Труд | 25.05.2004 |
Юрий Кублановский, поэт, публицист:
— Существует довольно-таки распространенное мнение, что возвращение Солженицына в 1994 году оказалось «исторической неудачей» писателя, опрокинувшего коммунизм идеологически еще до того, как тот физически рухнул. «Солженицын не нашел своего места в постсоветскую эпоху» — одни об этом сожалеют, кто-то разочарован, а «интеллигентское большинство», пожалуй что, и злорадствует.
Недоумеваю и не могу с этим согласиться. Скажите на милость, чего ждали от Солженицына? Что вот вернется, возглавит, вытянет и спасет? А теперь пеняют, что он «сдрейфил» и не взял власть, которая в какой-то момент сама шла к нему в руки? Какое лицемерие! Ведь этого-то еще со времен перестройки больше всего как раз и боялись, боялись все — в амплитуде от рыночников до коммунистических патриотов. Еще тогда Солженицына буквально понуждали высказаться, а когда это произошло, набросились и принялись утюжить свод его размышлений «Как нам обустроить Россию» с яростью, достойной лучшего применения. Ибо в работе этой была глубина, намного превосходившая по своему потенциалу как либеральное, так и неосоветское блеяние тогдашних «мыслителей». Так что сделай Солженицын хоть шаг в сторону своего политического продвижения, его буквально по-носорожьи затоптали бы и слева, и справа, а потом еще и обвинили бы во всех общественных неудачах.
Писатель недавно сам объяснил «линию своего поведения», обнародовав в журнале «Новый мир» свои размышления 1991 года: «В России и прежде — а в нынешней заверти особенно — влиять на события, вести их может только тот, в чьих руках поводья власти, и для всякого — и для меня, если б я сейчас нырнул туда мгновенно, — единственный путь повлиять — пробиваться к центру власти, но это мне — и не по характеру, и не по желанию, и не по возрасту. Так — я не поехал в момент наивысших политических ожиданий меня на Родине. И уверен, что не ошибся тогда. Это было решение писателя, а не политика. За политической популярностью я не гнался никогда ни минуты».
…Вернувшись на Родину, великий писатель не только опубликовал за последнее десятилетие несколько новых выдающихся произведений, исторических исследований и эссе. Он, что тоже немаловажно, стал единственной плодотворной и четкой оппозицией той олигархической «малине», что по мановению Ельцина и Гайдара возникла на посткоммунистическом пространстве России. Представьте на минуту, что оппозиция наша — это Новодворская, Минкин с одной стороны и Проханов и Лимонов — с другой, и нету никого глубже. Представьте и поежьтесь: страшно, аж жуть. Впору бежать на Старую площадь сдаваться и продаваться.
Пожалуй, только наличие Солженицына дает нашей жизни последних десяти лет тот нравственный и культурный стержень, который, собственно, и называется Историческим Смыслом.
Леонид БОРОДИН, прозаик, главный редактор журнала «Москва»:
— Александр Исаевич, находясь в изгнании, сказал однажды: мы вернемся. И это случилось. Я очень рад, что он в России. Рад, что хоть иногда сбывается то, о чем мы говорили, не имея на это никаких реальных оснований. А их тогда не было.
У меня не было иллюзий, что возвращение Солженицына сможет изменить или повлиять на ситуацию, сложившуюся в стране, — чтобы преодолеть смуту, надо пережить целую эпоху. Но сегодня Александр Исаевич на своем месте. Он делает то, что может. Бог и природа дают ему на это силы. Для какой-то части общества он — ориентир, пример работоспособности, определенной устойчивости. Солженицын подобен крепости, которая держится, несмотря ни на что. И это многим придает силу, энергию, вселяет надежду. А у кого-то вызывает злобу, как мы убедились недавно на примере восприятия некоторыми печатными органами его последней работы «Двести лет вместе». А если есть такая взаимоисключающая реакция, значит, то, о чем говорит писатель, важно и злободневно.
Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор:
— Солженицын — масштабная, знаковая фигура в истории страны и, шире, мировой истории. Именно поэтому бесполезно ожидать от него тех шагов, на которые рассчитывало обыденное сознание очень многих людей.
Насильственно выдворенный, он всегда стремился вернуться в Россию. Но вернулся по сути в другую страну. С распадом Советского Союза (которого, кстати, Солженицын вовсе не желал) Россия оказалась искалеченной. Это инвалид, у которого оторваны руки, ноги, изувечены суставы и хребет.
Думаю, для Александра Исаевича видеть это искалеченное тело и душу Родины крайне тяжело. В его творчестве есть два особенно важных послания нам. Одно из них — «Жить не по лжи», на основе которого я, кстати, написал симфонию с тем же названием. Это солженицынское сочинение чрезвычайно актуально сегодня, когда в стране такое количество именно лжи и ее верного спутника — насилия. К сожалению, мы пренебрегли нравственной установкой, которую нам давали Толстой, Достоевский, Чехов, а теперь дает Солженицын. «Зачем стадам дары свободы?» — пишет Александр Исаевич, цитируя Пушкина. Увы, мы вполне в духе того же пушкинского раздумья предпочли истинной свободе «ярмо с гремушками да бич» — замечательный образ, точно характеризующий, между прочим, и то искусство, которое предлагается нынче публике. На этом фоне произведения Солженицына восприняли всего лишь как факт литературы, а не как моральную заповедь. Образовался колоссальный разрыв между нравственной позицией писателя и его аудиторией. Ей это неинтересно, она желает жить в обществе комфорта, не обременяя себя узами морали.
Солженицын сделал попытку образумить соотечественников, написав «Как нам обустроить Россию». Но такое впечатление, что никто из политиков эту работу не читал: это следует из их действий, никак не направленных на обустройство страны. А уж бизнесменам и шоуменам всяческого рода, которые манипулируют не столько общественным сознанием, сколько массовым подсознанием, Солженицын просто мешает. Писателю сперва дали слово в телеэфире, но довольно быстро, испугавшись, этой возможности лишили, заменив на рекламу, попсу, аншлаги и поля чудес…
Если звезды гасят — значит, это кому-то нужно. Звезду Солженицына погасить невозможно, как ни стараются это сделать те, кто обрек писателя на искусственную изоляцию. Уверен, пройдет много лет, и забудутся имена этих шоуменов, но семена, посаженные Солженицыным, все же прорастут, и люди осознают его место в ряду самых великих пророков Отечества.
Материалы подготовили
Бирюков Сергей, Неверов Александр.