайно. Дело в том, что после ареста отца Космы некоторые жители Рыбушки, то ли предполагая, что скоро придут и за ними, то ли опасаясь местных карательных мер, переселились поближе к Саратову. И сейчас слободка, основанная выходцами из Рыбушки, оказалась в черте города, в Комсомольском поселке. Другими словами, церковь во имя святого Космы Саратовского была специально построена поближе к месту жительства потомков его односельчан.
Святой Косма для нас, верующих христиан, это символ, пример для подражания: он был простой человек из народа; может, оттого его жизненный путь близок нашим современникам. Он искренне и навсегда пришел в храм. Все, что у него было, — это его жизнь, и ее он отдал Богу. Кузьма Петриченко не готовился стать священником, он был крестьянин, пахарь, всю жизнь в руках держал хлеб. И то, что он теми же руками держал хлеб Евхаристии, — Промысл Божий.
Память священномученика Космы Саратовского совершается 3 (16) ноября.
Диакон Максим Плякин
Наталья Волкова
Сохраняя память семейную…
У священномученика Космы была большая семья. Его правнуки и односельчане бережно хранят память о своем святом предке.
Храм в честь Рождества Христова в Рыбушке, вместо разрушенного в 30-е годы XX века, был заново выстроен и освящен в 2006 году. Сегодня эта церковь с золотыми куполами, видная отовсюду, является настоящим украшением села. А началось ее возведение после прославления святого Космы в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Активную поддержку в строительстве оказал тогда Владимир Зиновьевич Высоцкий, правнук священномученика, столичный житель. Человек глубоко верующий, он помогал в возведении нескольких храмов в разных епархиях нашей страны и, конечно же, не смог обойти вниманием родное село своего святого прадеда. К тому же в Рыбушке до недавнего времени также жили родственники отца Космы — для них такой вклад в возвращение памяти о предке стал бесценным подарком…
Елена Матвеевна Бондаревская, внучка святого Космы, всю жизнь прожила в Рыбушке. Разве что только уезжала учиться на педагога — много лет преподавала она в сельской школе русский язык и литературу. Человек открытый, добрый, отзывчивый, она помнила своего деда и рассказывала о нем всем, кому это было интересно. К сожалению, Елена Матвеевна скончалась год назад, но ее воспоминания передал нам священник Вячеслав Данилов, настоятель рыбушкинского храма:
— Елена Матвеевна, когда говорила о своем деде, святом Косме, все время вспоминала о его неистощимой энергии, его трудолюбии. Он сам пахал землю, сам сеял, сам собирал урожай, приучал к труду своих детей и внуков, старался воспитать их в вере.
Односельчане очень любили своего простого и доброго священника: и старые, и малые. Со взрослыми он занимался, объяснял основы веры, совершал требы на дому, когда закрыли храм. С детьми был ласков, все время угощал ребятишек чем-нибудь вкусненьким. Они звали его «дед Кузьма» и с удовольствием приходили в гости. Дом всегда был полон людьми, которые шли к отцу Косме за утешением, поддержкой, советом.
Елена Матвеевна жила на улице Набережной, возле самой речки — через два дома от нее до сих пор стоит дом, где жил ее дед. Выкрашенный зеленой краской, за номером 51, вот уже несколько десятков лет он смотрит маленькими подслеповатыми оконцами на мост через Карамыш, белых гусей на лугу и ясное небо. Только живут в этом доме люди, которые, к сожалению, ничего не знают о святом Косме. Когда-то давно, наверное, выходил он на красивое крылечко и долгим взглядом провожал облака. Сегодня на крыльцо никто не выходит — парадный вход заколочен, ступени провалились, а нынешняя хозяйка дома подозрительно встречает незнакомцев, расспрашивающих ее о прежнем хозяине.
Однако подобное незнание истории села для Рыбушки скорее исключение, чем правило: отец Вячеслав в своем архиве хранит трогательное стихотворение Валерия Ивановича Ефременко, пенсионера, в прошлом — учителя физкультуры. Оно посвящено жизни и подвигу святого Космы, похоже на небольшой рифмованный эпос: «. В тюрьме только раз допросили его, заставляя отречься от веры святой. Но стойко держался на допросах Косма и выпил горькую чашу сполна.» Это стихотворение стало точкой отсчета церковной жизни автора: Валерий Иванович — один из прихожан рыбушкинского храма, уже не мыслящий своей жизни без веры во Христа.
В Саратове сейчас живет семья Петриченко, ее глава — Владимир Иванович Петриченко, правнук святого Космы. Вот что нам стало известно от него. Когда его дед, Андрей Кузьмич, женился, то вместе с семьей перебрался куда-то под Тамбов. У него родилось два сына: Иван и Александр. Вскоре дед умер, и его супруга, Евдокия, а попросту — «баба Дуня» (так звали ее внуки), написала об этом свекру. Святой Косма велел невестке вместе с детьми переезжать под кров своего дома. Он говорил, что поможет поднять сирот. Действительно, Ивану и Александру он заменил отца, приучал мальчишек к молитве, церковной жизни, учил уму-разуму.
— Отец рассказывал, что они с братом часто не слушали своего деда, подшучивали над ним, над его верой — атеистическая пропаганда делала свое дело, — однако, несмотря ни на что, очень его любили, помнили всю жизнь, — говорит Владимир Иванович.
Священномученик Косма был настоящим хозяином в доме, главой семьи. Перед общей трапезой он произносил молитву, первым садился, первым начинал кушать — все в доме уважали это право старшего и мудрого быть первым во всем, даже в мелочах. Патриархальный уклад сохранялся незыблемо, вплоть до ареста отца Космы.
— Была осень, поздний вечер, холодный, слякотный, когда за ним пришли, — вспоминает Владимир Иванович со слов своего отца.— Он ушел, в чем был, ничего с собой не взял.
В доме Петриченко после ареста главы семьи осталось очень много книг: их отец Косма забрал из закрытого храма. Эти книги через несколько дней были изъяты при обыске. Зачем духовная и богослужебная литература понадобилась чекистам? Наверное, чтобы даже саму память о вере и ее носителе вытравить из сердец самых близких отцу Косме людей. Но ничего не получилось.
Сегодня в Рыбушке стоит храм, память о святом Косме сохраняется, его праправнук Иван Владимирович Петриченко составляет родословную своей семьи, собирает о деде буквально все, что может найти, записывает все, что может вспомнить. Иван Владимирович — военный летчик, и сейчас в долгосрочной командировке. Но когда он вернется, мы обязательно продолжим рассказ о священномученике Косме Саратовском и тех людях, которые его помнят.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=54 525&Itemid=3