Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Валериан Кречетов | 08.07.2011 |
— В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Наш собеседник — настоятель храма Покрова Божией Матери села Акулова протоиерей Валериан Кречетов. С отцом Валерианом мы побеседуем о семье. Батюшка большой специалист не только в этом вопросе, хотя в этом — особенно: дело в том, что у него семеро детей и 32 внука.
Отец Валериан, раскройте секрет, в чем залог хорошей семьи? Как построить хорошую семью?
- Нужно, прежде всего, обратиться к Богу. Потому что первую семью сотворил Бог, семья — богоутвержденное установление. Как сказал Господь: «оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину» — эту истину мы знаем от Сотворения, и другого нет и быть не может. Продолжение рода человеческого зависит от семьи. Через семью из поколения в поколение передается опыт.
Появляясь в этот мир, человек пытается понять, что происходит. И, видя, что все в мире устроено премудро, обращается к мысли о Творце. Множество религий, которые существуют в мире, — свидетельство того, что человек ищет Бога. Человек, сотворенный по образу Божию, пытался понять и Творца по своему собственному строению. Но строение его уже падшее, поэтому он не мог понять истинное бытие Божие, пока оно не было открыто Самим Творцом.
Прежде чем начинать говорить о том, что такое семья и как жить в семье, как вообще жить в этом мире, нужно по возможности представить то, что вложено в человека Богом и для чего он сотворен. В этом отношении удивительна по своей простоте и глубине детская душа. Господь сказал: «Если не обратитесь, не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Именно по душе как дети, хотя по возрасту они были взрослыми, были сотворены Адам и Ева. Дети же тоже задаются вопросом бытия — мне пришлось недавно услышать один замечательный вопрос. Пришли взрослые со своими вопросами, с ними была маленькая девочка лет пяти; после взрослых вопросов и ответов на них девочка задала мне вопрос, который потряс меня: «А зачем Бог сотворил человека?». Задать в таком возрасте этот вопрос — это высота, для многих взрослых иногда не существующая даже. Потому что они живут как придется, занимаются чем попало, а потом начинают разбираться, что получилось. И на этот детский вопрос ответ был очень прост: Бог есть любовь, и любовь не может замыкаться в себе, любовь вокруг себя все обнимает. Бог — Троица, Бог есть любовь: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.
Эта истина — основа жизни. Прекрасно сказал сербский преподобный Иустин (Попович): «Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества, и человек, сотворенный по образу Божиему, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, получеловек». Таким образом, Господь сотворил человека, чтобы он тоже жил в любви, и дал ему возможность не только к Богу, а к подобному себе это чувство развивать и жить этим чувством. И плод любви — дети, продолжение рода человеческого. Так что в самом основании бытия человека лежит семья.
— Отец Валериан, звонок из Ставропольского края.
- У нас сложилась такая ситуация. Семья была создана без благословения, жили плохо, муж пьет, трое детей, и мне сейчас, к сожалению, одной приходится во всем этом разбираться. Что делать?
- Трудно давать какие-то советы, ведь я не знаю конкретно сложившейся ситуации. Как я уже сказал, бытие человека в путях Промысла Божия существует. Человек рождается не тогда, когда он хочет и как хочет — ему дается жизнь. И он должен жить по тем дарованиям, по тем обстоятельствам, которые ему Господь предоставляет. Поэтому суть этих вещей заключается в том, что человек — не забывая о бытии Бога, о том, что сотворен по образу Божию — должен исполнить некое предназначение, которое ему определено Промыслом Божиим. Когда же человек начинает жить по своей воле, получаются соответствующие результаты.
Есть путь к исправлению не только семьи, а вообще всей жизни — это покаяние. И, как сказано, невозможное человеку возможно Богу. То есть как Господь управит то, что будет, что уже совершено, — это Его святая воля. И нужно молиться. Закон духовный есть, и последствия нарушения его человек пожинает; бывает, что человек столько понаделает в своей жизни, что не знает потом, как быть. Есть у нас один такой раб Божий, приходской поэт, в возрасте уже, написал такое четверостишье:
Душа отпылала, погасла,
Состарилась, влезла в халат,
Но ей, как и прежде, неясно:
Что делать и кто виноват?
Нужно четко понимать, что всегда есть доля собственной вины. А исправить может только один Бог. Каким образом — это Его святая воля.
Нужно узнать волю Божию о себе
— Итак, залог хорошей семьи — любовь…
- Прежде чем создать семью, нужно понять, что Господь судит о нас самих. Как сказал преподобный Силуан Афонский, нужно узнать волю Божию о себе.
Я приведу пример из жизни своего рода.
Наш отец, Царствие ему Небесное, был воспитан еще до революции, и о тех принципах устроения семьи, которые он нам передавал, я теперь почти не слышу. Ему говорил его отец, а он — нам. Нас было три брата, и нам было сказано: «не ходи в дом, где есть девушка, на которой ты не собираешься жениться».
Я недавно беседовал с молодыми особами, и они спросили: «а как же узнать-то»? Так вот, старайся узнать, но в дом не ходи. То есть не давай повода к переживанию, не бросай тень, если ты думаешь: «а вдруг не получится?»
Но прежде всего надо знать волю Божию о себе. И мой отец спросил своего духовного отца, отца Владимира Воробьева (это дед ныне здравствующего ректора нашего Свято-Тихоновского университета), и тот ему сказал: «Выкинь из головы, она тебе не пара». Отец возразил: «Она хорошая девушка». Тот ответил: «Она кристальной души человек, но тебе она не пара». Выяснилось это не скоро — через три года эта девушка умерла. То есть Господь судил о ней другое. Таким образом, нужно стараться узнать, что Господь судит нам. Может быть, человек хороший, но ему определено такое время, а тебе — другое назначение. И чтобы исполнить это назначение, нужно молиться прежде.
Вся беда в том, что многие об этом не думают и вступают в брак по какому-то порыву, по влечению, по влюбленности. А сейчас еще появились «гражданские браки» — это открытый блуд, конечно. И что это за проверка такая? Для верующего человека здесь вопроса нет: нужно молиться, и Господь укажет. Наш отец любил изречение, которое в академии объясняли. Когда Авраам шел с Исааком на заклание его в жертву, то Исаак спросил его — где же жертва? И Авраам ответил: «Сам Бог укажет». А чтобы верить, что Бог укажет, нужно помнить, что сказал когда-то отец Иннокентий (Просвирлин) — он прочитал у святых отцов: «Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать». То есть нужно молиться и стараться понять волю Божию.
Вот с этого начинается семья, с этого начинается подход к семье или к несемейной жизни. Приведу пример отца Сергия Орлова, из храма, где я служу сорок лет уже. Он в молодости тоже решил светской жизнью жить, получил два высших образования дореволюционных, женился, родился ребенок. Потом жена умерла, ребенок тоже умер, и он остался один и принял монашество. Ему Бородинская монахиня потом сказала: это не твой был путь — семейный, твой путь — монашество. И вот это как раз и есть Промысел Божий. А любовь нужна всем. Без любви человек и не живет по-настоящему, он существует. И самое печальное то, что мы очень часто забываем эту истину, и поэтому все происходит именно от этой беды. Женился ты или еще не женился, замуж ты вышла или замуж не вышла, живешь ли ты еще в семье или уже отдельно от родителей, но любовь нужна всегда. Потому что мы живем среди людей, и в общении должна быть прежде всего любовь.
Замечательно сказал святитель Иустин (Попович): «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман». Две заповеди эти Господь не разделил, и когда Ему был задан вопрос, какая заповедь больше, Он сказал: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всей мыслью, и всей крепостью, и всей душою своей, и ближнего своего яко сам себя. На этих двух заповедях зиждутся все законы».
В сущности, крестное знамение и есть свидетельство двух заповедей: любовь к Богу и к ближнему. Когда есть любовь к Богу и оставляется ближний, это самообман, — как говорит апостол Иоанн Богослов: как ты можешь любить Бога, если ближнего не любишь? Но если человек начинает любить Бога по-своему, как говорят, забывая о любви Божией, то другое получается. Это как раз то самое, когда люди начинают говорить о добрых делах, о благотворительности, оставляя иногда Бога. Духовное и земное у человека соединено как душа и тело, и нельзя их разделить.
…Чувство свято!
— Отец Валериан, слушаем еще один звонок.
- Вчера я похоронила своего мужа, но мы не были женаты и не были обвенчаны, у нас от совместного жительства есть ребенок. Как, по мнению священника, могу ли я называть себя вдовой?
- Если люди не венчаны и не расписаны, это называется сожительство. Можно иметь душевную привязанность, но о духовной стороне тут сложно говорить, потому что духовная сторона предполагает создание духовного мира и духовной связи. А когда люди пренебрегают этим, то есть и верой, и таинствами церковными, и в основе лежит только душевная и телесная земная привязанность, то это выглядит более чем печально. Что получается, то и получается. Пожелала выйти замуж без благословения, а муж-то и умер.
Беда в том, что в современной жизни люди отвыкли размышлять… В жизни первое — воспитание чувства, нравственность. Второе — умение правильно мыслить и размышлять логически. И только на третьем месте стоят собственно знания. Поэтому размышлять — нужно. Об этом говорил святитель Николай (Велимирович) Сербский: «Первые люди не много знали, но все понимали, потом стали знать больше, но понимать меньше, ну, а в конце, наверное, будут очень многое знать, но ничего не понимать».
Но, наверное, не так все просто даже в обычной жизни. А узнать, что происходит в духовной жизни, еще сложнее. Думаю, нужно обращение ко всем, кто стремится к истине. А Истина есть Господь — нам Господь сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь». Если в обычной жизни мы учимся и потом начинаем что-то понимать, то в духовной жизни тоже нужно учиться, а уж понимать — это как Бог даст.
Кстати, сейчас есть воскресные школы, предпринимаются некоторые попытки ввести духовное образование для мирян — это очень важно, потому что человек часто не понимает, как жить. Как раз и существует для нашего спасения Церковь, она дает нам свою благодать, таинства, — человек, пренебрегающий таинства Церкви, лишает себя помощи Божией. В браке это Венчание, в обычной жизни, и в браке в том числе, это покаяние — Исповедь, Причащение. Сделал что-то не так, а как быть? Нужно каяться и исправляться. Для исправления нужны силы, их не хватает. А силы дает Господь.
Когда человек приходит в храм, он умиротворяется и утешается… Раньше был такой благочестивый обычай: когда люди из храма возвращались домой, то говорили: «Бог милость послал» — то есть человек в храме должен был стяжать этот мир, чтобы получить эту милость и донести ее до дома. Я вспоминаю пример, вызывающий улыбку: у одной рабы Божией, которая была венчана, муж практически не ходил в церковь и стал ходить только когда заболел. Он был добрый человек, но выпивал. Вот она приходит в дом из храма, видит его в таком состоянии и начинает на него кричать. А он спрашивает: «Ты откуда пришла, что так на меня набросилась?» — он-то думал, что жена принесет этой милости. Кстати, потом, когда она стала приходить умиротворенная, он начал исправляться. Потом Господь ему послал болезнь, и он уже в покаянии, в мире отошел ко Господу. Так что все от нас зависит.
К сожалению, часто путают влюбленность и любовь. Влюбленность — это поиски остроты ощущений, первых свиданий. Но потом это все приедается. И говорят: «любовь прошла», но часто любви-то и не было — было увлечение. Другое дело, что все это могло бы перерасти в любовь; но должен быть труд. Отец Иоанн (Крестьянкин) когда-то одной рабе Божией сказал замечательные слова: «Увлечение, как правило, греховное, а чувство свято». Тем и отличается любовь от влюбленности, что в любви — постоянство, а во влюбленности — непостоянство.
Священномученик отец Сергий Мечев говорил вообще о добродетелях именно с этой точки зрения, а любовь-то ведь это добродетель — плод духовный есть любовь, радость, мир, терпение, добродетель, благость, милосердие, вера и воздержание.
Чем мы отличаемся от святых? Непостоянством. Так что подвиг любви заключается именно в перерождении душевного чувства в духовное и постоянное.
Не иметь, а быть
— Батюшка, послушаем Ростов-на-Дону.
- Батюшка, у меня многодетная семья, девять приемных деток и двое своих. И такой вопрос: как научить маленьких детей молиться, и как реагировать, если ребенок отказывается молиться?
- Самая лучшая наука — это личный пример. Я вырос в верующей семье и помню, как молилась моя мама, ее стояние, ее выражение лица даже. Она была регентом, и когда начинала петь, я думал: наверное, так только ангелы поют. И она нас никогда так особенно не ругала, просто становилась грустной, если мы ее не слушались, и мы этого боялись, нам было стыдно.
Но самое главное — это все-таки просить помощи Божией. Потому что наши слова без помощи Божией не смогут сами по себе изменить детскую душу. Но есть один момент очень важный — с детьми нужно говорить очень серьезно. Но говорить тогда, когда они способны слушать. Со своими детьми я говорил чаще всего тогда, когда они уже ложились спать и у них было более умиротворенное состояние. Бывало, что они и дрались между собой (четыре мальчишки было с самого начала). И я всегда говорил им, что для того, чтобы отнять у человека что-то, нужны силы, а чтобы уступить — смирение, сила воли. И потом, когда я видел, как они начинают драться, спрашивал: «А у кого есть смирение, кто уступит?». И иногда они отпускали оба сразу, и игрушка падала между ними. Другой раз я услышал, как один из моих сыновей сказал братьям, когда они снова дрались из-за какой-то игрушки: «отдай ему, ведь ему совсем не нужна эта игрушка, ему просто хочется ее у тебя отнять».
Детям надо объяснять, что молитва — это беседа с Богом, что лень — грех, и что если каждый человек будет делать все, что хочет, то ничего хорошего не получится. У меня даже взрослый сын говорил, что хочет машину. А я говорю: «представь себе, что всем Господь пошлет машины — мы тогда просто по улице не пройдем, не то что не проедем. Господь-то, конечно, всем может дать, но какой толк будет от этого?». Детям все это нужно объяснять. В отношении детей есть замечательное изречение митрополита Филарета: «С советом можно идти только в открытую дверь, а в закрытую дверь можно стучаться с молитвой».
То есть нужно молиться прежде всего, а потом уже говорить. В свое время это прорастет. Когда дети приемные, есть какое-то опасение. Тут можно только сказать: «помоги, Господи» — тут с родными-то не знаешь, как управиться, а с другими-то.
В связи с этим настораживает ювенальная юстиция. Сначала изъять ребенка из семьи, а потом надеяться на добрый результат — это очень наивно. Бывают, конечно, исключения, но, как правило, это не так.
Лучше всего научить родителей общаться и обращаться со своими детьми, чем учить кого-то, кто будет учить чужих детей. Меня Господь сподобил в свое время быть знакомым с Юрием Ивановичем Суворовым, директором московской школы. У них еще до войны был преподаватель, которого все боготворили. Он сказал замечательные слова: «Все хотят иметь идеальное общество, а я вам скажу путь для построения такого общества: дайте мне хоть одну воспитанную мать, и мы такое общество построим».
Но теперь многие забыли о предназначении матери, а женщины большей частью занимаются достижением каких-то своих целей. И упускается самое главное — воспитание человека, создание личности. А ведь подвиг материнства — жертвенная любовь…
— Отец Валериан, еще один звонок.
- Батюшка, я верую, хожу в церковь, молюсь, нахожу утешение в молитве, но в семье поддержки не нахожу. Муж мой в Бога верит, но считает, что если я хожу в церковь и молюсь дома, то это уже фанатизм. И у него чувствуется явное раздражение моим поведением. Как мне поступить в такой ситуации?
- Я думаю, что ваш муж просто не понимает, что такое фанатизм: это все равно что сказать, что если ребенок регулярно ходит в школу — это фанатизм… Это обычное состояние человека, ведь чтобы чему-нибудь научиться, нужно регулярно заниматься: если раз в год ходить в школу, так и будешь неучем.
А в отношении того, что дома нужно не молиться, а заниматься хозяйством, то чаще всего это придирки, но пойдите на уступку, сделайте то, что от вас требуют, но при этом молитесь про себя. Потому что в храме людям являлись ангелы, которые ставили кресты на челе тех, кто там присутствовал. Иногда на пустых местах ставили — это, говорят, те, кто хотели, но не могли попасть в храм по каким-то обстоятельствам жизни; поэтому старайтесь сохранять мир в семье, а муж в конце концов поймет.
Приведу такой пример. Один старец приходит к другому и спрашивает: «Как у тебя все ладится, а у меня ничего не выходит?»; тот отвечает: «Терпения надо»; тот говорит: «А что такое терпение? Терпишь, терпишь — ничего не получается, это что воду решетом носить». А второй говорит: «А ты дождись зимы…». Может, и вы дождетесь зимы, и ваш муж в храм пойдет сам, я знаю такие примеры.
— Батюшка, а что делать, если кто-то из супругов не хочет сохранять семью?
- Нужно молиться, потому что хочет разрушить семью дьявол — это однозначно его работа. Господь говорит: «да будут все едины», а дьявол нас старается разделять: «разделяй и властвуй». Поэтому нужно молиться. Ну, а если уж человек так поступает, ему Бог Судья. Бог все делает, только одного не делает — насильно не спасает. Вся беда в том, что все, что человек делает, он делает прежде всего себе. Такое есть изречение в Библии: «аще зол будешь, свое зло и пожнешь». Это истина. Кто-то хорошо сказал: все, что ты отдал, — твое. И главное желание в семейной жизни, как сказала одна женщина-психолог, это не иметь жену, детей, дом, а быть отцом, мужем, хозяином, быть женой, матерью и хозяйкой; не иметь, а — быть. Как я своим внукам сказал, когда они между собой дрались: нужно не иметь, а уметь — умение, мастерство никто не отнимет; игрушку можно отнять, а мастерство не отнимешь.