Русская линия | Родион Часовников | 04.07.2011 |
Но, как в известных анекдотах, пока русскому по лицу не ударят, в душу не плюнут, дом не сожгут — никакой активности не ждите…
У маленьких (по численности) народов это устроено по-другому. Опасность порабощения, поглощения, рассеяния, утраты корней у них постоянно рядом. Чуть-чуть недосмотрел — и нет народа.
Никого не удивляют культурные центры, общественные организации таких маленьких (по численности) народов. А вот русские, собравшиеся в русскую организацию числом больше трех — уже какое-то напряжение вызывают в среде русофобов, овладевших толерантным новоязом.
Весьма распространенным явлением в нашей повседневной жизни, особенно в высказываниях власти и СМИ стала подмена понятий, причиной которой являются как софизмы (намеренные логические ошибки), так и влияние навязанных западных «демократических» стереотипов. Это особенно касается вопросов, связанных с идеологией, межнациональными отношениями, ценностными ориентирами, культурой, самоопределением.
Начальным условием решения какой-либо проблемы является её осознание, понимание слов и понятий, её описывающих.
Сегодня, безусловно, есть большие проблемы в плоскости межнациональных отношений в России. Подход к их анализу может быть научно-историческим. Но такой подход объединит узкую группу специалистов и не затронет широкий круг наших сограждан.
Другой подход — апелляция к общеизвестным фактам и здравому смыслу. Начнём с малого.
Уголовный кодекс Российской Федерации трактует «возбуждение межнационамльной ненависти, вражды», как действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.
Разве вызывающее поведение ряда этнических групп с Кавказа в городах центральной России, демонстрация сплоченности, силы и агрессии, перекрывание московских дорог на исламские праздники, праздное поведение нигде не работающей молодежи из диаспор перед глазами русских пенсионеров и бедняков, убийства русских ребят организованными этническими группами, драки бесчисленных приезжих из бывших советских республик, хамское поведение горячих джигитов на российских автомобильных дорогах — разве всё это не те самые действия, направленные на возбуждение национальной, расовой вражды, унижение национального достоинства?
Вспомните, до какой истерии довели перекосы политкорректности, толерантности и иных проявлений социально-политического лицемерия в США. Темнокожие граждане при любом намёке на несогласие с их позицией или на осуждение их поведения начинают кричать о том, что причиной всему их цвет кожи, в то время, как причиной может являться их наглость, провокационные поступки, отсутствие культуры (деликатности, предупредительности), проявление неуважения к окружающим и т. д.
В американских фильмах обязательно присутствие положительных «афроамериканцев», даже если речь идёт о средневековых рыцарях или о советской тюрьме, где представителей негроидной расы не было.
Историческая правда вместе со здравым смыслом теперь ограничены новыми правилами толерантности.
Ещё совсем недавно в советских школах Ленина и КПСС умудрялись вплести в учебники по математике или по физике. Эти смешные натяжки были заметны и не так глубоко поражали мозг и сердце, как сегодняшние ляпы политкорректности.
Если в телевизионном шоу соберется несколько русских православных людей, чтобы обсудить насущные проблемы современной жизни, то посыплются организованные звонки «возмущенных» граждан: «А где представители других национальностей и вероисповеданий?».
Российские мусульмане, иудеи и немногочисленные католики пользуются и зарубежной поддержкой, и разнообразными кассами взаимопомощи, и собственным потенциалом. Они сами прекрасно решают свои вопросы, они не нуждаются в нашей помощи для этого и в нашей оглядке. Так и многие национальности, проживающие на территории Российской Федерации, имеют весьма широкие финансовые, административные, организационные и иные ресурсы.
Другое дело некоторые малочисленные, исчезающие, вымирающие народы, которым необходима особая государственная поддержка и поддержка со стороны русского народа. Алеуты, Карелы, Поморы, Эвенки, Ительмены, Манси и многие другие… Они осознают себя самостоятельными народами. У них свои языки, но численность их убывает, условия жизни препятствуют сохранению уникальных культур, устоев, традиций. Они действительно нуждаются в помощи. Нужны национальные школы, музеи, СМИ, предприятия и организации, представители во власти и в общественных объединениях.
Новостные ленты различных СМИ пестрят странными сообщениями следующего типа: «Мировое сообщество обеспокоено обострением межнациональных конфликтов в России».
Конфликты на национальной почве инициируются, финансируются и планируются преимущественно извне. Все цветные революции с участием националистических групп, создание оплачиваемой нестабильности в странах и «горячих» регионах с использованием экстремистских сил, раскачивание социальных, национальных, экономических, религиозных и политических факторов с целью ослабления государств и их элит, разобщения народов — это, как говорится, давний и успешный бизнес нашего наиболее вероятного «союзника» по борьбе с мировым терроризмом. Здесь уместна старая шутка: «США последовательно борется за установление демократии во всех странах, где есть нефть». Поэтому дико даже говорить о международной обеспокоенности или об обеспокоенности мирового сообщества. Собственно, словосочетание «мировое сообщество» мне не представляется адекватным, ясным и позитивным, как не представляются безусловными благами: «демократия», «прогресс», членство в ВТО и полёт на Юпитер.
Каждый народ, каждая нация, особенно нация с большой историей и культурой имеет, подобно личности, свои специфические особенности, оттенки характера, манеры. Здесь, как в человеке — и хорошее и дурное, и понятное всем и странное для других, и достоинства и чудачества. Утверждать, что все одинаковы, или, что различия не имеют какого-либо значения, — значит грешить против очевидной правды. Иные люди или народы между собой отличаются не меньше чем баклажан от подснежника. Не учитывать различия, значит не уважать нацию — свою или чужую. Если мы приезжаем в чужую страну, мы изучаем особенности культуры, поведения, религиозности той нации, которая доминирует в этой стране. А есть такие страны, куда без специалиста или «проводника» лучше вовсе не соваться. И всё равно мы оцениваем эти различия через призму своего опыта, своего понимания, своей культуры. То есть снаружи мы видим не то же самое, что видится изнутри. Мы не проникаем, за редким исключением, в глубины мотиваций, в причины сложившихся стереотипов. Так называемые национальные анекдоты в советский период — пример поверхностности этой оценки. Но они, в то же время и пример стремления постигнуть, и подтверждение некоторых очевидных, зримых со стороны особенностей. Еврейская лавка, немецкая пунктуальность, армянское радио, чукотская юрта, русский, немец и поляк в замкнутом пространстве, француз и женщины, англичанин и Темза, грузин и автомобиль, русский с кем-нибудь на острове и т. д. Объёмные образы. И кто скажет, что они не помогают восприятию? Но мы на почве демократии стоим на грани запрета этого замечательного фольклора, как при прежнем режиме запрещались политические анекдоты, тоже, кстати, довольно меткие.
При этом искусственно преувеличена проблема «русского экстремизма». И дело не в том, что мне и моим знакомым ни разу не встречались организованные группы русских экстремистов. Организованные группы русских людей — вообще редкость.
Дело в том, что мне почти не встречались русские правозащитники. Речь не идёт о юристах. Речь идёт о такой особой категории людей, которые так и называются: «правозащитники». Опять же речь не идёт о национальности правозащитников, об их паспорте или самоидентификации. Речь о том, что мне не встречались случаи, когда правозащитник выступил на защиту интересов русского человека, чьё национальное достоинство унижено, ущемлено или попирается. Я слышал, что есть у нас такие правозащитники, как Абрамкин, Альтшулер, Боннер, Бернштам, Гинзбург, Джемилев, Зисельс, Мейман, Новодворская, Чалидзе, Щаранский, Шмидт. Наверное, есть еще и другие. Мне просто не известно — сколько их, и кто ведёт реестр. Вот хочу собраться с силами и обратиться к ним с заявлением о защите прав русского народа. О признании геноцида русских во время Великой Отечественной Войны, о признании ущемления интересов русского народа в пользу ряда других народов Советским Правительством. О защите русских от засилья этнических банд-формирований на территории современной России, о противодействии западному сектантству на территории РФ, о защите национальных ценностей большинства. Как думаете, поддержат?
Глобальным природным, социальным, политическим или экономическим явлениям почти всегда можно найти соответствие в быту, в нашей повседневной понятной жизни. Используя модели, принято упрощать исследование многих вопросов, которые кажутся сложными. Всякий образ будет не точен и не совершенен, но тем не менее, если он выбран разумно — он способен приблизить к пониманию, к преодолению путаницы и неправды.
Народы, входившие в состав Российской Империи, оказались в ней в силу различных обстоятельств. Кто-то попросился сам, кто-то влился органично, кто-то воевал против России и был побеждён… Вне зависимости от того, какова была история формирования национального состава нашей земли, сегодня мы все проживаем совместно, рядом, на одном государственном пространстве, на одной исторической территории, разделенной на регионы. Уместным представляется образ большого дома, где проживают разные семьи — народы, нации, этносы. Российская Федерация намного меньше исторической России, меньше Российской Империи, меньше Советского Союза. Это урезанная и расхищенная земля. Наши предки построили, сохранили, не раз отстояли и отвоевали огромный и богатый дом, а наши современники часть его распродали, часть промотали. Но вот есть всё еще довольно большой дом, а в нём много квартир. Какие-то квартиры побольше, какие-то поменьше, какие-то просторные, на лучшем этаже, лучше отделаны, какие-то с меньшими удобствами — в силу ряда исторически сложившихся причин. И вот в своей квартире домовладелец, представитель семьи, построившей дом, который занимает самую большую площадь, периодически собирает в гости всех квартиросъёмщиков, ответственных и безответственных, чтобы обсудить вопросы содержания дома, оплаты коммунальных услуг, благоустройства площадки. Много разных вопросов: уборка, дежурство по подъездам, безопасность, парковка, шумные соседи из других домов… Люди приходят в гости, садятся за общий стол, у них может быть совместная трапеза, а потом бал. При каких условиях эти встречи будут проходить в конструктивной, доброй, нормальной атмосфере и результативно? Конечно, если и хозяин и все гости ведут себя подобающе, достойно, степенно. Если гости не перебивают хозяина и друг друга, не произносят тосты, пока их не объявят, никого не толкают локтями, не навязывают собственный протокол поведения. Если гости приходят делиться лучшим, несут хорошие подарки. В данном случае, если народы, населяющие Россию, привносят не проявление своей самости, не попытку самоутверждения любой ценой, подчас доходящую до крайних, неприемлемых форм, а привносят свою культуру. Вспомним советский период — как мы все любили замечательных творческих людей (артистов, писателей, режиссеров, художников) самых разных национальностей, воспринимая их одновременно, как часть русской культуры, и как проявление богатства и особенностей тех народов, которые они представляли. Это было, когда они делились культурой, мыслью, плодами своего творчества.
Когда в большой квартире начнется бал и объявят, скажем, вальс, то не надо танцевать лезгинку или сиртаки. Надо предложить хозяину, и быть может, лезгинку тоже объявят. А если не объявят, то в этот раз её вовсе не надо танцевать. У себя в квартире можно в любое время по своему усмотрению, лишь бы не разбудить соседей.
Но если в квартире, куда хозяин пригласил своих гостей, наступает какой-то конфликт? Например, гости начали безобразничать, нарушать протокол, мусорить, игнорировать пожелания хозяина, то хозяин вправе их пресечь, вправе, может быть, попросить их из своей квартиры. А если гости начинают бушевать, например, постреливать или играть ножичками? В этом случае, наверное, хозяин вызовет милицию. И ещё как-то вправе будет защитить своё жилище. А если какой-то квартиросъёмщик нарушает покой всего дома, то жильцы могут собраться вместе и провести разъяснительную работу.
Москва или Санкт-Петербург — это большие комнаты русской квартиры, а Владимир, Псков или Новгород — это комнаты поменьше всё той же русской квартиры. А Махачкала — большая комната дагестанской квартиры, Нальчик — Кабардинской и т. д. И межнациональных конфликтов не будет там, где люди чувствуют себя хозяевами в своих квартирах, вместе заботятся об образцовом содержании всего дома, заезжают друг к другу в гости, ведут себя подобающе, не танцуют на московской площади лезгинку, а на махачкалинской — камаринскую, если только об этом не просили местные жители, или это не согласованное мероприятие.
Недоумения возникают нередко в силу того, что мы превращаем в мантру и в заклинания некие косвенные и спорные понятия. «Многонациональная», «многоконфессиональная», «секулярная» — это всё вторичные и не слишком точные признаки, которые никак не определяют ключевые свойства нашей Родины. Что значит многонациональная Россия? Это значит, что национальностей много? Действительно много этносов, нация — одна. Но в России бесспорно свыше 2/3 русского населения, что делает страну, скорее, мононациональной по существующим международным критериям.
Многоконфессиональная — может быть. Только конфессий не слишком много, если речь идёт о традиционных верованиях, если не считать тоталитарные секты, изуверские культы и молодежные субкультуры. В иудейском государстве Израиль, который никто не называет многоконфессиональным, в одном Иерусалиме конфессий больше, чем на всей территории России.
Секулярное государство… Это же не означает запрет православным русским детям в русских школах изучать основы православной культуры? А то некоторые академики так это поняли…
Не будут уважать тот народ, даже если он культурнообразующий, даже если он в большинстве, который не уважает сам себя, который не понуждает уважать себя другие народы. У нас сейчас другого характера политика. Мы начинаем, как в русских сказках, кормить дракона — кто больше требует почтения, средств, правовой защиты, кто угрожает нестабильностью, кто больше «мяса» пытается оторвать, тому мы больше и отдаём, на поводу у того и идём. И тем самым держим неустойчивый мир, неустойчивое «равновесие». Но из тех же русских сказок мы знаем, что «коровы» для прокорма дракона могут закончиться, а аппетит может ещё вырасти. Это путь тупиковый.
Сделать равновесие устойчивым, а межнациональные отношения достойными и взаимоприемлемыми можно только при условии подъёма и укрепления самосознания русского народа, при условии формирования уважения к тому народу, который ценой собственных невероятных жертв даровал многим другим народам свободу, благополучие, а подчас и саму жизнь.
Недавно в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, на одном представительном форуме, посвящённом семейным ценностям, мне довелось слушать выступление министра культуры Александра Авдеева. Когда министр культуры произносит публично «я одел галстук», а затем рассказывает, как русские эмигранты, посещающие синагогу, костел и мечеть наилучшим образом хранят русские традиции, возникает ощущение, что он не говорит по-русски и не мыслит по-русски. Наверное, с появлением новых словарей под редакцией новых министров «кофе» — это оно, или даже она. А группу русских эмигрантов, вернувшихся из мечети, легко представить исполняющими среди друзей в салонной атмосфере романсы Даргомыжского.
Есть другое важное министерство. Министерство образования и науки. Проект реформы образования предусматривает исключение русского языка из числа обязательных предметов в школьной программе. Министр образования Андрей Фурсенко выступал также против преподавания курса «Основы православной культуры». Когда такие базовые элементы нашей идентичности, как язык или изучение духовных оснований народной жизни встречают неуважение на таком высоком уровне, нужно бить тревогу.
Язык теснейшим образом связан с культурой, национальным характером, религиозностью народа. Столетия и тысячелетия развития, умственной деятельности, становления бытовых устоев, философии, духовных ценностей запечатлены и передаются с языком. Для тех, кто хочет уничтожить какую-то нацию, её язык — первейший враг. На сегодняшний день изменение русского языка — основа информационной войны против русского народа. Язык, хранящий правду, имеющий ясные и точные нравственные понятия опасен для цивилизации эгоистического рабства. В Америке уже нельзя говорить черный-белый, толстый-худой, богатый-бедный. Скоро нельзя будет говорить мужчина-женщина. Вообще никакой правды нельзя будет говорить. Сегодня идеал положительного героя в США — многодетный темнокожий гей — сектант- инвалид, психопат, больной СПИДом и депрессией, бывший раньше женщиной. Тут уже любой взгляд на него можно расценивать, как дискриминацию. Но это не наш идеал. Не нужно нам это псевдосмирение, раболепство перед спорными или не ясными для нас самих понятиями.
Недавно мне в руки попал словарь Даля, переизданный пару лет назад. На вид репринтное издание. Всё очень похоже. Такой же как и был, в дорогой обложке. И даже страницы состарены искусно. Открываю, а целого ряда понятий в нём нет, и не указано — на каком этапе наступила цензура, на каком этапе вымарали целый ряд слов. Очень быстро это происходит, на наших глазах. И мы даже не успеваем этого заметить. А если вспомнить те понятия, которые в этом словаре существовали, замечаешь, что мир гораздо меньше нуждался во лжи. И при этом народы жили существенно более мирно. Получается, что наступление невежества и новояза, как проявление агрессии лжи, сопровождается нарастанием межнациональной розни, а называние вещей своими именами, в частности, содействует миру и сосуществованию народов. Поэтому, хранение русского языка, произнесение слов правды чрезвычайно важно для того, чтобы просто не потерять всяческие ориентиры.
И ещё одно. На центральных каналах российского телевидения, в эфире российских радиостанций, на страницах российских изданий наблюдается немыслимое число авторов, ведущих, обозревателей, не скрывающих своей ненависти к России, к русскому народу, к православию, к нашей истории. Ложь, насмешки, прямые русофобские заявления стали едва ли не нормой отечественного эфира. Познер или Ерофеев — яркие тому примеры. Так, Владимир Познер в интервью журналу «Cher Ami» заявил, что православие — один из главных ступоров на пути прогресса в России, что «православие — самая закрытая и тёмная среди всех христианских религий», что «одна из величайших трагедий для России — принятие православия», что «Русская Православная Церковь нанесла колоссальный вред России». Виктор Ерофеев пошёл дальше. В его сборнике «Энциклопедия русской души» содержатся следующие тезисы: «Русских надо бить палкой. Русских надо расстреливать.
Русских надо размазывать по стене. Иначе они перестанут быть русскими.
…Русские — позорная нация… Они не умеют работать систематически и систематически думать. По своей пафосной эмоциональности, пещерной наивности, пузатости, поведенческой неуклюжести русские долгое время были прямо противоположны большому эстетическому стилю Запада… Русские любят время от времени поглядеть на повешенных. На трупы. Русских это будоражит. У русских нет жизненных принципов. Русский невменяем… Россию надо держать под колпаком. Пусть грезит придушенной. Русские — самые настоящие паразиты."
Подобные «публицисты» не стесняются в хамских, экстремистских, неприемлемых выражениях произносить свои домыслы, клеветать на русский народ, попирать ногами наши святыни, расшатывать те самые устои, которые мы пытаемся как-то удерживать. Представьте такую ситуацию в США, в Греции, в Азербайджане или в Туркменистане. Или в Израиле. Выйдет в эфир такой «свободомыслящий» автор и заявит, что все неприятности у израильского народа из-за иудаизма, что культура национальная так себе, что пора ориентироваться на образцы получше. Сколько он продержится в эфире, в стране, на свободе? Что с ним будет через полчаса или даже быстрее? А здесь у нас какая-то односторонняя толерантность. Один народ, который можно унижать безнаказанно — русский народ.
Нужно прекратить преступную подмену понятий, прекратить антирусские компании, прикрывающиеся односторонней трактовкой международного и российского законодательства. Национальная политика должна быть пропорциональной. Справедливо, демократично и законно учитывать на всех уровнях бесспорное численное большинство русского народа в России, его роль в создании культуры и государственности России, его историческое право на достойное проживание на своей земле. И учитывать это необходимо во всем: в формировании представительных и исполнительных органов власти, в отношении к языку и религиозности, в системе образования, в государственных программах, в ориентирах СМИ, в подходе к межнациональным отношениям, — во всем. Справедливо — это не поровну. Справедливо — это честно. Иногда честность и справедливость требует пересмотра ошибочных или нечестных решений, допущенных за последние десятилетия не один раз.
https://rusk.ru/st.php?idar=49266
Страницы: | 1 | |