Русская линия
Православие в Украине Антоний Бондаренко18.08.2011 

Православная Монголия. Заметки странника

День приближался к своему завершению. Я очень устал, наверное, больше психологически, чем физически от новых впечатлений и эмоций, полученных за этот насыщенный первый день в чужой стране. Мне очень хотелось, есть и спать. В таком слегка нервозном состоянии я находился, как только приехал в столицу Монголии — Улан-Батор. Я стоял на дымно-пыльной площади автовокзала и думал, как мне доехать до того места, где помогут. Потому что окружающие не понимали, что я спрашиваю. И у меня не было большого желания остаться под открытым небом на улицах ночного незнакомого города.

Глоток «православного воздуха»

И как всегда при разных жизненных ситуациях помогает молитва. Свято-Троицкий храм в Монголии (Улан-Батор)Вскоре нашелся человек, написавший марку автобуса, который довезёт меня до «Богатого сердца». Именно так переводится с монгольского нужный мне район Улан-Батора — Баян Зурх.

Через полчаса я шагал по этому району. Встретив по пути группу молодых монгол, начал спрашивать, но никто из них не говорил ни на русском, ни на английском. Но когда я показал свой нательный крестик, то все поняли, о чём я спрашиваю, и указали в каком направлении нужно идти.

Вскоре показались золотые купола и кресты. Это был православный Свято-Троицкий храм. На душе стало спокойно и радостно одновременно. Я вошёл на территорию прихода, и широко вдохнул глоток свежего православного родного воздуха.

Окунаясь в историю

Корни православия в Монголии очень глубоки. Ещё в XIII веке на этих землях появились первые православные. Это были плененные славяне в эпоху завоеваний Чингисхана. Ханы Золотой Орды вели политику веротерпимости и покровительства чужим религиям. Поэтому при хане Берке (1257−1266), как писал историк Карамзин: «митрополит Кирилл в 1261 г. учредил особую епархию под названием Сарайской». Самым первым православным святым из монгол был Петр, царевич Ордынский. Он, будучи племянником хана Берке, настолько проникся православием, что тайно бежал в Ростов и крестился. Со временем святой Петр построил церковь и монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла возле озера Неро (Ярославская область Россия). Он угодил Всевышнему своей добродетельной жизнью и перед смертью принял монашеский постриг.

Есть сведения и о том, что в 1685 году маньчжуры пленили в районе Амура и передали на службу Богдыхану несколько сотен русских землепроходцев. Вместе с ними был насильно препровожден в чужие края иерей Максим, с которого, как считается, начинается история православной миссии в Монголии.

Следующий этап связан с подписанием российско-китайского Пекинского договора (1860 г.) и «Правил сухопутной торговли» (1862 г.). согласно этим документам, русским купцам была разрешена торговля в Монголии и открылось Русское консульство в Урге (нынешний Улан-Батор). Первыми в Ургу прибыли в 1861 г. члены российского консульства. Их сопровождали 20 казаков, которые построили православную церковь. Церковь была освящена в честь Святой Троицы и примыкала к зданию российского консульства. Долгое время в храме не было своего постоянного священника, и богослужения совершали приезжие священники из Забайкальской и Китайской Духовных Миссий, Иркутской епархии.

С 1893 года начались постоянные богослужения: был назначен настоятель. Летом 1914 года настоятелем Свято-Троицкого прихода стал иркутский священник Феодор Парняков. По его инициативе в том же году было создано Ургинское приходское попечительство в Монголии, основной целью которого была организация приходской жизни. Среди заслуг отца Феодора Парнякова — открытие в Урге первого коммерческого училища. Но его деятельность не ограничивалась Ургой. Отец Федор часто совершал поездки в самые отдаленные районы Монголии, преодолевая верхом по 1,5 тысячи верст. А записки о своих миссионерских путешествиях публиковал. Священник подробно описал жизнь русских колонистов и местного населения. Его труды являются ценным источником по истории российско-монгольских отношений начала XX века.

Революция 1917 года, внесшая неопределенность и сумятицу во внутреннюю жизнь России, способствовала росту нестабильности в жизни русской колонии в Монголии. В 1921 году, выбив китайские войска, Ургу захватил барон Унгерн фон Штернберг. Генерал был активным участником Белого движения на Дальнем Востоке. Он восстановил независимость Монголии, провел ряд прогрессивных мер, но и осуществлял репрессии. Священник Феодор Парняков в этом же году после трех дней зверских пыток был убит.

Со смертью настоятеля жизнь на Троицком приходе постепенно затухает. Если до 1927 года в храм еще периодически приезжают православные священники, служат службы, совершают требы, то в 1927 храм закрывается для религиозного пользования и используется для иных назначений. До 1970-х годов он сохранял вид православного храма, хотя и без креста.
Сегодняшнее монгольское православие

После более чем полувекового перерыва, в 1996 году, был официально зарегистрирован православный Свято-Троицкий приход Московского Патриархата. Началась современная история Русской Православной Церкви в буддийской стране.

С июня 2005 года настоятелем прихода является священник Алексий Трубач. И уже в декабре 2006 года началось строительство нового храма на территории прихода. Освящен храм был 21 июня 2009 года епископом Марком Егорьевским. Он состоит из двух храмов: главный верхний — в честь Святой Троицы, крестильный нижний — в честь святителя Иннокентия Иркутского.

Храм расписан в стиле русских храмов XV—XVI вв.еков. В таком же стиле исполнен двухъярусный иконостас. Традиционно в центре росписи — Господь Вседержитель в куполе. Далее — серафимы, пророки, апостолы. Над иконостасом — Святая Троица, а вокруг — Вознесение, Сошествие Святого Духа. Вся западная стена храма — это развернутое изображение Страшного Суда, разделенное на композиции балконом для хора и центральным входом. Это разделение — особенность росписи храма такой внутренней архитектуры. Сразу под изображением Святой Троицы — слова из Символа веры на монгольском языке. Святая Евхаристия над иконостасом обрамляется евангельскими сюжетами по бокам. В медальонах над входами — святые, имевшие отношение к просветительской деятельности — равноапостольные Владимир и Ольга, обратившийся из волхвования (Монголия — страна, где развит шаманизм) Киприан и Иустиния, вступившие в непосредственный контакт с монголами благоверный князь Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, первый монгольский святой преподобный Петр Ордынский.

Традиционно исполненный двухъярусный иконостас перекликается по своей миссионерской идее с медальонами. В алтаре также святители миссионеры: Николай Японский, Иннокентий Иркутский, Иоанн Шанхайский, Стефан Пермский, Иннокентий Московский. Современная монгольская азбука — кириллица, поэтому в алтаре также святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Активна деятельность прихода сегодня. Издана брошюра «Православие в Монголии» на монгольском языке, где повествуется об истории соприкосновения монгольского народа с православием, начиная с XIII века и до настоящего времени. Также вышел катехизис -«Путь православия: Каждый может стать святым» — о православной вере на монгольском языке. Автор — известный православный религиовед, преподаватель Московской духовной академии Юрий Максимов. Этот катехизис, по его признанию, был составлен с миссионерской целью для проповеди среди народов, воспитанных в буддийских традициях, а значит и для монгольского народа. Ежемесячно выходит газета «Троица» на русском и монгольском языках.

В сентябре 2009 года при приходе открыт Русский Детский Культурный Центр, в котором работают кружки русского балета, русского языка, изобразительного и гончарного искусств, проводятся занятия в компьютерном классе. Действует детская воскресная школа. Поет православный хор, в основном состоящий из монгол.

В приходском здании расположена вся инфраструктура и домовый храм, который освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. На территории прихода разбит парк с детскими и спортивными площадками.

Многие известные люди мира сего посетили этот благодатный Дом Божий. Еще, будучи митрополитом, побывал здесь Святейший Патриарх Кирилл и подарил икону Святой Троицы. В мае 2009 года бывали премьер-министр России В.В.Путин и православный путешественник Фёдор Конюхов, готовившегося к экспедиции «По следам Великого Шелкового Пути». Очень было приятно слышать добрые слова об отце Феодоре и его маленьком сыне.

Вопросы и ответы

Первым человеком, которого я встретил на территории прихода, был отец Алексий. Если вкратце охарактеризовать его, то это молодой, энергичный, духовно мудрый человек и подобно своим предшественникам — миссионер. Знаменательно, что еще летом 2001 года нынешний патриарх-миссионер Кирилл осуществил освящение первого камня, лежащего в основание храма в честь Святой Троицы.

Одна из целей посещения мною Монголии — найти ответы на ряд вопросов: о роли и значении татаро-монгольского ига для Руси и православия, о роли Чингисхана в истории, об истории православия в Монголии, его современном положении и перспективах развития. В это очень помогла беседа с отцом Алексием.

Как он отметил, татаро-монгольское иго — это бич Божий для Руси. За грехи наши, за то, что отступали от веры, за братоубийственные междоусобные войны, когда рати Великого Новгорода шли на ростово-суздальские земли, а рати Киева — на Тверь и при этом, каждая из воюющих сторон несла перед собой чудотворные иконы Богородицы. Не кощунство ли, когда православный убивает православного. Мы разрушали, мы водили тех же монгол на наши земли.

И только когда вынесли урок со всего этого. Когда преподобный Сергий Радонежский собрал воедино земли Руси благодаря сети монастырей, которые создал он и его ученики. Когда народ Руси осознал, что православие — это его духовный стержень без которого можно уйти в небытие. Тогда только были и Куликовская битва, и Стояние на Угре после которых Русь сбросила ярмо.

В советское время имя Чингисхана замалчивалось. Не изучали его монгольские школьники на уроках истории. Сегодня же, как отмечает отец Алексий, более нужного превозносится имя героя Монголии. Его можно встретить повсюду: в различных названиях, на денежных банкнотах почти всех номиналов, на священных горах возле Улан-Батора, а также сидящем на коне в виде 45-метровой статуи. Главная заслуга Чингисхана и многих его наследников для нас — это веротерпимость и во многих случаях покровительство православию на Руси. Например, сохранился указ хана Узбека: «Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русич он или монгол».

В Монголии должна быть миссия. Без нее не будет православия в этой стране. Поэтому сейчас отцом Алексием с Божьей помощью ведется поиск миссионеров и, в первую очередь, из монгол. Издается литература на монгольском языке. Год назад был открыт детский центр, школа для молодежи, организована хоккейная команда. В основном в них занимаются монголы, с которыми настоятель и преподаватели ведут беседы о Боге, о православии. Очень важно, чтобы через то, чем они занимаются, они полюбили православие. В миссионерской деятельности основной акцент делается на молодежь. Но не только молодежь посещает Свято-Троицкий приход. В последний день моего пребывания в Улан-Баторе к батюшке пришли три монгола среднего возраста, которые интересовались православием. И, возможно, вложенное зерно Истины со временем прорастет.

Покидая Улан-Батор, я стал по-другому смотреть на эту страну, на людей, живущих в ней

С большой теплотой вспоминаю православных прихода за их заботу и гостеприимство. Незабываемая была поездка с ребятами по диким монгольским степям и посещением культурно-исторического комплекса «Чингисхан». Он находится в 30 км от столицы, и представляет собой 45-метровую статую Чингисхана, сидящего на коне, а весит 300 тонн. При въезде проезжаешь под великолепной аркой со статуями воинов. В середине, у основания, находится музей, посвященный завоеваниям, огромный 2,5 м кнут с надписью: «кто поднимет его, тот будет владеть миром» и 5-ти метровый сапог. По винтовой лестнице можно попасть на смотровую площадку, которая располагается на голове лошади.

Покидая Улан-Батор, я стал по-другому смотреть на эту страну, на людей, живущих в ней, на историю славяно-монгольских отношений, и в целом на миссионерство. Все, что я здесь увидел и услышал, собиралось по крупицам. Настоятель прихода и его помощники с Божьей помощью творят свой подвиг, поэтому в Монголии есть православие.

А Свято-Троицкий храм — это архитектурное украшение Улан-Батора и духовная жемчужина Монголии, которая является оплотом для православных этой неповторимой и интересной страны.

Материал предоставлен редакцией приходской газеты Свято-Покровского храма-мученика (на Малом рынке, г. Запорожье) «Грона», апрель 2011

http://orthodoxy.org.ua/content/pravoslavnaya-mongoliya-zametki-pravoslavnogo-strannika-30 374


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика