Культура | Максим Гуреев | 12.08.2004 |
Новые времена требуют, что вполне естественно, «новых песен». Не менее важно и то место, где сии «песни» будут исполнены. С 1996 года такой новой для Москвы площадкой стал мемориальный комплекс на Поклонной горе, один из последних циклопических советских долгостроев. Однако едва ли в те теперь уже былинные времена, когда комплекс лишь создавался на бумаге, предполагалось, что наряду с военно-патриотической проблематикой особое место на Поклонной горе будет отведено проблематике духовной. Свидетельством тому стало возведение в самой непосредственной близости друг от друга православного храма, синагоги и мечети (правда, осталось непонятным, как быть российским католикам, буддистам и старообрядцам). Такое решение московских властей, безусловно, было принято из самых благих побуждений и не могло не вызвать одобрения. Вот разве что вопрос с прихожанами, казалось тогда, выглядел недостаточно проработанным. Действительно, кто из многочисленных отдыхающих (по преимуществу летом на роликах) на Поклонной горе найдет время и желание пообщаться с Богом? Однако это недоразумение было уврачевано достаточно оперативно и не без оригинальности. Так, с 1996 года культовым учреждениям на Поклонной горе нашли неожиданное применение, сделав их местом официальных проводов многонациональной и, следовательно, поликонфессиональной российской сборной на Олимпийские игры. Началось все, соответственно, с Атланты. Более того, в традицию вошло и Патриаршее благословение олимпийцев. Исключение из правил было сделано лишь в этом году, когда по состоянию здоровья Святейший не смог выполнить своей почетной миссии, и православных спортсменов благословил митрополит Кирилл (Гундяев).
Таким образом, 5 августа сего года на Поклонной горе состоялись официальные проводы олимпийской команды России в Афины.
Понятно, что подавляющее большинство отъезжающих собрались именно в храме Святого великомученика Георгия. В первых рядах VIP-прихожан выделялись зампред Правительства РФ А. Жуков, президент ОКР Л. Тягачев, вице-мэр Москвы В. Шанцев, а также господа Тарпищев, Фетисов и Смирнов. Действующие же спортсмены — чемпионы России, Европы, мира и Олимпийских игр — составляли как бы второй эшелон молящихся. Благоговейную тишину в храме дерзновенно нарушали лишь щелчки затворов фотокамер в ограниченном количестве допущенных на напутственный молебен репортеров.
Со стороны все выглядело вполне благостно, по крайней мере сюжеты, прошедшие в новостных программах на данную тему, «симфонию» российского олимпизма и православного богослужения засвидетельствовали.
Однако с богословской точки зрения происходившее в храме на Поклонной горе, честно говоря, было далеко не бесспорно. Во-первых, потому, что как такового молебна об «отроках и отроковицах, мужах и женах, спортом занимающихся», в православной богослужебной практике не существует. Но тут в пресс-службе ОКР нашли выход из положения, сравнив спорт с военным делом (что у нас с ним только не сравнивают!), и молебен о «православном воинстве» и «победе над супостатом» пришелся как нельзя кстати. Во-вторых, сами Олимпийские игры трактуются Церковью исключительно как ритуальное языческое действо (за что они, кстати, и были запрещены после 393 года), возбуждающее нездоровые страсти человеческие и пропагандирующее дохристианские ценности — культ тела, культ силы, культ победителя.
Конечно, никто из собравшихся 5 августа в храме Святого великомученика Георгия спортсменов даже и не подозревал об этом, вполне искренне надеясь в меру возможностей помолиться о победе в Афинах над (опять же) «супостатом», в смысле соперником, да и просто посмотреть на спортивное начальство, прибывшее на Поклонную гору в обязательном порядке. На то самое начальство, которое на Играх будет им помогать и их опекать.
Другое дело, что совершенно непонятно, зачем эти помпезные смотрины надо было устраивать в храме и облекать в богослужебные формы.
Было в прежние советские времена такое слово «спайка», когда коллектив рядом мероприятий должен был доказать, что он единое целое. Походы за город, субботники, посещение театров и музеев, новогодние «огоньки» и так далее. Сейчас, как было сказано выше, предпочтительнее исполнять «другие песни». Вот и приводят каждый раз в преддверии очередной Олимпиады сборную команду в церковь, на предстартовый, так сказать, молебен.
Плохо это или хорошо, судить в первую очередь тем спортсменам российской сборной, которые на самом деле являются людьми верующими и посещающими храм не по разнорядке. Если подобные духовные экскурсии не смущают их, а лишь, напротив, подвигают к свершению побед и побитию рекордов, то и слава Богу…