Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко24.06.2011 

Где просто и правдиво — там и Господь
24 июня — день памяти святых апостолов Варфоломея и Варнавы

24 июня Святая Церковь совершает память святых апостолов Варфоломея и Варнавы.Апостолы Варфоломей и Варнава Святой апостол Варфоломей в Евангелии именуется иначе — Нафанаилом.

Он отличался прямым и открытым характером, и Сам Господь Иисус Христос это засвидетельствовал. Когда Господь вышел на общественное служение и стал призывать учеников, апостол Филипп, узнав о Спасителе, позвал своего друга Нафанаила, говоря ему: «Мы нашли того, о Ком писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Услышав название Назарет, Нафанаил воскликнул: «Из Назарета может ли что доброе быть?», поскольку среди иудеев этот город пользовался дурной славой по причине достаточно развращенного образа жизни и присутствия в нем многих и многих язычников. Филипп не стал что-то доказывать, но сказал очень важные слова: «Приди и увидь».

Часто людям, чтобы обратиться к вере, к Богу, требуются какие-то особые доказательства. «Вот докажите мне, что Бог есть» — или: «Докажите мне, что есть жизнь после смерти». Филипп не стал собирать подобного рода доказательства, сказав: «Иди и посмотри». Так и всем хочется сказать: «Прииди и виждь». Каждый храм — это место особого присутствия Божия на Земле. И каждый человек, каким бы он ни был заблудшим грешником, приходя в храм, ощущает особое присутствие Божественной благодати. Нет еще ни одного человека в мире, по крайней мере, мне не встречалось, чтобы он, выходя из храма, сказал: «Я напрасно потратил время». Каждый свидетельствует: «Что-то изменилось внутри, стало легче на душе, мне стало светлее на Земле». Потому что даже малое присутствие в доме Божием человека очищает.

И не случайно Господь дал такую заповедь: шесть дней делай дела свои, а седьмой день Господу Богу отдай. Человек так устроен, что не только требуется забота о теле, о хлебе насущном, но и забота о душе. И вот такой регламент (один день недели посвящать духовной жизни, молитве, богослужению, а в идеале — Исповеди и Причастию), как это было в Древней Церкви, нам нужно принять — о душе подумать. Очень часто мы ведь на тело свое ориентируемся: «вот, тело устало, телу нужно полежать, телу нужно телевизор посмотреть, телу нужно поесть, телу нужно поспать».

Но если тело руководит личностью человека, понятно — это жизнь животного: оно ориентируется на телесные чувства, инстинкты, а человек должен ориентироваться на состояние духа. И если дух бодр, то какой бы немощной ни была плоть, дух сможет ее подтянуть усилием воли, четкой постановкой задач, крепостью, радостью. И бодрость духа как раз приобретается в храме.

Нафанаил пошел ко Христу, и когда Господь увидел его, приближающегося издалека, Он сказал: «Вот Израильтянин, в котором нет льсти — нет лукавства». «Откуда Ты меня знаешь?», — спросил Нафанаил. И Господь ответил: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, Я видел тебя под смоковницею». Нафанаил был поражен этим откровением: что происходило под смоковницей, знали только он и Господь; по-видимому, это было особое духовное молитвенное переживание, так что Нафанаил даже встрепенулся и воскликнул: «Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». И Господь ему отвечает: «Ты веришь, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковницею. Увидишь более сего. Отныне будете видеть небо отверстым, и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». С тех под Нафанаил сделался неотступным последователем и учеником Иисуса Христа и жизнь свою закончил мученической смертью.

Очень важное качество — отсутствие льсти, отсутствие лукавства. Очень редко встречаемое ныне качество, потому что с самого детства мы проходим школу лжи. Это когда мама сыночка или доченьку учит: «Скажи так-то, не говори правды, скажи то-то и то-то…». Звонит телефон: «Скажи, что меня дома нет». Естественно, что если родители так говорят, дети это все будут впитывать. И в конце концов уже родители будут удивляться: «Почему он меня обманывает, почему он берет деньги без спроса?"… А что посеешь, то и пожнешь.

В отношениях взрослых людей часто все строится на лицемерии: «Как я рад Вас видеть, как здорово, что Вы позвонили, как Вы хорошо выглядите, как нам Вас не хватало…» — это все шаблоны, за которыми некоторые разве что не плюются в сторону, когда не видит собеседник. Лицемерие, ложь, лукавство пропитывают общение коллег на работе. Очень часто в семье человек говорит вроде бы правильные вещи, а на самом деле он так не считает. И тем более так не живет.

Мы все с этим сталкиваемся. «Нельзя, — говорим мы своим детям, — например, смотреть какие-то неприличные сцены по телевизору», — а сами смотрим. «Нельзя пробовать спиртное», — а сами на глазах у детей порой достигаем такого алкогольного опьянения, что просто стыдно; таких двойных стандартов в нашей жизни очень много.

Не так давно приходит ко мне одна сестра и говорит: «Батюшка, что-то мысли меня о семье посетили. Встретила одного давнего знакомого, хотим сейчас создать семью, хотим, чтобы детишки были». А следом за ней приходит ее товарищ, и как выясняется из разговора, ситуация очень сложная, запутанная. Что он вроде Богу обещал служить, а сейчас вот встретил женщину, полюбил… И видно, что слишком много человек говорит, хотя и правильных вещей, ссылаясь на жития святых, но как-то все очень мудрено. Женщина-то спрашивает: как быть? И вспоминаются слова преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Когда слишком мудрено, слишком сюжет запутан, то, наверное, без лукавого здесь не обошлось. А где просто, искренне, доверчиво, правдиво — там и Господь, там и ангелы Божии. И это один из тех критериев, когда стоит поразмыслить над волей Божией. Если чувствуются искренность, открытость, простота, доверчивость, тогда, наверное, лукавство отсутствует в этих отношениях, словах, мыслях, чувствах.

Дай Бог за молитвы святого апостола Варфоломея, Нафанаила, нам простоты душевной, мира, кротости, бескорыстия, отсутствия лукавства и лести. Чтобы мы, прежде всего, эти качества воспитывали в себе. А дети — наше зеркало: если родители чистые и светлые, душевно простые, то и дети у них такие. А если детки изворачиваются, хитрят, лукавят, трусят, обманывают, есть очень серьезная тема для размышлений.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51753


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика