Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
С Праздником, братья и сестры. Сегодня мы молитвенно поминаем одно из самых трагических событий не только кровавого XX века, но и всей русской истории. 93 года назад, в ночь с 16 на 17 июля, охрана, которая держала в узах 78 дней в доме на углу Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка Царственную Семью, разбудила каждого из них. Было повеление сойти вниз, в подвал, очень тесное помещение, и там, по числу присутствующих — 7 царственных членов семьи и четверо тех, кто с христианской любовью мужественно пошел за ними — 11 убийц начали жестокую стрельбу по Царственным мученикам. Это событие, которое по своей циничности и жестокости, вызывает отвращение, кроме этого имеет именно трагическую окрашенность, потому что был убит Помазанник Божий, по-гречески Христос.
Царь христианский — образ Царя Небесного, поэтому убийство помазанника есть тягчайший грех. Помазание на царство — это соединение с Богом. Еще в Ветхом Завете было понимание того, что излияние елея на того, кто возводится на царство — не просто обряд, но подача высших духовных дарований от Бога, и помазанник соединяется с Богом особой связью, которая дает ему возможность исполнять труднейшее послушание на земле — правление народом. Помазание означает именно соединение с Богом, и поэтому в Священном Писании есть замечательные слова: «Сердце царя--в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Когда совершилось убийство Помазанника Божия, народ был отлучен от Бога, потому что именно через Помазанника народ вступает в особую связь с Богом, кроме Церкви. Одно дополняет другое, и когда был убит помазанник, народ, отлученный от Бога, оказался беспомощным, и стал жертвой людей, которые пришли в этот мир, чтобы творить зло.
Народ все эти три года оказывается совершенно беспомощным. Мы помним нашу ближайшую историю, мы помним эти десятилетия — то разруха, то террор, то бездарное правление, потом перестройка. Сейчас мы видим ту же беспомощность народа, мы видим состояние богооставленности народа во всем, что вокруг нас. Тогда кажется лишь благополучным, когда ничего чрезвычайного не происходит, но стоит произойти какому-нибудь событию, сразу же выясняется гнилость нашего общества.
Мы видим, что эта трагедия, которая была в ночь с 16 на 17 в доме на углу Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка, продолжается, продолжается наше отлучение от Бога, ибо огромная часть народа живет вне Бога, только малая, ничтожная часть живет в Церкви, в ее таинствах, и только она спасается. С убийством Царя-мученика закончилось правление династии. Обратите внимание, что первый царь Михаил был призван в Ипатиевском монастыре, и в Ипатиевском доме закончилась династия.
Мы не только должны мучительно переживать это событие — это необходимо, ибо всякое равнодушие и безчувствие есть конечно же попущение злу. Мы должны не только переживать трагические события, но и размышлять, как именно выйти из этого бедственного состояния. А выйти из этого состояния можно только преданностью Церкви, почитанием Царя-мученика и Царской семьи, ибо на долю Царя выпал тягчайший крест непонимания, клеветы, предательств, и этот крест он нес смиренно.
Мы знаем одну беседу, которую Царь вел со Столыпиным: однажды премьер-министр стал докладывать о некоем проекте Николай II слушал, а Петру Аркадиевичу показалось, что он слушает невнимательно. Столыпин удивился и спросил:
- Нужели проект не готов?
В ответ Царь сказал: Нет, готов. Но что может человеческая воля?
Истинный государственный муж Петр Аркадиевич стал протестовать: Как же так, ведь человек многое может.
Тогда Царь остановил его вопросом: Вы знаете, когда я родился?
- Ну конечно знаю, ответил Столыпин, — 6 мая.
- А какой святой праздновался в этот день?
- Простите, не знаю, — сказал премьер — министр.
- Иов многострадальный, — напомнил Царь.
Тогда Столыпин воскликнул: Слава Богу, ведь все же закончилось хорошо!
Царь-мученик на это ответил, что он не только предчувствует, но точно знает, что в этой жизни он не получит никакой награды.
Эта беседа была записана еще до свершения этих трагических событий в 1916 году французским послом. Царь нес этот крест со смирением, истинным христианским пониманием своего назначения. Поэтому, братья и сестры, будем молить Бога, чтобы дал нам истинную любовь к этому великому святому, который является молитвенником за нашу истерзанную страну. Будем молиться Господу, чтобы Он научил нас так же стойко переносить все невзгоды и быть истинными христианами во все времена, во всех обстоятельствах, и верить, что еще может воскреснуть Русь, воскреснуть страна, ибо христианство — это религия воскресения, и воскресает не только отдельный человек, но и может воскреснуть народ. Будем молиться, чтобы Воскресение было еще при нашей жизни.
Првославие.Ru / Русская линия