Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 22.08.2011 |
Святой апостол происходил из колена Иудина, родился в Вифлееме, с детства был учеником святого Симеона Богоприимца, пребывал постоянно при Господе Иисусе Христе, быв свидетелем многих Его чудес, слушателем Его Учения. По Вознесении Господнем Матфей, после общей молитвы апостолов, был избран жребием из двух учеников — свидетелей земной жизни Господа от Крещения до Вознесения. Он причтен к лику двенадцати апостолов вместо Иуды Искариотского, проповедовал Евангелие в Иудее, Эфиопии. Обратив многих ко Христу, окончил жизнь мученической смертью в Иерусалиме, быв побит камнями.
Евангелист Матфей первым зафиксировал на пергаменте то, что видели очи, осязали руце, — опыт жизни с Богом: Евангелие передает внимательному читателю или слушателю живой опыт людей, общавшихся с Богочеловеком Иисусом Христом.
Очень часто, встречаясь с людьми и спрашивая их о самоидентификации, слышу в ответ: «мы крещеные, мы православные, мы христиане». Спрашиваю: «что вы знаете о Христе?» И тут человек впадает в ступор. Называя себя Христовым учеником, он фактически ничего не знает о своем Учителе и Господе. Когда спрашиваешь: «ну, а Евангелие читал?», многие отвечают: «да там написано такое непонятное, я несколько раз пробовал…». Обычно, когда человек открывает Евангелие и начинает читать первые строчки: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков Иуду и братьев его», он говорит: «Ой, тут что-то непонятно, кто кого родил» и на этом заканчивает свое знакомство с Евангелием, лишая свою душу возможности прикоснуться к одному из источников Божественной благодати.
Но, не зная о Христе, как можно жить по Его заповедям? Не зная о Христе, как можно умирать за Христа? Потому что христианин, ученик Христов, — тот, кто готов жизнь свою положить ради исполнения Его святой воли.
Бывает, чудесным образом Евангелие вторгается в жизнь человека, искренне ищущего истину. Этот пример мы уже неоднократно приводили, но он очень характерный. На вступительный экзамен в семинарию пришел абитуриент. Священник по обычаю спрашивает: «ну, расскажите основные понятия Символа Православной веры». Тот отвечает: «я не знаю, что это такое». — «Ну, хорошо, молитву „Отче наш“ знаете? Прочитайте и поясните каждый стих этой молитвы». — «А я, — говорит, — не знаю». И тогда священник уже с некоторым беспокойством и раздражением говорит: «ну хорошо, расскажите, что вы знаете». И молодой человек начинает цитировать Евангелие слово в слово. Прочитал по памяти целую страницу, вся комиссия на него с удивлением смотрит: что это? А он отвечает: «я не знаю, что это, не знаю. Однажды я стоял на автобусной остановке, и к моим ногам придуло вот этот листок. Я его прочитал и ощутил всем своим существом, что это истина, и пришел в семинарию». Его ответ засчитали, он стал священником.
Евангелие — это слово жизни. Слово Бога, обращенное к человеку, слово о жизни, о Боге, о том, как человеку достигнуть вечной жизни с Богом. Слово о Христе, Который, будучи Богом, стал Человеком, чтобы по любви к людям показать им путь спасения — рассказать о пути выхода из кризиса, в котором оказался человек, отпав от Бога.
Три с половиной года Господь только тем и занимался, что с утра до вечера учил людей жизни, а с вечера до утра исцелял, изгонял бесов, служил людям до такой степени, что иногда уставал до крайней меры. Вот случай на озере. Ученики сели в лодку, поплыли, в это время началась страшная буря, такая, что волны перехлестывали через борт, а Господь в это время спал на корме (представьте, как нужно взрослому, крепкому, здоровому тридцатилетнему мужчине устать, чтобы во время бури, когда тебя окатывает холодной водой, невозмутимо спать). Ученики испугались, подошли, разбудили Его и сказали: «Наставник, Тебе что, нет нужды, мы же погибаем?». Он ответил им: «что вы так боязливы, маловеры?» И сказал буре: «умолкни, перестань». И наступил штиль. Вся природа, весь мир, вся Вселенная покорны слову Божию: Господь сказал — и совершилось, изрек — и исполнилось. Весь мир, как послушный слуга, покорный раб, подчиняется воле Владыки. Причем раб не в отрицательном смысле, как мы часто понимаем, поврежденные сознанием крепостного права, — а раб тот, кто работает, исполняет волю господина. И в этом смысле раб Божий — высочайшее звание, которого очень многие люди не достойны по жизни: они рабы интернета, всяких неприличных картинок или алкогольного напитка.
Так вот, весь мир слушается Бога. И только человек, ради которого, собственно, это слово и прозвучало во Вселенной и ради которого Вселенная была создана, только человек сопротивляется, не понимает и не принимает этих глаголов жизни. Хочется закончить беседу словами удивительного поэта Константина Романова, стихотворением, которое называется «Надпись в книге», в Евангелии: «Пусть эта книга священная спутница вам неизменная будет везде и всегда, пусть эта книга спасения вам подает утешение в годы борьбы и труда. Эти глаголы чудесные, как отголоски небесные в грустной юдоли земной, пусть в ваше сердце вливаются, и небеса сочетаются с чистою вашей душой».