Русская линия
Русская линия11.08.2011 

Битва за историю

В 2004 году в рамках проекта «Белые войны» вышла книга «Генерал Дитерихс». Значительная часть этого труда посвящена Приамурскому Земскому собору 1922 года. Большой раздел этой книги был посвящен истории соборности на Руси и

Помимо публикации редких документов по организации этого знаменательного и последнего по времени (!) русского собора в книге прослеживается история соборности на Руси, её истоки и генезис. В 2006 году я защитил диплом в Православном Святотихоновском Гуманитарном Университете по теме «Значение Приамурского Земского Собора как продолжателя традиций» русской соборности", указав в работе, что правильный вектор развития нашего общества — это движение к будущему земскому собору, прообразом которого и послужил Приамурский собор. Ведь неспроста через пять лет после октябрьского большевистского переворота была Божья воля на выбор Верховного правителя русской земли через соборную волю народа. С тех пор я внимательно слежу за публикациями в прессе и интернете, посвящённым этой стратегически важной теме.

Предлагаем нашем читателям отрывок вступительной статьи к книге «Генерал Дитерихс» доктора исторических наук Василия Цветкова и статью из последнего номера газеты «Завтра» Владимира Карпеца.
Координатор РЛ Александр Алекаев

Приамурский Земский собор 1922 г.
Приамурский Земский собор 1922

+ + +

Предисловие редактора к книге «Генерал Дитерихс»
М.НП «Посев», 2004.

«Мысль о власти в моих руках была Богом внушена Земскому Собору. Он наложил на меня задачу оградить оставшиеся начала: Веру и народ.
Именно за Веру, за права народа я и буду вести борьбу. Вести до конца. За Веру Христову я и умру..»
Из речи М.К. Дитерихса на станичном съезде Уссурийского Казачьего Войска в станице Гродеково 1 октября 1922 года.

История знает немало примеров, когда, казалось бы, совершенно безнадежные действия вдруг оборачивались успехом. В традиционной историографии прочно утвердилось мнение, что «история не терпит сослагательного наклонения» и «вспять события повернуть невозможно». Приступая к строительству Русской Национальной Государственности в Приморье, на этой, в полном смысле слова, «последней пяди русской земли», провозглашая принцип «Возрождения Православной Монархии», последние бойцы Белой армии вряд ли полагали, что они пройдут победным маршем от Владивостока до Москвы, водрузят Национальное Знамя над Кремлем и спасут нашу Родину от большевизма. И тем не менее, нужно было показать всей России, да, пожалуй, и всему миру, что Белая борьба, начатая в 1917 году под лозунгами защиты Учредительного Собрания, завершается в 1922 году под лозунгом возврата к традиционным ценностям Русской Державности — Православию, Самодержавию и Народности. Финал Белого движения в России должен был стать актом восстановления национальной преемственности, разорванной гражданской войной, той самой преемственности, на основании которой только и возможно было бы говорить о «согласии и примирении» в русском обществе. Этот финал означал, прежде всего, Духовную Победу Белого движения.

Михаил Константинович Дитерихс Промыслом Божиим эту Священную Миссию суждено было выполнить человеку необычной, интересной судьбы.

Третья книга серии «Белые воины» посвящена генерал-лейтенанту Михаилу Константиновичу Дитерихсу. Талантливый генштабист, разработавший планы знаменитого «Брусиловского прорыва», храбрый начальник русской Особой бригады, выполнявший «союзнический долг» на Салоникском фронте Великой войны, последний генерал-квартирмейстер Ставки Верховного Главнокомандующего до октября 1917 года, руководитель расследования гибели Августейшей Семьи, тщательно, скрупулезно собиравший малейшие свидетельства мученической кончины Государя Императора Николая Александровича и его близких, Командующий Восточным фронтом Белого движения, предпринявший осенью 1919 года последнее наступление Белых армий на р. Тобол, организатор добровольческих Дружин Святого Креста, наконец, последний Правитель Белой России — Правитель Приамурского Земского Края в 1922 году, а в Зарубежье — начальник Дальневосточного Отдела Русского Общевоинского Союза, почетный член повстанческого Братства Русской Правды. Все эти стороны биографии генерала Дитерихса отражают многочисленные документы, отрывки из воспоминаний участников Белого движения, представителей Русского Зарубежья.

В данной книге хотелось бы представить образ генерала Дитерихса наиболее многогранным. Поэтому, уделяя основное внимание деятельности генерала Дитерихса на посту Правителя Приамурского Края, составители не могли оставить в стороне другие страницы военной и политической биографии Михаила Константиновича. Собирались материалы, в буквальном смысле, «по крупицам». Работа оказалась длительной, но интересной и, хотелось бы надеяться, полезной и актуальной для наших современников.

Книга «Генерал Дитерихс», как и предшествующие издания серии «Белые воины», построена на основании не публиковавшихся ранее источников, неизвестных большинству российских читателей. Использованы материалы из Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного военно-исторического архива и Российского государственного военного архива.

Главный редактор альманаха «Белая Гвардия», доктор исторических наук Василий Цветков
http://rusk.ru/vst.php?idar=321 702

Приамурский Земский собор 1922 г.
Президиум Приамурского Земского собора 1922 г.

+ + +

Битва за историю
Газета «Завтра», N 32 (925) от 10 августа 2011 г.

Ключевые события русской истории, как правило, замолчаны. Одно из таких событий — Приамурский Земский собор 10 (23) июля — 28 июля (10 августа) 1922 г. На нем остатки Белого движения, осознавшие, наконец, гибельность «февралистской», «республиканской», в лучшем случае «непредрешенческой» позиции своих вождей в 1918—1921 гг., пришли в состояние «опамятования» и обратились не к кадетским «образцам» «свободной России», а к многовековому опыту государственного строительства.

В июне 1922 года власть в т.н. «черном поясе» Дальнего Востока, противостоявшем сепаратистско-демократической т.н. Дальневосточной Республике, перешла, по сути, к прибывшему из Харбина генерал-лейтенанту Михаилу Константиновичу Дитерихсу (1874−1937), объединившему посты главы правительства и главнокомандующего и провозглашенному 23 июля 1922 года правителем Приамурского государственного образования. Своим указом за N 1 Дитерихс переименовал Приамурское государственное образование в Приамурский земский край, а армию в Земскую рать. Ранее М.К.Дитерихс занимался расследованием убийства Царской Семьи и, в отличие от подавляющего большинства белых «вождей» и «правителей», был монархистом.

Собор проходил во Владивостоке; его целью было провозглашено восстановление монархии. Инициаторами созыва собора были сам Дитерихс и Приамурское временное правительство. В состав собора вошли представители армии и флота, гражданских ведомств и городского самоуправления, духовенства и прихожан, старообрядческого духовенства и общины, земства и общественных организаций, городских домовладельцев, сельских жителей, купечества и предпринимателей, казаков, высших учебных заведений, русского населения полосы отчуждения КВЖД. Представительство, как и на старых соборах времен Московской Руси, осуществлялось не по партийным спискам, а на земско-сословных (сегодня мы бы сказали — территориально-профессиональных) началах. Открывшийся в день памяти Казанской иконы Божией Матери собор непрерывно сопровождался молебнами.

Некоторым отступлением от правил проведения старинных соборов было признание голосования на началах «большинство-меньшинство», а не на «единогласии» или «одиначестве» (когда вопрос обсуждался до тех пор, пока все не придут к одному мнению). Однако, возможно, это было, так сказать промыслительно — голосование показало удивительное единодушие. На заседании собора 3 августа ключевым моментом стало принятие трех основных тезисов: признание принадлежности верховной власти в России династии Дома Романовых (207 голосов — «за» и 23 — «против»); необходимость возглавления временной государственности Приамурья верховным правителем из Дома Романовых (175 — «за», 55 — «против»); необходимость доложить об этом вдовствующей императрице Марии Феодоровне и великому князю Николаю Николаевичу как лицам, сохранившим династические права. Большинством голосов (213 против 19) Правителем Приамурского Земского края на переходное время был избран М. К. Дитерихс. При этом очень важно, что ни о каких правах «красного князя» (как его тогда называли) Кирилла Владимировича речи вообще не шло. Характерно, что уже 10 августа 1922 года этот последний сделал заявление представителям иностранных держав о своем решении взять на себя руководство Белым движением (когда война уже заканчивалась!), а «императором Кириллом I» провозгласил себя только в 1924 г. Но дело, конечно, было уже не в нём.

Земский собор сумел наметить также и контуры будущего: подготовка к созыву Всероссийского собора и организация самоуправления в рамках церковных приходов, из которых путем выбора народных представителей должны были составиться будущий Земский собор, краевые советы и уездные советы. Такая система имела корни в земских и губных преобразованиях Иоанна Грозного, одновременно учитывая то, что сама по себе идея советов в начале ХХ века оказалась жизнеспособной и востребованной.

Признав, что верховная власть принадлежит царскому Дому Романовых и должна осуществляться в порядке законного престолонаследия, собор тем самым юридически восстановил монархию в России, которая, впрочем, и ранее не была, и до сих пор не может быть отменена. Это было восстановлением чести и достоинства Белого движения, создатели и руководители которого стояли у истоков Февраля.

В октябре Белое Приморье пало. Можно по-разному говорить о причинах его поражения. Но главную, наверное, сумел сформулировать «классик контрреволюции» граф Жозеф де Местр: после того как революция уже победила, контрреволюция извне становится невозможной. Она может победить только изнутри самой революции. Въехав в Кремль и захватив сердце России, большевики не просчитались.

Тем не менее, Земский собор 1922 года сделал самое главное. Он констатировал правовую незыблемость монархии в России. Указал, что монархия не может стать механическим восстановлением порядков ХIX века. Она неизбежно будет народной и социальной. Показал, что когда нет общенародно признанного наследника престола, решить вопрос о призвании царя может именно и только Земский собор.

Владимир Карпец
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/11/925/43.html

Грамота Приамурского Земского собора 1922 г.

Фотографии взяты с сайта http://d-m-vestnik.livejournal.com/367 206.html

https://rusk.ru/st.php?idar=49799

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика