Русская линия
Русский вестник Владимир Степанов16.06.2004 

С возвращением, Феофилова Пустынь!

Прошел почти год, когда в соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов» Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2003 г. N 375 принято предложение Псковского областного Собрания депутатов о переименовании деревни Николаево Хрединской волости Струго-Красненского района в деревню Феофилова Пустынь, и на картах вновь появилось название, которому шесть с лишним веков…

Сколь все-таки мало, а вернее почти ничего, не знаем мы, взрослые советской эпохи и дети демократических перемен, родной русской земле, отраженной «в кривом зеркале российской историографии». Вот и о Феофиловой Пустыни довелось мне услышать не так давно, а до этого не единожды проезжал мимо деревни Николаево и не знал, что до апреля 1923 года это место, освященное подвигами великих русских старцев Феофила, Иакова и иеромонаха Мардария, являлось одним из оплотов и твердынь Православия на северо-западе Великой Руси.
Обитель во Имя Успения Божией Матери возникла на речке Омуге около 1396 года. Много преданий о деятельности монашеской обители и чудеснейших исцелениях сохранила история и народная память. Одно из них относится к таинственной личности императора Александра 1, который в 1824 году присутствовал на освящении каменного храма. По одной из версий русский государь скончался 19 ноября 1825 года в городе Таганроге, а по другой — отошел в мир иной 20 января 1864 года под именем старца Федора Кузьмича, праведно проведшего последние тридцать лет жизни в Сибири. Но, как бы там ни было, считается, что монарх-самодержец у раки с мощами преподобного Феофила излечился от простудного недуга, поразившего его ноги.
С 1824 года до богоборческих времен в живописном месте возле некогда полноводной речки Омуги, отражаясь в ее зеркальной глади, обрамленной желтоглавыми кувшинками, напротив развилки дорог, ведущих на Новгород, Псков и Питер, высился красивый кирпичный храм, устроенный русским императором, с тремя приделами: центральный в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый — святого благоверного князя Александра Невского, правый — преподобного Феофила Лужского-Омучского, называемого в святцах «новым чудотворцем». До революции в этом селе размещалось большое число различных благотворительных учреждений, в том числе дачи для сирот и больница.
В 1930-е годы прошлого века Успенскую церковь закрыли. Незадолго перед войной старинные иконы порубили и вывезли вместе с остатками церковной утвари в райцентр. Согласно рассказам местных жителей, храм разрушали немецкие и советские войска в ходе ожесточенных боев, а оставшиеся развалины уже после войны пытались взорвать динамитом и растащить тракторами атеистически настроенные граждане, проживавшие в стране победившего социализма.
Время советских и демократических «реформ» не минуло сей край, не избежало печальной участи запустения некогда богатое и известное в миру село, в котором ныне большую часть составляют доживающие свой век пенсионеры да дачники. На месте, где высился голубой с золотыми звездами купол храма и возносились молитвы к Богу, на развалинах святыни и могилах наших предков неухоженностью и временностью построек распласталась пилорама, оглашающая окрестности зубовным скрежетом механизмов и глухим стоном распиливаемых бревен…
Но все течет, все изменяется, в том числе и наше отношение к своей истории. Дождалась своего часа и святая обитель.
Большая роль в возрождении монастырей и храмов принадлежит главе законодательной власти области Юрию Анисимовичу Шматову. И это, видимо, далеко не случайно. Сказываются крепкие родовые корни замечательного русского человека, его любовь к земле псковской. Он неоднократно поднимал и поднимает вопросы возрождения святынь на заседаниях областной думы, встречается с духовенством Псковской епархии, со строителями и жителями не только как избранный народом депутат, но и как православный русский человек, понимающий необходимость духовного и нравственного оздоровления псковской земли.
С конца 1980-х годов сбор материалов о Феофиловой Пустыни активно ведется редактором одного из православных петербургских журналов Ильей Васильевичем Поповым. О необходимости восстановления исторической справедливости, святых подвижниках и обители в последние годы неоднократно писала общественность: краевед Евгений Михайлович Федоров, учитель истории Вера Петровна Кулешова, редактор отдела газеты «Новости Пскова» Олег Васильевич Константинов, заведующая краеведческим районным музеем Валентина Павловна Константинова и др.
Примечательно, что инициатива возвращения селу прежнего имени и идея возрождения святыни исходила от детей — учащихся Лудонской основной школы, являющихся членами патриотического клуба «Родина», созданного на базе этой школы. Особая заслуга принадлежит руководителю клуба Вере Петровне Кулешовой, а также ученикам — Антону Касприку, Михаилу Быкову, Наде Грищенко, Любе Рыжиковой, Ане Корытько, Роману Варганову, Ане и Геннадию Кулешовым и многим другим. Инициативу учащихся поддержали семьдесят семь жителей тогдашней деревни Николаево, представители духовенства — благочинный Плюсского округа игумен Роман (Загребнев), священник Димитрий Ульянов, настоятель церкви свв. мучеников Флора и Лавра в селе Хредино священник Константин Бабин, а также депутаты районного собрания и жители деревень Новоселье и Лудони, расположенных по соседству с Пустынью. Живое участие в реализации требований граждан и избирателей приняли главы администраций Хрединской волости Зоя Александровна Федорова и Стругокрасненского района Александр Алексеевич Котов.
И, может быть, самое главное: незадолго до кончины великого молитвенника и заступника земли русской старца Николая Гурьянова с острова Талабск, расположенного на Псковском озере, было получено его благословение на возвращение прежнего наименования селу и возрождение святыни. «Помоги, Господи! Надо возрождать Феофилову Пустынь. Бог поможет!» — таковы были слова благословенного старца.
Ничего нельзя сделать доброго без добрых людей, несущих духовное слово и свет. Какая радость, что есть, останутся и будут жить на своей православной земле не «новые», а настоящие русские люди, для которых родная земля была, есть и навеки останется свята! И это ли не ответ на реплику одного из недоброжелателей возвращения прежнего исконного названия селу, когда, собирая подписи, ходили с детками по дворам: мол, не такие в шляпах и на черных «Волгах» приезжали, у которых денег немерено, и то у них ничего не получилось, а уж у вас-то с «детским садом» тем более ничего не выйдет. Действительно, если думать и говорить без Бога, то, наверное, такие жители оказались бы правы. А если с Богом, с Его помощью, да всем миром, то без копейки, только с одними ребятишками и только по одной вере православной удалось глыбищу пятилетней тяжбы переименования, словно по маслу, столь заметно с места сдвинуть. Пошло движение, трудно его остановить будет, но мешать возрождению святыни наверняка будут. Чувствую это по репликам некоторых «несознательных» граждан, мол, решение приняли только потому, что оно не требует финансовых и материальных затрат. И невдомек тем атеистам с крестами и без оных на шее (читай: партийными билетами под подушкой), что не деньги правят миром, а на все Воля Божия. Конечно, еще, ой, как далеко до осознания Высшей Истины. Силен напор на заблудшие души чужих вер, агрессивно и напористо проникновение на русскую православную землю католиков, различного рода сектантов и прочих идейных волков, рядящихся в овечьи шкуры. Но с Божией помощью и заступничеством русских святых и старцев выстоим, оборем неисчислимые, но победимые силы тьмы, закончим плутать в дебрях безбожия, выйдем на светлую дорогу, ведущую к Храму, и, в конечном счете, придем к себе. «Слава Богу за Всё! Аминь!» — говорит святой Иоанн Златоуст, и лучше сказать никому дано не было.
Занятый сиюминутными проблемами «выживания» в рыночных условиях, современный человек напрочь забывает о Вечном, вспоминая о Высшем только в трудную, иногда действительно последнюю минуту. Что-то не так происходит с мирянами в бренной жизни. Ибо, к сожалению, слишком часто, проходя земные испытания, по своему незнанию попадаем в водовороты искушений и страстей, из порочных течений которых необученным душам весьма и весьма трудно приходится выбираться. Всякая власть от Бога. Она накладывает обязанности поступать соразмерно Его заповедям не только на подданных, но и на властителей. Нынешние правители если не по злому умыслу, то по незнанию, хотя от этого ничуть не легче, бросили духовность общества, как облезлый половичок или вытертую шкуру, на порог рынка. Молодежь, да и более старшее поколение, ежедневно, вместо того чтобы укреплять душу, вытирает о «коврик духовности» ноги. Безусловно, за все приходится платить, но расплата духовная несоизмерима и несравнима ни с какими другими расчетами. Поражает безразличие некоторых родителей к духовному становлению своих чад. «Изумленное» невежество старшего поколения порою бьет в самое сердце, когда эти взрослые люди заявляют, что материальное и экономическое благополучие само собой приведет к духовности. Глубочайшее заблуждение! Благодаря чему приходится жить с перевернутым сознанием, когда добродетель считается пороком, а зло _ благом. Свидетельством тому не только история, но и сегодняшние реалии, когда человеческая жизнь стала мериться на рубли и доллары. Трудно это понять, как писал и пел талантливый русский поэт и композитор Игорь Тальков, «обманутому поколенью», еще труднее донести это до людей, воспитанных в духе атеизма, и совсем, казалось бы, невозможно изменить мир к лучшему. И все-таки Любовь, Надежда и Вера в Россию живет в моем сердце и, не угасая, теплится в душе. Позвоночное существование есть земное, а небесное житие строится в согласии с Богом в душе. Сиюминутное, хотя и является мигом Вечного, никогда не сможет заполнить собой душу, тем более, если она закрыта для восприятия Небесного.
Чем тяжелее греховность земного, тем труднее душе подниматься к Небесам. Может быть, поэтому говорят, что надо очиститься душой, тогда многое станет ясным, то есть светлым и понятным… Люди, особенно в возрасте, во многом только и живут своей нужностью внукам, детям, знакомым и незнакомым людям. Японцы говорят, что только чувство коллективизма способно продлевать жизнь без всяких лекарств, в среднем, на пятнадцать лет. Подобное отмечается не только у жителей Страны восходящего солнца, это было в России всегда. Только в царское время существовала соборность, а это более высокая духовная степень объединения людей по сравнению с советским коллективизмом. Отсюда, не исключая комплексное влияние других факторов, связанных с качественным продовольствием, физическим трудом на свежем, не загрязненном воздухе и прочими аспектами, наши прапрадедушки и прапрабабушки, если не было войн, природных катаклизмов и несчастных случаев, благополучно доживали до столетних юбилеев и более глубокой старости. Происходило особое уважительное прислушивание к голосу убеленных сединами и благоговейное почитание детьми родителей и старших, что, к сожалению, подутрачено в нынешнее время. В этой связи вспоминаются слова отца Николая Гурьянова из книги «Небесный ангел»: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти, да долговечен будеши на земле. За почтение родителей Господь продлевает дни». И как хочется верить, что еще один оплот православия, который будет восстановлен на псковской земле совместными усилиями людей русских, будет служить нашему нравственному и духовному возрождению.
Вспоминая события прошлого лета, вместившие столько чудесных встреч и начинаний, в памяти, словно огоньки свечей, зажженных и поставленных пред образами, теплятся мысли о краткости и бренности бытия, необходимости жить в любви и согласии, творить и нести добро людям. Интересно, почему такие нужные и правильные мысли так редко посещают наши головы? Где-то далеко в расплывчатой дымке памяти остались смутно проглядываемые три чудо-острова Талабской гряды, на одном из которых молился за Россию великий старец Николай Гурьянов. По его молитвам и благословению начались робкие первые шаги возрождения Феофиловой Пустыни — богоугодное благое дело, в кое чуть было не устал верить русский народ, проживающий вблизи святых мест. Казалось, совсем недавно прошли наши стопы по выгоревшей и пыльной дороге острова, ведущей к домику-келье старца. Вроде бы вчера состоялась незабываемая встреча с матушкой Николаей, беседа с которой оставила глубокий чистый след в душе искренностью слов и несгибаемой верой в возрождение и процветание Великой России.
На первых шагах к возрождению святыни началось собирание русских людей-подвижников вокруг имени преподобных Феофила и Иакова Омучских. Спустя год после благословения старца, псковский иконописец Ольга — дочь моей одноклассницы Татьяны Александровны Солнышкиной — по просьбе своей матери дала согласие Во Славу Божию написать икону преподобного Феофила. Другая моя одноклассница — матушка Наталия (Алексеева) из Витебска — посодействовала в приобретении специально обработанной доски для написания иконы. Человек добрейшей души — Юрий Алексеевич Логинов из деревни Новоселье — бескорыстно изготовил и установил новый деревянный крест на могиле преподобного, а также соорудил лестницу к бывшей монастырской купели. Как заметны добрые слова благословения старца, ставшие зримо проявляться на развалинах святыни! Чьи-то добрые руки аккуратно обложили могилку преподобного кирпичами, под разрушенными сводами храма чья-то добрая душа повесила иконку Божией Матери и прикрепила лампадку из зеленого стекла…
Интересно устроена наша жизнь, сколь неожиданны и неизведанны ее пути, проселки и большаки, по которым для каждого пролегает своя дорога к Храму. В прошлом году судьба привела нас с моим другом — талантливым военным врачом и замечательным православным человеком — Погорецким Борисом Антоновичем, моими родителями и братом Вячеславом Яковлевичем в эти дорогие места святой земли псковской. В погожий осенний день середины сентября 2003 года от Рождества Христова у разрушенных сводов храма собрались местные жители, ребята из патриотического клуба «Родина» и учителя истории школ стружского района по случаю возвращения прежнего исторического названия деревне Феофилова Пустынь. С приветственным словом к собравшимся обратился заместитель главы администрации района Михаил Петрович Муштуков, а батюшка Константин Бабин впервые после семидесятилетнего перерыва и забвения отслужил молебен с акафистом преподобному Феофилу, игумену Омучскому, Лужскому чудотворцу.
Видя дорожные указатели с новым или вернее прежним, наименованием деревни, испытываешь определенную радость от свершившегося. Это ли не добрый знак пробуждения людского сознания и будущего возрождения святыни, говорящий о том, что с Божией помощью у русских людей все обязательно получится, что недалеко то время, когда над нашими окрестностями, вливаясь в стройный праздничный перезвон больших и малых колоколов других святынь земли псковской, поплывет радостный чарующий благовест колоколов восстановленной обители. Перед новыми и сохраненными старыми образами церкви Во Имя Успения Божией Матери села Феофилова Пустынь в престольные праздники затеплятся тысячи свечей и лампадок, а возведенные заново стены с трудом будут вмещать сотни прихожан, пришедших на молитву.
Все доброе вершится на нашей грешной земле во славу Божию и с Его Помощью, но не само собой. Трудное время переживает сейчас Россия и люди русские. Трудно восстанавливать порушенные храмы, но еще труднее созидать Храм в душе. И вновь на память приходят заветные слова старца Николая с Талабских островов, обращенные к православным русским людям: «Не спите!», — и последнее мудрое пророческое напутствие батюшки: «Не теряйте Пасхальную Радость! Христос Воскресе!»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика