Московские новости | Борис Юнанов | 25.05.2004 |
МЕЖДУ МАКИАВЕЛЛИ И ХОМЕЙНИ
У ас-Садра пухленькие, слегка закорюченные пальцы служителя культа, редко расстающегося с четками. 10 апреля 2003 года он по обыкновению перебирал их, когда к нему пришли пятеро его верных сподвижников и попросили санкции на физическое устранение шейха Абдель-Маджида аль-Хои, проамерикански настроенного шиитского авторитета, прибывшего всего лишь неделю назад в Ирак рейсом из Лондона. «Только не тяните. Действуйте прямо сейчас по воле Аллаха», — ответил ас-Садр.
41-летнему аль-Хои нанесли 28 ударов ножом. Умеренный клерикал, интеллектуал и космополит, сын Абулкассема аль-Хои, одного из самых уважаемых шиитами всего мира религиозных деятелей, он был козырной картой американцев в становлении постсаддамовского Ирака. Не исключено, что именно после убийства аль-Хои у американцев все пошло наперекосяк, потому что систему взаимоотношений с местным шиитским большинством они изначально выстраивали под этого деятеля. Зато мало кому известный Муктада ас-Садр, напротив, начал восхождение на Олимп сопротивления. Тот факт, что началось оно с коварного убийства единоверца, сейчас никого из сторонников ас-Садра не интересует. Борцов с «Большим сатаной» в Ираке не судят. И только ли в Ираке?
Почувствовав уверенность, ас-Садр всего через несколько дней после убийства аль-Хои посылает своих людей к духовному лидеру шиитов Эн-Наджафа аятолле Али аль-Систани с ультимативным требованием в течение 48 часов покинуть страну. Но на этот раз выходит осечка. 73-летний аль-Систани опирается на безоговорочную поддержку марджайи — высшего религиозного совета, состоящего из четырех аятолл. «Вы не по годам дерзки», — слышит от них ас-Садр…
Недоброжелатели называют ас-Садра «Макиавелли с примесью Хомейни». От первого в нем — убежденность в том, что «цель оправдывает средства», невзирая на нормы морали; от второго — традиционно импонирующий шиитам радикализм, культ мученичества, а также неприятие принципа разделения духовной и светской власти.
Всего за несколько месяцев Муктада ас-Садр, начисто лишенный харизмы семинарист-недоучка, так и оставшийся на низшей ступени шиитской клерикальной иерархии — в ранге ходжатольэслама, стал «своим имамом», идолом для мустазафинов — шиитского пролетариата — практически во всех крупных городах иракского юга, включая Багдад.
Вначале ас-Садр создал исламские трибуналы, которые предали казни сотни бывших членов партии «Баас». После чего, все больше переключаясь на борьбу с «Большим сатаной», сформировал шиитскую милицию, которую назвал «армия Махди» («Джаиш аль-махди») — в честь легендарного имама-отшельника, второго пришествия которого шииты ждут уже много веков подряд. За полтора месяца ожесточенных столкновений с «милиционерами» ас-Садра войска коалиции потеряли более сотни солдат убитыми.
ТАЙНЫ ШИИТСКОГО ДВОРА
Род Садров в мартирологе выдающихся шиитских богословских династий не менее знаменит, чем Хакимы, Хои или Систани. Но это династии заклятых соперников.
Отец Муктады — аятолла Мухаммед Садек аль-Садр, автор многих богословских трудов, чьи портреты украшали некогда публичные места в Ираке, — по сей день служит эталоном для молодых солдат «армии Махди». 19 февраля 1999 года 80-летний аятолла был убит вместе с двумя своими сыновьями — Моаммалем и Мустафой. Баасистский режим отрицал свою причастность к этому убийству, хотя многие шииты уверены: убийцы были оплачены лично Саддамом.
Муктада, младший из трех братьев, укрылся в доме матери. И, как рассказывают, так никогда и не оправился от пережитого потрясения. Он до сих пор уверен, что его отца предали, прежде всего члены верховной марджайи и лично аятолла аль-Систани, всегда противившийся вхождению Садра-старшего в четверку «великих аятолл» Эн-Наджафа. Здесь все знают, что аль-Систани (он, как и убитый аль-Хои, — перс по происхождению) не мог простить отцу Муктады поддержку войны, начатой Саддамом против Ирана в 1980 году.
Всем, однако, ясно и то, что противостояние Муктады ас-Садра и клана аль-Систани носит не столько личный и семейный характер. Это прежде всего борьба за контроль над шиитским большинством в Ираке, за будущее государственное устройство страны и за свою собственную роль в нем.
Для ас-Садра, нацеленного на создание исламского государства, категорически неприемлема стратегия аль-Систани — вместо антиамериканского джихада подыгрывать американцам в проведении «свободных и честных выборов», которые якобы почти гарантируют переход власти в стране к шиитам. Ударом ножом в спину назвали в окружении ас-Садра последний демарш аль-Систани — сбор подписей иракских шиитов под петицией с призывом к бойцам «армии Махди» разоружиться и разойтись по домам.
ТЕНЬ ИРАНА
Вопрос о роли Ирана в становлении Муктады ас-Садра возникает сам собой. На этот счет есть слухи, домыслы, ссылки на названные и неназванные источники. А вот с достоверными, проверенными фактами — проблема. Так, некий представитель иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) заявил выходящей в Лондоне общеарабской газете «Аш-Шарк аль-Аусат», что «армия Махди» ежемесячно обходится Ирану в 80 миллионов долларов" и что якобы 1,5 тысячи иракских шиитов обучались у инструкторов КСИР партизанской борьбе в трех спецлагерях на ирако-иранской границе.
Другие источники указывают на то, что в подготовке боевиков ас-Садра активное участие принимала также ливанская шиитская группировка «Хезболла», с лидерами которой ас-Садр давно водит дружбу: в свое время его отец вместе с шейхом Фадлаллой, духовным лидером «Хезболлы», создавал партию «Аль-Дауа» («Призыв»).
Однако все эти «данные», если взять их на веру, порождают лишь новые вопросы: нарушил ли таким образом Муктада ас-Садр давний обет своего клана — не связываться с иранскими аятоллами ни при каких обстоятельствах? Или он смирился с тем, что созданная его отцом сеть благотворительных учреждений, получая в основном средства из Ирана, начала подпадать под иранское влияние? Наконец, куда смотрит Вашингтон, которому Иран твердо пообещал не вмешиваться?
Да и для Ирана как-то нелогично финансировать мятежного лидера с непредсказуемой судьбой, когда под рукой есть всегда готовый к компромиссам аятолла аль-Систани, к тому же этнический перс.
«САТАНА» НЕ ПРАВИТ БАЛ
Феномен ас-Садра во многом порожден неумелыми действиями американцев в Ираке. Обвинительное заключение в отношении Муктады ас-Садра по делу об убийстве шейха аль-Хои лежало на столе у главы временной американской администрации Пола Бремера с осени 2003 года. И только в марте 2004-го тот выдал санкцию на арест обвиняемого. Заодно распорядившись закрыть издававшийся ас-Садром (опять же, говорят, на иранские деньги) еженедельник «Аль-Хавза» — за призывы к насильственному свержению государственного строя и убийствам американских солдат. Говорят, американцы, мол, до поры не трогали ас-Садра, не желая создавать из него героя. Ну, так и что с того? Героя он создал из себя сам.
Случались у «сатаны» и более серьезные ошибки. Не было ли, к примеру, политически опрометчивым решение Бремера снять с должности главы нового иракского МВД шиита Нури Бадрана? Ответ на этот вопрос очевиден, учитывая сохраняющееся неверие шиитов в то, что при новой власти их допустят-таки к рычагам госуправления. Наконец, бесконечные проволочки с разработкой новой иракской Конституции… Ведь если шииты заранее не увидят, роль какого винтика уготована им в государственном механизме, вся затея с передачей власти местной администрации 30 июня априори лишена смысла.
Революция пожирает своих детей только в том случае, если она «великая французская» или «великая октябрьская». Революция демократическая, напротив, пожираема своими детьми. Ругать сейчас Америку в Ираке — все равно что в России Чубайса: более короткого пути к популярности не сыскать. Главное при этом — невинно «забыть» о том, что было «до Америки». О том, что именно американские солдаты принесли в Ирак политический плюрализм и разного рода свободы, которыми первыми воспользовались как раз люди типа ас-Садра.
Свалив с пьедестала Саддама, «Большой сатана» ошибочно посчитал свою миссию в основном исчерпанной. И жестоко за это поплатился.
Досье МН
«Муктада ас-Садр и его сторонники постоянно делают ставку на антиангло-американизм. Они раскручивают спираль насилия в надежде на то, что аятолла аль-Систани не сможет его остановить и в итоге вынужден будет присоединиться к самим насильникам»
Газета «Уолл-стрит джорнэл» (США)
«Американцы слишком увлеклись ведением огня и прозевали ас-Садра. Им следовало бы заранее и притом весьма деликатно решать местные проблемы, учитывая особенности каждой социальной группы в Ираке. В противном случае проблему под названием „Муктада ас-Садр“ им не решить никогда».
Газета «ИранЭмруз» (Иран)
«Необходимо уже сейчас развенчать претензии ас-Садра. Его деяния не имеют под собой никакой идеологии или политической программы. Он просто реализует планы, разработанные другими. Неотесанный и малограмотный деятель, он целиком находится на содержании Ирана».
Газета «Аль Рафидаин» (Ирак)