Радонеж | Елена Малер-Матьязова | 06.06.2011 |
Император Константин и царица Елена были канонизированы христианской Церковью как равноапостольные святые, а выражения «новый Константин» и «новая Елена» стали нарицательными, применяемыми по отношению к выдающимся историческим деятелям, посвятившим свою жизнь утверждению и распространению христианства. Именно так в Византийской империи величали императора Юстиниана и царицу Феодору, а на Руси — великого князя Владимира, крестителя Руси, и великую княгиню Ольгу, при крещении получившую имя царицы Елены. Едва ли можно найти исторических деятелей, сыгравших столь же огромную роль для становления христианской цивилизации, в связи с чем они и почитаются всем христианским миром. Но сохранились ли хоть какие-то останки святых равноапостольных Константина и Елены до наших дней и где они находятся в современной Европе?
В 337 году император Константин в последний раз отпраздновал Пасху в Константинополе, принял святое крещение в Никомидии и скончался на 65-м году жизни и на 32-м году своего царствования в день Пятидесятницы — день основания христианской Церкви. Тело равноапостольного Константина из Никомидии было торжественно перенесено в Константинополь и положено в его величественной Апостольской церкви. Этот храм святых Двенадцати Апостолов был построен по проекту самого императора в самом центре города в качестве одного из главных храмов столицы. По замыслу Константина, он был предназначен для хранения святых мощей апостолов Христовых, а также для императорской усыпальницы. Его подробное описание было сделано Евсевием Кесарийским в хронике «Жизнь блаженного василевса Константина», в которой он пишет: «Именно в этом храме он приготовил сам себе место на случай своей кончины, чрезвычайной силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских, и желая даже после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов. Итак, соорудив там двенадцать ковчегов, как бы двенадцать священных памятников, в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (Книга 4, глава 60). В Апостольской Церкви мощи святого императора Константина, как и останки других византийских императоров, покоились более 1000 лет, пока в 1453 году не произошло завоевание Константинополя турками, после которого по приказу султана Мехмеда II храм святых Двенадцати Апостолов был уничтожен вместе со всеми хранящимися в нем святынями и реликвиями. На его месте в центре города была построена огромная мечеть Фатих Джами — мечеть Завоевателя, в которой впоследствии был возведен мавзолей самого Мехмеда II. И с тех пор, никаких сведений о местоположении останков императора Константина Великого нет, что является огромной потерей для всего христианского мира.
Мощи святой императрицы Елены могла и должна была постигнуть та же самая участь, что и останки всех находившихся в усыпальнице Апостольской церкви византийских императоров, но этого, благодаря определенным обстоятельствам, не произошло. Царица Елена скончалась по одним сведениям в 327, по другим — в 330 году в своем императорском дворце либо в Никомидии, либо в Трире. Поскольку Константинополь к этому времени еще не был основан, останки царицы Елены были перенесены в Рим и похоронены в построенной Константином императорской усыпальнице на Лабиканской дороге при базилике Святых Маркеллина и Петра (Santi Marcellino e Pietro). А через несколько лет, останки царицы Елены, или их часть, были перенесено в новую столицу Константинополь и положено в императорской усыпальнице храма Двенадцати Апостолов. Далее же последовала продолжительная история распространения частей мощей святой царицы Елены по самым разным странам и Западной, и Восточной Европы. Так, согласно сохранившимся в католическом предании сведениям, в XII веке по приказу папы римского Иннокентия II, часть мощей царицы Елены была перенесена в римскую базилику Пресвятой Богородицы «на жертвеннике» (Santa Maria in Aracoeli). Эта церковь была возведена в VI веке на вершине Капитолийского холма, где по легенде тибурская сивилла Альбунея предсказала императору Августу приход Мессии. Мощи царицы были положены в порфировой гробнице в приделе Святой Елены, слева от главного алтаря церкви, где они выставляются для поклонения и в наше время.
Другая часть мощей святой Елены была похищена в IX веке монахом Теджисом, получившим от них чудесное исцеление, и была помещена им во французском монастыре Святого Петра в Овилье у Реймса. Там святые останки хранились вплоть до начала XIX века, и за это время прославились на всю Европу происходящими от них многочисленными чудесами, превратив Овилье в один из известных паломнических центров. Во время Французской революции и начавшихся гонений на Церковь, один из монахов обители Овилье, зная, что в нее направлен отряд, получивший приказ разрушить монастырь и конфисковать монастырское имущество, перенес святыню в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в XIX веке мощи царицы Елены были переданы рыцарям Святого Гроба Господня, которые положили их в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Saint-Leu-Saint-Gilles). Это — старинный французский храм XII века, посвященный святым мученикам епископу Лё и отшельнику Жилю, в котором рыцари Святого Гроба проводили ежегодные собрания. Мощи царицы Елены были положены в раку под алтарем вместе со всеми документами, сопровождавшими их в течение семи веков, подтверждающими их перенесение еще в IX веке из Рима. Там они хранятся и в настоящее время, причем их нахождение в этой парижской церкви было обнаружено совсем недавно — в самом конце XX века. На протяжении долгого времени рака со святыми мощами находилась высоко над главным престолом храма; но после того, как она была обнаружена и к ней потянулись паломники, под ним была устроена специальная крипта для хранения мощей святой царицы. 28 сентября 1997 года — на следующий день после праздника Крестовоздвижения — в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль перед мощами святой Елены был совершен первый за последние девять веков православный молебен.
Еще одна часть мощей святой царицы Елены — её святая глава — на протяжении веков хранится в старом немецком городе Трире. Некогда он был одним из главных городов страны: при императоре Диоклетиане он стал одной из четырех столиц Империи, а при Константине — на целое десятилетие столицей объединенной Римской империи. В Трире Константином и Еленой был построен Кафедральный собор Святого Петра — старейший собор на территории Германии, основанием для которого послужил дом святой Елены, пожертвованный ею христианской общине города. Именно в Трир в 326 году царица Елена привезла часть обретенных ею в Иерусалиме христианских реликвий, что превратило город в один из центров общеевропейского паломничества. По сведениям служителей Трирского собора Святого Петра, в 1356 году ему была передана глава святой императрицы Елены императором Священной Римской империи Карлом IV, и тех пор эта святыня хранится в реликварии Трирского собора вплоть до наших дней. Наконец, небольшие частицы мощей святой царицы Елены находятся в самых разных храмах и монастырях Греции — на Афоне, Кипре, Крите, Лесбосе, Хиосе…
Так, если о нахождении мощей или каких-нибудь частей останков святого императора Константина до сих пор ничего не известно, то святые мощи императрицы Елены, напротив, сохранились и оказались разбросанными по разным странам Европы. Причем по городам, действительно имеющим отношение к ее жизни, которые могут быть объединены единым паломническим маршрутом, проходящим через Италию, Германию, Францию и Грецию — паломнический путь «по городам святой Елены».